Понятие применения права. Субъекты применения права. Стадии применения права и его виды. Требования к применению права. Акты применения права и их виды
Применение права – это властная организующая деятельность компетентных органов по реализации норм права в конкретном случае, в результате которого выносится индивидуально-правовой акт (акт применения права).
Путем применения государство в своей деятельности осуществляет две основные функции: а) организацию выполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование посредством индивидуальных актов; б) охрану и защиту права от нарушения.
Соответственно выделяются две формы применения права: оперативно-исполнительная и правоохранительная.
Признаки применения права:
1. Организующая властная деятельность государства и общественных организаций. Она связана с особыми приемами разрешения жизненных ситуаций, требует профессиональных знаний, навыков. Учитывая это, государство наделяет специальных субъектов властными полномочиями для осуществления такой деятельности. Это государственные органы, должностные лица, общественные организации, трудовые коллективы.
Граждане не являются субъектами правоприменения, поскольку государство не уполномочило их на эту деятельность.
2. Применение права осуществляется в рамках конкретных правовых отношений.
3. Деятельность осуществляется в особых, установленных процессуальным законом формах.
4. В результате правоприменения выносится индиви-дуальный правовой акт (акт применения права).
Существуют следующие стадии применения права:
а) установление фактических обстоятельств дела;
б) установление юридической основы дела. Сюда относится подбор правовой нормы, проверка его подлинности, толкование нормы права;
в) принятие решения по делу.
Акт применения права – это официальное решение компетентного органа по конкретному юридическому делу. Акты применения права чрезвычайно разнообразны.
Виды актов применения:
1. по субъектам, осуществляющим применение права:
а) акты государственных органов и общественных организаций;
б) акты главы государства – Президента РК;
в) акты органов управления;
г) акты органов правосудия;
д) акты органов прокуратуры;
е) акты коллегиальные и единоличные;
2. по форме правоприменительной деятельности:
а) исполнительные акты;
б) правоохранительные акты;
3. по форме внешнего выражения:
а) акты-документы – надлежаще оформленное решение конкретного органа, составленное в письменной форме. В основном, акты-документы состоят из четырех составных частей – вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной.
б) акты-действия – это действия субъектов правопри-менения, которые обладают властной силой и влекут юридические последствия (устные распоряжения руководителя органа, жесты милиционера, осуществляющего регулирование движения транспорта и пешеходов).
4. по времени:
а) акты однократного действия (наложение штрафа);
б) длящиеся (регистрация брака, назначение пенсии и др.).
Пробелы в праве и пути их устранения
В практике правоприменения возникают случаи, когда определенные обстоятельства, имеющие юридический характер, не урегулированы нормами права. Подобное состояние называется пробелом в праве.
Пробелы в праве это отсутствие в действующей системе законодательства нормы права, необходимой для решения вопроса, требующего правового регулирования.
Существуют следующие методы, способы преодоления, выполнения пробелов в праве:
1. Аналогия закона – применение в процессе применения сходной правовой нормы.
2. Аналогия права – решение конкретного дела на основе общих принципов права (гуманизм, справедливость, равенство перед законом и др.).
Аналогия закона и аналогия права должны применяться в исключительных случаях.
В уголовном праве аналогия права и аналогия закона запрещаются, поскольку действует непреложный принцип “нет преступления без указания на то в законе”, что служит гарантией защиты личности. В других отраслях права аналогия допускается, а в таких, как гражданское и гражданско-процессуальное право, она прямо закреплена.
Система права. Структурные элементы системы права и их общая характеристика.
Система права – внутреннее строение права, выражаю-щееся в единстве и согласованности всех действующих правовых норм и их логическом распределении по отраслям, подотраслям и правовым институтам.
Система права состоит из:
а) правовой нормы;
б) отраслей права;
в) подотраслей права;
г) правовых институтов.
Система права – это строение самого права, его подразделение на нормы отрасли, подотрасли и институты. Системное устройство права означает, что оно представляет собой целостное образование, состоящее из множества элементов, находящихся между собой в определенной иерархической связи.
Основные черты системы права:
1) ее первичным элементом выступают нормы права, которые объединяются в более крупные образования – институты, подотрасли, отрасли.
