Государственное устройство. Ботсвана - унитарное государство

Ботсвана - унитарное государство. В административном отношении делится на 10 провинций.

Действует Конституция 1966 г. По форме правления Ботсвана президентская республика. Политический режим - либеральный. Ботсвана является одной из немногих стран Африки, сохраняющих многопартийную систему с момента достижения независимости.

Законодательная власть принадлежит Президенту и Национальной ассамблее в составе спикера и 45 депутатов (40 депутатов избираются населением путем всеобщих выборов, 4 - назначаются Президентом Республики, генеральный атторней входит в парламент по должности). Срок полномочий Национальной ассамблеи - 5 лет. Имеется консультативный орган - Палата вождей, состоящая из 15 вождей (8 наследственных вождей входят в Палату по праву, 7 - избираются). Ее мнение обязательно заслушивается по законопроектам, касающимся изменения Конституции, обычаев, семейного и земельного права.

Глава государства - Президент, избираемый депутатами Национальной ассамблеи сроком на 5 лет. Он может быть переизбран еще раз. В период отсутствия Президента функции главы государства выполняет Вице-президент, который назначается Президентом. Он входит в состав правительства.

Исполнительная власть осуществляется Президентом, Вице-президентом и правительством. Президент возглавляет правительство, назначает министров из числа членов Национальной ассамблеи.

Правовая система

Правовая система Ботсваны носит смешанный характер. Ее элементами являются римско-голландское право, внесенное на территорию Южной Африки колониальными властями Голландии в середине XVII-XVIII вв. (см. раздел "Южно-Африканская Республика"), английское общее и местное обычное право. Первое преобладает в сфере гражданского права, второе - в области уголовного права и процесса, а также современного торгового права, третье - в брачно-семейных, наследственных и земельных отношениях.

В вопросах брачно-семейных отношений обычное право разрешает полигамию (многоженство) и дискриминирует женщин. Последние после вступления в обычно-правовой брак практически теряют дееспособность. В последние годы законодатель предпринимает активные попытки улучшить правовое положение женщин в обычно-правовых браках.

Экономическое законодательство направлено на поощрение частного предпринимательства и привлечение иностранных инвестиций.

Конституция и трудовое законодательство закрепляют право на свободное объединение в профсоюзы, коллективные переговоры и забастовку. Однако последнее право ограничено столь сложными арбитражными процедурами, что легальные забастовки крайне редки.

Основным источником уголовного права является УК 1964 г. Он представляет собой вариант модельного акта, разработанного в 1920-е гг. министерством колоний Великобритании на основе УК Квинсленда 1899 г. и УК Нигерии 1916 г. Аналогичные кодексы были введены во многих других английских колониях в Африке, на Кипре и Фиджи. Привлечение к уголовной ответственности на основании норм обычного права запрещено Конституцией. Среди видов наказания сохраняется смертная казнь, которая предусмотрена за убийство, измену, покушение на жизнь главы государства и различные воинские преступления, такие, как мятеж и дезертирство во время военных действий.

Закон об уголовном процессе и доказательствах основан на модели ЮАР. Конституция и законодательство закрепляют гарантии демократического уголовного судопроизводства. Любое лицо должно быть доставлено в суд не позднее 48 часов с момента ареста или задержания. Все лица, кроме обвиняемых в убийстве, имеют право на освобождение до суда под залог.

Судебная система. Органы контроля

Судебная система включает Апелляционный суд (высшая судебная инстанция), Высокий суд (первая инстанция по наиболее значительным делам, апелляционная - по другим делам) и магистратские суды. Председатели Апелляционного и Высокого судов назначаются Президентом Республики непосредственно, другие судьи - по рекомендации независимой Комиссии судебной службы.

Большинство мелких преступлений (проступков), а также брачно-семейных, земельных и других имущественных споров рассматриваются в традиционных судах обычного права (dikgotla). Судьи этих судов назначаются племенным лидером или избираются общиной. Стороны имеют право выбора между гражданскими и традиционными судами. Решения судов обычного права могут быть обжалованы в Апелляционный суд обычного права, а решения последнего - в Высокий суд.

Органом конституционного контроля является Высокий суд.

Уголовное преследование осуществляется под руководством генерального атторнея, который также является главным юридическим советником правительства.

Контроль за соблюдением прав человека в деятельности госадминистрации осуществляет служба Омбудсмана.

Высшим органом финансового контроля выступает генеральный аудитор.

Литература

Roberts S. Botswana // International Encyclopedia of Comparative Law. Vol. 1. 1972.

Бразилия

Наши рекомендации