Совесть как выражение нравственной самооценки госслужащего
Совесть – самооценивающее чувство, переживание, регулятор поведения людей.
Совесть – категория этики, характеризующая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности.
Совесть – субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом, другими людьми, выступающее как долг и ответственность перед самим собой.
Совесть – это способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному.
Чувство совести ограждает человека от дурного, порочного, стимулирует благородство, ответственность.
Роль совести особенно важна, когда человек находится перед моральным выбором, а внешний контроль со стороны общественного мнения или исключается, или затруднен.
Религиозное понимание совести проявляется еще в древнем мире. Но в эти же времена проявляются и другие трактовки и совести, и других проявлений морального сознания. Так, Аристотелъ пишет, что и ум, и совесть люди имеют от природы.
Проблема морального выбора и моральной оценки поступка.
Выбор моральный — акт духовной деятельности личности, предшествующий принятию решения, предопределяющий содержание будущего практического действия. Наличие морального выбора— отличительная черта морального поступка, предполагающего свободу личного решения, способность человека выбирать между добром и злом.
Выражается в оказании предпочтения одному из возможных поступков в конфликтной ситуации, когда сталкиваются между собой интересы личности и общества (личная склонность и долг), собственные и чужие интересы (соображения эгоизма и альтруизма) или же вступают в противоречие различные моральные требования (напр., когда выполнение обязательства может причинить ущерб обществу или отдельным лицам, когда требование благодарности влечет за собой нарушение принципиальности и т. п.).
Моральная оценка — одобрение или осуждение моральным сознанием различных явлений социальной действительности, при котором оно устанавливает соответствие или несоответствие поступка), черт характера личности, общественного образа жизни определенным моральным требованиям.
Свое положительное или отрицательное отношение к объектам моральной оценки люди могут выражать в виде похвалы и порицания, согласия и критики, проявлений симпатии и неприязни, любви и ненависти, посредством различных внешних действий и эмоций. В самооценке особенно большую роль играют нравственные чувства (Совесть, Гордость, Стыд, Раскаяние).
Диалектика целей и средств в деятельности госслужащего.
Цель есть будущий результат, то к чему стремится объект. Она представляет собой особую форму знания, направленного на преобразование действительности, изменение существующих отношений. Цели играют важную роль в процессе правового регулирования: отражая злободневные общественные потребности и стремления, они показывают значение и смысл самого существования юридических средств, ориентируют на те ценности, которые лежат в основе правовой политики конкретного государства. Важно учитывать диалектику взаимоотношений целей и средств.
С одной стороны, в зависимости от поставленной цели осуществляется выбор средств для ее достижения, ибо цели требуют к себе соответствующих средств, определяют их природу и направленность.
С другой стороны, сама цель должна исходить из реально имеющихся средств, необходимых для ее достижения.
Свобода и моральный закон.
Свобода представляет одну из традиционных проблем этики, возникающую в связи с проблемой морального выбора.
В объективном смысле выбор всегда создает новую реальность, новый круг общественных отношений. Эти отношения могут иметь положительное или отрицательное значение для других людей, могут отвечать или частично отвечать интересам одних людей и не отвечать интересам других.
Свобода— категория этики, охватывающая проблемы возможности и способности человека быть самостоятельной, самодеятельной и творческой личностью. В различных теориях свобода считается присущей человеку как таковому: данная ему природой или богом свобода воли.
Это якобы изначальное свойство человека является предпосылкой его моральности: лишь благодаря свободе человек может быть моральным существом, ответственным за свои поступки.
Возможность выбора является сущностью свободы. Выбор возможен при наличии альтернатив и доступности возможных вариантов.
Важнейшим качеством моральной свободы является признание другого человека, его свободы высшей ценностью, целью, но не средством достижения личных целей. Слововоля иногда употребляется как синоним слова "свобода". Волю можно понимать как: отсутствие принуждения, рабства; возможность жить по своей воле, не ограничиваясь социальными рамками; свободу поступков и т. д.