Тема 12. Меры административно-правового пресечения
Методические указания.
Студентам необходимо рассмотреть меры административного пресечения, их значение и виды, основания и принципы применения. раскрыть отдельные виды административно – пресекательных мер( административный надзор органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, принудительное лечение как мера административного принуждения и его виды, изъятие незаконно хранимого, перевозимого, используемого имущества, применение огнестрельного оружия, административное задержание).При ответах на вопросы использовать нормативные акты.
1.Система мер административного пресечения.
2.Принудительное (недобровольное) лечение психических больных.
3.Специальные меры административного пресечения.
4.Административное задержание граждан и задержание транспортных средств.
5.Доставление и привод граждан.
6.Изъятие и арест имущества.
7.Иные виды мер пресечения.
Нормативные акты
ФЗ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» от 25 июня 1993г. // ВВС. 1993. №32. Ст. 1227.
ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999г. // СЗ РФ. 1999. №14. Ст. 1650.
ФЗ «Об основных системах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999г. // СЗ РФ. 1999. №26. Ст. 3177.
ФЗ «О государственной границе РФ» от 1 апреля 1993г. // Ведомости Съезда НД РФ. 1993. №17. Ст.594. в ред. СЗ РФ. 1996. №50. Ст. 5610; 1997. №29. Ст. 3507.
ФЗ «Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» от 8 июля 1999г. // СЗ РФ. 1999. №28. Ст. 3476.
Об утверждении правил оказания услуг почтовой связи: постановление Правительства РФ от 26 сентября 2000г. №725 // СЗ РФ. 2000. №41. Ст. 4076.
Положение о государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ. Утв. Указом Президента РФ от 15 июня 1998г. №711. // СЗ РФ. 1998. №25. Ст. 2897.
Вопросы для обсуждения
1. В чем специфика специальных мер пресечения?
2. Какие еще вы можете назвать меры пресечения, которые применяются в значительной степени в интересах лица, нарушающего нормы права.
3.Как соотносятся между собой понятия «применение огнестрельного оружия» и «использование огнестрельного оружия»?
4.Чем отличается превентивное административное задержание от процессуального?
5.Что понимается под задержанием транспортных средств?
Задания
1.Какие меры пресечения применяются к коллективным субъектам?
2.Впишите следующие меры пресечения в соответствующие столбики предложенной таблицы:
изъятие вещей и документов; использование слезоточивого газа; применение бронетранспортеров с установленными водометами; личный досмотр; арест имущества; административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы; применение наручников; привод; медицинское освидетельствование на состояние опьянения; принудительное лечение; снос зданий и сооружений; применение огнестрельного оружия; запрещение эксплуатации транспортного средства; административное задержание; превентивное задержание; приостановление строительных работ.
Меры пресечения | ||
Специальные | Общие | Процессуальные |
Задачи
1. Отвечая на семинаре, студент Ивлев отнес к мерам административного пресечения: изъятие вещей и документов, являющихся орудием или непосредственным объектом правонарушения; конфискацию предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения; применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия; административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства; личный досмотр; принудительное лечение; административный надзор за лицами, прибывшими из мест лишения свободы; отчисление из учебного учреждения; запрещение движения на участке улицы, пользование которым угрожает безопасности дорожного движения; административное задержание; административный арест.
Какие ошибки допущены в ответе? Дайте анализ названных мер.
2. Личный состав районного отделения внутренних дел Кировского района г. Екатеринбурга был поднят по тревоге в связи с угрозой террористического акта.
В целях скорейшего прибытия к месту сбора капитан милиции Васильев, проживающий в г. Березовском, выбежал на кольцевую автомобильную дорогу, соединяющую Челябинский и Се-ровский тракты, остановил проезжающий автомобиль марки БМВ-5, предъявил водителю служебное удостоверение и потребовал немедленно доставить его к месту сбора, находящемуся в противоположной стороне следования автомобиля -в Юго-Западном районе Екатеринбурга. Гражданин Козин владелец транспортного средства, в резкой форме отказал Васильеву, быстро набрал скорость и уехал в сторону Челябинска.
