Межличностные конфликты в семье

Семья - уникальный институт взаимодействия людей. Уникальность эта заключается в том, что этот теснейший союз нескольких поколении людей (муж и жена, потом дети, с ними могут проживать и родители мужа или жены) связывают нравственные обязательства.I

В этом союзе люди стремятся провести как можно больше времени в совместном взаимодействии, доставлять в процессе взаимодействия радость и удовольствие друг другу.

В каждой семье с неизбежностью возникают различного рода столкновения. Периоды, способные вызвать конфликтные ситуации.

Первоначальный период - происходит адаптация друг к другу. По статистике в течение первого года совместной жизни разрушаются до 30% браков.

Второй период - появление детей, которым необходимо уделять много внимания, резко ограничивает возможности супругов в профессиональном росте, в удовлетворении прежних увлечений, накап­ливается усталость, могут проявляться противоположные представле­ния по вопросам воспитания и профессиональной ориентации детей. Такая обстановка может провоцировать межличностные конфликты.

Третий период — появление новых членов семьи во взаимодей­ствии — невест, зятьев, внуков, родителей другой стороны. Наступаю­щие зрелый возраст и старость также создают свои проблемы.

Каждый из этих периодов характеризуется своими специфичес­кими конфликтными ситуациями и конфликтами. На возникнове­ние межличностных конфликтов в семье на любом отрезке ее раз­вития могут влиять различные внешние факторы. Прежде всего, это изменения, происходящие в обществе, например, изменение мораль­ных и культурных критериев, утверждение культа наживы и ориен­тация на удовлетворение чувственных потребностей (в противопо­ложность интеллектуальным, требующим огромных затрат времени и внутренней энергии), отсутствие социальной защищенности се­мьи и др.

Социология вычленяет несколько важнейших функций семьи: 1) репродуктивную (воспроизводство новых членов), 2) воспита­тельную (воспитание нового поколения), 3) хозяйственно-экономи­ческую (формирование и расходование семейного бюджета), 4) рек­реационную (проблема досуга и психической разгрузки). Каждая семья может какую-то из функций считать наиболее важной. Про­тиворечия могут возникнуть тогда, когда у мужа и жены расходятся мнения по проблеме — какой из функций отдать предпочтение и как ее выполнять. Например, жена желает иметь много детей, а муж не более одного, ссылаясь на недостаток времени на воспитание, желание «пожить самим» и др.

В первый пюриод, период притирки супругов,

наиболее типичными причинами конфликтов являются:

• межличностная несовместимость;

• претензии на лидерство;

• претензии на превосходство;

• разделение домашних дел;

• претензии на управление бюджетом;

• следование советам родственников и друзей;

• интимно-личная адаптация.

1 Межличностная совместимость подразумевает взаимоприятие друг друга, основывающееся на сходстве ценностных ориентации,
социальных установок, интересов, мотивов, потребностей, характе­ров, темпераментов, уровня развития личностей. Межличностная несовместимость дает о себе знать в том случае, когда по этим ин­дивидуально-психологическим характеристикам у каждой стороны имеется свое, противоположное другой стороне мнение. Например, тип характера жены — сенсорный. Ее «природа» требует, чтобы все было детализовано, все вещи находились в понимаемом ею порядке. А тип характера ее мужа — интуитивный, да он к тому же еще интроверт. Его детали не беспокоят, он их не замечает по причине предпочтений своего характера. Войдя в комнату, он свои туфли может снять в самом неподходящем месте и оставить их там, не обращая внимания, стоят они или лежат на боку. Для него они свои функции выполнили. Жена — сенсорик, да к тому же экстраверт, потребует, чтобы туфли были поставлены «как положено», сопро­вождая свои требования «лекцией». Причиной возможного межлич­ностного конфликта в данном случае будет непонимание женой того, что в отличие от нее, у мужа созданный им «беспорядок» не вызы­вает никаких эмоций. Точно так же будет все происходить, если предпочтения характеров окажутся противоположными. Муж и жена просто поменяются ролями.