2) ее элементы не противоречивы, внутренние согласованы, взаимосвязаны,что придает ей целостность и единство.
3) она обусловлена социально-экономическими, политическими, национальными, религиозными, культурны-ми, историческими факторами.
4) имеет объективный характер, так как зависит от объективно существующих отношений и не может создаваться по чисто субъективному усмотрению людей. Если предмет отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод – как регулирует. Метод правового регулирования – это совокупность юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных общественных отношений. Выделяют следующие основные методы правового регулирования:
1) императивный – метод властных предписаний, субординации, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях;
2) диспозитивный – метод равноправия сторон, координации, основанный на дозволениях;
3) поощрительный – метод вознаграждения за определенное заслуженное поведение;
4) рекомендательный – метод совета осуществления конкретного желательного для общества и государства поведения.
Рассмотрим структурные элементы системы права.
Правовая норма – это единичное общеобязательное правило поведения, регулирующее общественное отношение, гарантируемое и санкционируемое государством и выраженное в статьях нормативных актов.
Отрасль права – это наиболее крупная часть системы права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих качественно однородную сферу общественных отношений присущим ей методом правового регулирования.
Признаки отрасли права:
– каждая отрасль имеет свой предмет правового регулирования и свой метод правового регулирования;
– имеет свое законодательство, как правило, самостоятельные кодексы;
– имеет свой особый юридический режим, регламентирующий правовое положение субъектов права, устанавливающий способы реализации прав и обязанностей и государственно-правовые меры, направленные на неукоснительную реализацию правовых норм.
Подотрасль права по сравнению с отраслью права объединяет меньшие группы правовых норм и регулирует родственные общественные отношения. Например, предпринимательское право – это подотрасль гражданского права, налоговое право - это подотрасль финансового права.
Институт права – это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный вид (группу) общественных отношений. Институт права – это сравнительно небольшая устойчивая совокупность правовых норм. Правовые институты призваны регламентировать отдельные участки, фрагменты, стороны общественной жизни. Институт – составная часть, блок, звено отрасли. В каждой отрасли права можно выделить множество институтов. Например, в уголовном праве – институт назначения наказания, институт освобождения от уголовной ответственности; в семейном праве – институт брака, институт усыновления, институт развода; в гражданском праве – институт договора купли-продажи, институт юридического лица, институт исковой давности и т.д.
Все институты функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом – как внутри данной отрасли, так и вне ее. Существуют комплексные сложные правовые институты. Это более крупная совокупность правовых норм, имеющая в своем составе более мелкие самостоятельные образования, называемые субинститутами. Например, институт поставки в гражданском праве включает в себя институт штрафа, неустойки, ответственности.
Юридическим критерием для обособления той или иной совокупности в конкретный правовой институт служат три признака:
1) юридическое единство правовых норм;
2) полнота регулирования определенной совокупности общественных отношений;
3) обособление норм, образующих правовой институт, в главах, разделах, частях и иных структурных единицах законов и других нормативно-правовых актов.
Классификация отраслей права:
1) профилирующие, базовые отрасли, охватывающие главные правовые режимы; причем над всей системой отраслей права стоит конституционное право, затем материальные отрасли – гражданское, административное, уголовное право и соответствующие им процессуальные отрасли – гражданско-процессуальное право, административно-процессуальное и уголовно-процессуальное право;
2) специальные отрасли, где правовые режимы приспособлены к особым сферам общества: трудовое право, земельное, финансовое право, право социального обеспечения, семейное право.
3) комплексные отрасли, для которых характерно соединение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслей: аграрное право, экологическое право, торговое право, прокурорский надзор, морское право.
В юридической литературе выделяют следующие отрасти права:
1) конституционное (государственное) право;
2) гражданское право;
3) административное право;
4) уголовное право;
5) земельное право;
6) трудовое право;
7) семейно-брачное право;
8) уголовно-процессуальное право;
9) аграрное (сельскохозяйственное) право;
10) уголовно-исполнительное право;
11) экологическое (природоохранное) право;
12) финансовое право;
13) гражданско-процессуальное право;
14) международное право.