Васильев сообщил об этом факте по мобильному телефону на пост ГАИ, находящийся на Челябинском тракте, указал марку, цвет, государственные номера регистрации транспортного средства и попросил дежурившего сотрудника государственной инспекции безопасности дорожного движения лейтенанта Ботова задержать автомобиль и применить к владельцу соответствующие меры административного воздействия. При приближении к посту ГАИ автомобиля Козина лейтенант Ботов и сержант Сатурин начали устанавливать на проезжей части средство принудительной остановки транспорта «скорпион». Увидев их действия, гр-н Козин резко остановился и предотвратил повреждение принадлежащего ему автомобиля. Ботов и Сатурин сопроводили гр-на Козина в помещение поста ГАИ, разъяснили ему, что его действия в эпизоде с капитаном Васильевым подпадают под признаки п. 1 ст. 12.25 КоАП РФ, и составили соответствующий протокол. На основании действующего законодательства проанализируйте ситуацию и дайте юридическую оценку действиям участников отношений. 84
3. В связи с активизацией деятельности чеченских сепаратистов одна из воинских частей внутренних войск МВД РФ была переведена в район г. Ростов-на-Дону для оказания помощи местным органам внутренних дел по усилению охраны общественного порядка.
Военнослужащие капитан Рогов, лейтенант Зотов и прапорщик Гигин, являясь экипажем БТР, патрулировали выездную дорогу из города.
По рации им сообщили, что в их сторону направляется преследуемый сотрудниками милиции автомобиль «Волга», в котором находится группа вооруженных лиц, совершивших разбойное нападение на офис одной из коммерческих организаций города.
При приближении указанного автомобиля капитан Рогов направил на него БТР и протаранил транспортное средство. Из поврежденной «Волги» выскочили и попытались скрыться три человека. В целях их задержания военнослужащие применили табельное оружие. Раненые преступники были задержаны и переданы подоспевшим милиционерам. При осмотре поврежденного автомобиля выяснилось, что в нем находятся еще двое преступников, которые при таране погибли на месте.
Дайте правовую оценку действиям военнослужащих в приведенном эпизоде.
4. Трошкина неоднократно направляла в различные инстанции письма о том, что безопасности ее жизни угрожают соседи :один из них постоянно точит ножи; другой изготовил отраву, которую пытался подсыпать в ее кастрюлю с супом; третья соседка посылает телепатические сигналы. Проверка показала полную абсурдность заявлений Трошкиной, которая, по всей видимости, страдает психическим расстройством. На просьбу соседей и участкового врача пройти психиатрическое обследование женщина ответила категорическим отказом. Соседи совместно с участковым врачом направили в психиатрическую больницу мотивированное письменное заявление с просьбой освидетельствовать Трошкину. На основании этого заявления врач-психиатр Климов самостоятельно принял решение о принудительном освидетельствовании Трошкиной в психиатрическом стационаре. Она была доставлена туда сотрудниками милиции и по результатам освидетельствования помещена на принудительное лечение.
Сын Трошкиной, проживающий в другом городе, узнав через месяц об этом факте, подал главному врачу психиатрического стационара, где работал Климов, жалобу о неправомерности действий последнего.
Проанализируйте ситуацию, дайте юридическую квалификацию действий всех участников данных правоотношений.
5. Из письма:
«12 апреля со мной случилось несчастье - забыла пенсионное удостоверение. Села в троллейбус, а тут проверка. Контролеры вывели меня, привели в автобус, где была милиция. Я так растерялась, что соображать не могла, просто шок. Велели написать объяснительную, а я даже забыла номер своего дома. Окружили меня, стыдят. Меня даже затрясло. Я встала с сиденья, а сержант схватил меня за рукав, нацепил наручники и пристегнул к сиденью. И сидела я с 2 до 6 часов в наручниках. Соседка увидела и позвонила моим детям. Они за мной приехали, заплатили штраф и увезли домой».
Дайте правовую оценку этим действиям.
6. В газете опубликовано два письма: «Это - самосуд!