Для избежания подобных конфликтов необходимо знать осо­бенности проявления характеров друг друга и вместе учиться управ­лять ими. Нелегко из двух сформировавшихся «Я» прийти к одному «мы». Однако терпеливое отношение к привычкам друг друга, со­вместная терпеливая работа над собой создадут условия для бескон­фликтного взаимодействия в дальнейшей жизни.

2 Лидерство в семье. Жена или муж (или оба) могут сформиро­ваться до брака лидерами. Сохранение таких позиций в браке чре­вато постоянными конфликтами. Лидер может вести семью за со­бой удачно, а может подавлять инициативы другого, формируя у него внутреннее противостояние, чреватое открытыми или скрытыми конфликтами. Выходом из такой ситуации будут взаимное обсуждение проблемы и категорический отказ от претензий на лидер­
ство, лояльное отношение к альтернативному мнению другого, совместное решение семейных вопросов.

3 Превосходство. В начальном периоде семейной жизни нередки случаи, когда один из супругов стремится доказывать свое превосходство. Подобное поведение Э. Берн описывает в новелле «Дорогая». Муж при гостях дает нелестные характеристики жене и шутли­во обращается к ней за подтверждением: «Да, дорогая?». Жена, при таком поведении мужа, оказывается в не очень приятной для нее ситуации, ее настроение испорчено.

Подобное поведение мужа (жены) по отноению к близкому человеку есть проявление невоспитанности. В нормальной семье муж и жена находятся в равном отношении друг к другу. Следовательно, чем раньше супруги откажутся от унижающих друг друга претензий на превосходство, тем благополучнее будет дальнейшее взаимодей­ствие между ними. Следует искать хорошее друг в друге и подчер­кивать его, в таких случаях обратная реакция будет всегда положи­тельной.

4 Домашние дела. Некоторые семейные пары делят домашнюю работу на женскую и мужскую. Есть семьи, у которых эта проблема особых инцидентов не вызывает. Но для многих дележ домашних дел — вечная неразрешимая проблема и причина конфликтных си­туаций. Влияют на это типы личности и даже лень одного из супру­гов, или их обоих. На все случаи жизни договориться невозможно, всегда найдется в доме непредвиденный случай — «кому закрыть дверь?». Поэтому при помощи договоров межличностных конфлик­тов избежать нельзя.

Когда муж и жена любят друг друга, то следует делать для лю­бимого человека больше приятных дел. Необходимо взять себе за правило, что в доме все дела общие и все значимые, нет мелких дел. Поступление на работу — дело важное, значимое, но оно происхо­дит редко. А ведро с мусором необходимо выносить ежедневно. И спор из-за того, кому из супругов это сделать, может каждый день портить настроение обоим, приводить к стычкам между ними.

Проблему должен взять на себя любящий муж, такие дела дела­ются без привлечения внимания остальных членов семьи. Если есть необходимость, чтобы муж выполнил какую-то незначительную ра­боту, надо обращаться к нему не в приказном тоне, а с просьбой. Например, таким образом: «Андрюшенька, у нас на завтрак нет хле­ба. Может быть, ты сбегаешь в магазин, пока его не закрыли?». Пока Андрюша собирается, необходимо приготовить ему пакет для хлеба и деньги, а потом пожелать удачи и быстрого возвращения. По возвращении поцеловать и сказать ему, какой он добрый. В слу­чае отказа, не следует дело обострять различного рода «проповедями». Может быть, такое поведение с его стороны является поводом для конфликта, в основе которого лежат совсем другие причины?

Мужчина, воспитанный в традициях — «мужчина — глава се­мьи», никогда не делит с женой работу. Он всегда в деле, всегда знает, что делать, старается избавить жену от всякой тяжелой рабо­ты и она отвечает ему тем же. Такая гармония уменьшает количе­ство конфликтных ситуаций, недоразумения разрешаются на уровне инцидентов. Хорошие отношения между супругами крепнут, они привыкают к мысли, что они необходимы друг другу.

