Нормативно-правовые акты: понятие, признаки, виды и роль в механизме правового регулирования
Нормативный акт является формой права, которая является преобладающей в большинстве государств. Нормативный акт - это официальный документ, исходящий от государственного органа, содержащий в себе нормы права. Нормативный акт обладает следующими признаками: 1) он содержит нормы права, то есть правила поведения, рассчитанные на неопределенное число случаев. Правда это правило содержит исключения, например, бюджет, нормативные акты, по которым выделяются субсидии и т.п. 2) Нормативный акт исходит от государства и представляет собой прямое выражение воли органов власти. В зависимости от того кем принимается нормативный акт, его можно отнести к тому или иному виду; 3) Принятие нормативного акта происходит в строго установленном порядке. В первую очередь это касается законов.
Существуют следующие виды нормативных актов.
1. Закон- нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом или народом, обладающий вышей юридической силой. Законы также обладающим характерными свойствами: 1) принимаются парламентом страны, 2)регулируют наиболее важные сферы жизни общества, 3)рассчитаны на многократное применение, 4)принимаются в особом порядке, который называется регламентом;5) подлежат опубликованию; 6) отменяются и изменяются в особом порядке.
Законы разделяются на несколько видов. В зависимости от значимости и юридической силы выделяют конституционные и текущие законы. Оба этих вида регулируют наиболее значимые сферы общественной жизни общества и государства, но в отличие от текущих, конституционные принимаются в развитие положений Конституции и утверждаются в особом порядке. Так, для принятия конституционного закона необходимо не менее двух третей голосов депутатов в Государственной Думе и одобрение верхней палаты - Совета Федерации.
В зависимости от органа принимающего законы, они делятся на федеральные, действующие на всей территории Российской федерации и законы субъектов федерации, действующие на территории этих субъектов и принимаемые представительными органами субъектов федерации.
В зависимости от срока действия нормативные акты классифицируют на нормативные акты неопределенно длительного действия и временные нормативные акты.
Кроме того, можно выделить отраслевые законы, касающиеся сферы общественных отношений, регулируемой определенными отраслями права и комплексные, содержащие в себе нормы нескольких отраслей. Например, Закон о здравоохранении и т.п.
Среди законов можно выделить такой вид как кодексы. Кодекс - это единый законодательный акт, систематизирующий какую-либо область права. Зачастую кодекс пересматривает ранее действующее законодательство. Кодексы издаются для удобства реализации права или правоприменения.
2. Подзаконные акты. Они обладают нормативной силой, обязательны к исполнению, не должны противоречит законам. К ним относятся 1) Указы Президента Российской федерации; 2) Постановления Правительства Российской Федерации; 3) Приказы и инструкции министерств и ведомств, регулирующие отношений в подведомственной сфере. Предусмотрена обязательная ведомственных актов в Министерстве юстиции РФ.
На территории субъектов федерации действуют акты местной исполнительной власти, так глава администрации субъекта федерации вправе издавать распоряжение. Кроме того, издаются акты местных муниципальных органов, локальные нормативные акты.
Роль в механизме правового регулирования:Одним из элементов механизма правового регулирования является норма права. Одним из признаков права выступает его формальная определенность. Правовые нормы должны быть обязательно объективированы, выражены вовне, содержаться в тех или иных формах. Нормативно-правовой акт одна из самых важных форм (источников) права. Норма права, содержащаяся в нормативно-правовом акте, представляет исходную базу для правового регулирования. В ней заложена модель нужного поведения, которой должен следовать субъект права. НПА устанавливают общее правило поведения и вызывают к жизни механизм правового регулирования.
Содержание правоотношений.
Правовое отношение имеет материальное, волевое и юридическое содержание. Материальное, или фактическое, составляют те общественные отношения, которые опосредуются правом; волевое – государственная воля, воплощенная в правовой норме и в возникшем на ее основе правоотношении, а также волевые акты его участников; юридическое содержание образуют субъективные права и обязанности сторон правоотношения.
Субъективное право - это предусмотренная нормой права мера возможного поведения лица, направленная на пользование определенными социальными благами. Известны две теории, направленные на раскрытие сущности субъективного права: 1) волевая теория; 2) теория интересов. По смыслу волевой теории сущность субъективного права сводится к воле. Правовые нормы - это выражение воли народа или общества, в котором они действуют. Правомочие, то есть субъективное право есть та сфера, где господствует индивидуальная воля, защищенная правовой системой данного общества. Волевая теория подвергалась критике. Субъективное право, в соответствии с ней не совпадает с волей. Так, например, недееспособные лица имеют субъективные права, но не обладают осознанной волей. Согласно теории интересов сущностью субъективного права является интерес лица. Субъективное право слагается из двух элементов - материального, то есть интерес, выгода лица, обеспечиваемого правом, и формального, который состоит в защите или охране интересов лица от возможных посягательств. Следовательно, субъективное право - это защищенный интерес. Однако интерес лица и субъективное право могут не совпадать и даже противоречить. Например, родители, далеко не всегда заинтересованы в осуществлении родительский прав. Если бы интерес составлял сущность права, то прекращение интереса влекло бы прекращение права, а в действительности это не так.
Субъективное право - это не интерес и не воля. Оно составляет ту сферу внешней свободы, которая предоставляется лицу совокупностью правовых норм. Цель права состоит в том, чтобы определить эту сферу внешней свободы. При предоставлении правомочия праву безразлично соответствует ли это правомочие интересам данного лица, выгодно оно ему или нет. Центральным элементом субъективного права является свобода выбора варианта поведения управомоченным лицом.
Субъективное право состоит из нескольких правомочий:1)право на свои собственные активные действия или вступление во взаимодействие в интересах получения какого-либо социального блага; 2) право требования с обязанной стороны выполнения каких-либо необходимых действий или требование воздержаться от совершения действий, нарушающих права управомоченного лица т.е. право на чужие действия; 3) право обращения к специальным государственным органам в случае нарушения субъективного права для принудительного обеспечения исполнения обязанности нарушившей стороной; 4) возможность пользоваться на основе данного права определенным социальным благом. Иными словами, субъективное право может выступать как право-поведение, право-требование, право-притязание и право-пользование. Определяющей чертой субъективного права является мера поведения, обеспеченная не только законом, но и обязанностями других лиц. В противном случае это будет не субъективное право, а простая дозволенность. Никому, например, не возбраняется купаться на море, слушать музыку. Каждая из дробных частей субъективного права именуется правомочием.
Юридическая обязанность - это установленная законом и обеспеченная государством мера должного поведения участника правоотношения, которое он должен осуществить для того, чтобы субъективное право другого участника было реализовано. Юридическая обязанность конкретного субъекта отличается от общих обязанностей тем, что она непосредственно вытекает из юридического факта и относится к определенным лицам, от которых закон требует как правило, совершения каких-либо действий.
Субъективные права и юридические обязанности в конкретном правоотношении находятся в неразрывном единстве. Они корреспондируют, соответствуют друг другу, выражают связанность участников регулируемого правом общественного отношения. Пределы субъективных прав и юридических обязанностей, их объем, мера предусмотрены нормами права, содержащими идеальную модель правового отношения. В конкретном правоотношении волеизъявление субъектов конкретизирует субъективные права и юридические обязанности применительно к своей индивидуальной ситуации при условии соблюдения пределов, установленных нормами права. Правоотношения - это одно из основных звеньев механизма правового регулирования, одно из средств действенного стимулирования, упорядочения и развития общественных отношений.
Билет №15.