Несколько дней стоит у меня перед глазами телевизионная картинка расстрела российского сейнера с вертолета нашими пограничниками. Снаряды взбивают фонтаны воды с обеих сторон судна, видны дым и пожар. И вот кульминация: судно остановлено, но тут же идет ко дну. Вам не кажется, что это откровенный самосуд? Причем с немедленным исполнением приговора - высшей меры». •«Сейнер расстрелян законно.
У нас и без того не соблюдаются законы. Сейнер же с браконьерами не просто ловил рыбу - он пытался уйти в нейтральные воды, нарушив Государственную границу. Несколькими днями раньше подобному судну удалось уйти от погони, спрятавшись в японских водах. А как, скажите, еще можно остановить нарушителей, для которых нет ни границ, ни запретов?»
Вы считаете расстрел судна законным?
Темы рефератов
1.Особенности задержания в медицинском вытрезвителе.
2.Задержание несовершеннолетних в спецприемнике распределители.
Задания для самопроверки по разделу 3
Задание № 1
Из перечисленных действий назовите те, которые относятся к правовой форме управления:
1. Распоряжение главы г.ТСтерлитамак.
2. Постановление Правительства РФ.
3. Инструкция Министерства РФ по налогам и сборам.
4. Проведение совещания главой г.Стерлитамак по вопросам организации летнего отдыха и труда детей и подростков.
5. Доставление правонарушителя в милицию.
6. Договор о разграничении ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ.
Задание № 2
В течении дня были совершены следующие действия:
1. Директором завода был издан приказ о проведении уборочных работ на территории предприятия;
2. Был создан орган, ответственный за проведение данных работ;
3. Сотрудникам, вошедшим в данный орган, установлен день проведения работ;
4. Определены структурные подразделения предприятий, которые должны заниматься данными работниками;
5. Эта информация была доведена до сведения соответствующих начальников структурных подразделений;
6. Перед началом работ соответствующие руководители обеспечили рабочих инвентарем для уборки мусора.
Какие формы управления указаны в данном примере?
Задание № 3
Начальником администрации района в течении дня были совершены следующие действия:
1. Принят план работы аппарата на квартал.
2. Утверждены две должностные инструкции сотрудников финансового отдела.
3. Наложено дисциплинарное взыскание на заведующего общим отделом.
4. Должностным лицам отдано 10 устных распоряжений.
5. Проведено совещание.
6. Заключен договор строительного подряда со строительной организацией.
Какие формы управления здесь указаны?
Задание № 4
Из перечисленных назовите действия, которые по-своему характеру относятся к организационным действиям (неправовая форма управления):
1. Вынесение начальником ОВД Постановления по делу об административном правонарушении.
2. Инструктирование начальником штаба наряда ППС.
3. Подготовка материалов для издания приказа.
4. Доставление нарушителя в милицию.
5. Ведение делопроизводства.
6. Выдача паспорта.
7. Обобщение передового опыта.
Задание № 5
Из перечисленных назовите признаки, характеризующие экономический (косвенный) метод управления:
1. Приказной характер.
2. Автоматически действует механизм стимулирования, закрепленный в правовых нормах
.3. У подвластных есть возможность выбора варианта поведения.
4. Наличие большого контролирующего аппарата.
5. Широкое использование внеэкономического принуждения.
Задание № 6
Какие из перечисленных актов управления относятся к классификационной группе по юридически выраженным признакам:
1. Нормативные.
2. Бессрочные.
3. Дискретные
4. Смешанные.
5. Конклюдентные.
Задание № 7
Какие по форме акты управления может издавать Правительство РФ
1. Приказы.
2. Указы.
3. Перечни.
4. Распоряжения.
5. Положения.
6. Постановления.
Задание № 8
Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина вступают в силу по истечении:
1. 5-ти дней после их официального опубликования.
2. 10-ти дней после их официального опубликования.
3. 7-ми дней после их официального опубликования.
4. Со дня их подписания.
5. Со дня официального опубликования.
Задание № 9
Какой из признаков наиболее полно отражает суть ничтожных актов управления:
1. Они недействительны сами по себе независимо от решения суда.
2. Признаются недействительными в силу решения суда.
3. Спор о ничтожности может возбудить любое лицо.
4. Недействительны с момента их издания.
5. Ничтожность актов – теоретическая конструкция.
6. Данные акты не влекут правовые последствия, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений.
Задание № 10
Из перечисленных юридических фактов назовите те, которые являются основанием для применения мер административного принуждения:
1. Государственный служащий опоздал на работу без уважительных причин.
2. Гражданин «А» совершил разбойное нападение на гражданина «Б».
3. Осужденный задержан при попытке бегства из мест лишения свободы.
4. Органы ветеринарного надзора представили в администрацию района заключение о том, что в двух сельскохозяйственных предприятиях зарегистрированы заболевания скота сибирской язвой.
5. От супруги гражданина «А» в ОВД поступило письменное заявление о том, что ее муж, совместно с ней проживающий, находится в состоянии опьянения и его поведение представляет опасность для совместно с ним проживающих членов семьи.
Задание № 11
Из перечисленных выделите меры административно – предупредительного характера:
1. Введение карантина.
2. Административное задержание (ст. 27.3 КоАП РФ).
3. Привлечение лица к административной ответственности за совершение мелкого хулиганства.
4. Административный надзор органов внутренних дел за лицом освободившимся из мест лишения свободы.
5. Запрещение работы предприятия в случае нарушения правил пожарной безопасности.
6. Установление комендантского часа в условиях чрезвычайного положения.
Задание № 12
Какие из перечисленных мер правового принуждения можно отнести к мерам административного принуждения?
1. Взыскание по решению суда сумм причиненного ущерба с одного лица в пользу другого.
2. Конфискация имущества у осужденного лица по приговору суда.
3. Увольнение за появление на работе в нетрезвом виде.
4. Проверка документов, удостоверяющих личность гражданина
.5. Временное содержание лица, подлежащего по постановлению комиссии помещению в специальное учебно-воспитательное учреждение, в приемнике-распределителе для несовершеннолетних.
Задание № 13
Выберите особенности административного принуждения:
1. Применяется всеми органами государства.
2. Его применение не связано с отношениями служебной подчиненности.
3. Применяется исключительно при выявлении фактов противоправного поведения.
4. Объектами принуждения могут быть только физические лица.
5. Особый вид государственного принуждения, имеющий своим назначением охрану общественных отношений, складывающихся преимущественно в сфере государственного управления.
Задание № 14
На какой максимальный срок в соответствии с законом может быть задержан гражданин Новиков, совершивший мелкое хулиганство?
1. Не более трех часов.
2. До десяти суток.
3. До трех суток.
4. До одних суток.
5. До пяти суток.
Задание № 15
В случае, когда необходимо в принудительном порядке прекратить противоправное деяние и предотвратить его вредные последствия, применяются следующие меры принуждения:
1. Административные взыскания.
2. Меры административно предупредительного характера.
3. Меры административного пресечения.
4. Административно восстановительные меры
.5. Любая из данных мер.
Задание № 16
В каких из перечисленных случаях милиции предоставлено право входить беспрепятственно в жилые посещения граждан?
1. Если имеются достаточные основания полагать, что там совершено административное правонарушение.
2. Для проверки паспортного режима.
3. При преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления.
4. Законодательством не установлено правовых ограничений для совершения данного действия.
5. При наличии достаточных оснований полагать, что там произошел несчастный случай.
Задание № 18
Как процессуально оформляется изъятие вещей и документов?
1. Составляется отдельный протокол во всех случаях.
2. Если изъятие предшествует составлению протокола об административном правонарушении, то составляется отдельный протокол изъятия.
3. Если производится одновременно с задержанием, то в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись.
4. Процессуально не оформляется.
5. Во всех случаях соответствующая запись делается в протоколе об административном правонарушении.
Задание № 18
Может ли быть подвергнут административному задержанию судья?
1. Может, только в случае, если имеются достаточные основания подозревать его в совершении правонарушения.
2. Может, только в случае возбуждения производства по делу об административном правонарушении после составления протокола.
3. Неприкосновенность судьи не распространяется на данную меру принуждения.
4. Может в случае, если непринятие данной меры сделает невозможным составление протокола об административном правонарушении.
5. Может, только до установления его личности, после чего должен быть отпущен.