4 Семейный бюджет. Проблемы между мужем и женой могут возникать в тех случаях, когда жена зарабатывает больше мужа, когда она ему об этом постоянно напоминает, стремясь унизить его мужское достоинство. Конфликтные ситуации могут возникать и тогда, когда одному из супругов кажется, что другой нерасчетливо тратит деньги, например, покупает вещи, без которых можно обой­
тись. При совместной жизни необходимо привыкать к мысли, что все семейные проблемы решаются вместе, не в ущерб друг другу, а во благо. Конфликтов будет"меньше, если расходы будут всегда согласованы между супругами. В таких случаях каждому будут известны возможности бюджета, и каждый будет знать, что без его участия никаких серьезных расходов не будет предпринято. Следует
иметь ввиду, что не всегда будет положительно воспринят дорогой подарок для другой стороны без предварительного обсуждения.

5 Родственники и друзья. Каждая семья приобретает свой собственный жизненный опыт совместного взаимодействия, в процессе которого встречаются трудные ситуации. Преодолеть их самостоя­тельно мужу или жене не всегда под силу. В таких случаях, иногда прибегают к советам родственников, друзей, специальной литерату­ры. Например, жене показалось, что муж стал меньше уделять ей внимания, неоправданно грубит. Она обращается за советом к роди­телям, подругам, убеждает их в том, что она делает все для мужа, а он оказывается ей неблагодарным. Если родственники или подруги окажутся опытными людьми, которые пережили сами нечто подоб­ное, то быстрее всего предложат ей самой во всем разобраться, проанализировать свое поведение, нет ли у нее упущений.

Но есть друзья, которые из лучших побуждений сразу принима­ют сторону «обиженной» жены (мужа) и начинают учить их уму разуму. Самый убедительный «аргумент» в таких случаях: «Да я бы знаешь, что сделала (сделал)...». Следование таким советам быстрее всего послужит поводом, который приведет к конфликтной ситуа­ции. Советы родственников и друзей необходимо выслушивать. Однако свою ситуацию лучше знает только тот, кто в ней оказался. Решение необходимо принимать самому, свое собственное, основан­ное на собственных чувствах и рациональном осмыслении случившегося. Собственное решение, даже оказавшееся впоследствии не­верным, даст больше пользы в приобретении личного опыта, чем плохие советы. В тех случаях, когда кажется, что нет выхода из создавшегося положения, следует обратиться к специалисту-конф­ликтологу.

6 Интимно-личная адаптация требует от супругов достижения морально-психической и физиологической удовлетворенности друг другом в интимных отношениях. Если один из супругов начинает испытывать психические или физиологические неудобства от ин­тимной близости, неудовлетворенность от ее результатов, проблему нельзя оставлять, чтобы она решалась сама собой. На неудовлетво­рительные результаты интимной близости могут влиять необосно­ванные страхи за свою половую «слабость», неудовлетворенность и т.д. Такое положение дел чревато конфликтами. Гармоничная поло­вая жизнь супругов служит своего рода терапевтическим средством для выхода из различного рода психических стрессов. При появле­нии в этой сфере каких-либо неудобств, которые не удается преодо­леть своими силами, необходимо обязательно обратиться к психиат­ру. Если эти проблемы не будут устранены в начале совместной жизни, они с неизбежностью дадут о себе знать позднее, в самых непредвиденных негативных проявлениях. Думается, что высший бал в интимно-личной адаптации могут поставить себе супруги в том случае, когда они расстаются на один день, а при встрече им кажется, что они не виделись неделю. А если не виделись неделю, то при встрече должно создаваться впечатление, что они не виде­лись целый год. Интимно-личные взаимодействия на такой высоте бывают между супругами тогда, когда каждый из них стремится сделать добро другому, заботится о нем, доверяет ему во всем. Кон­фликты в таких случаях очень редки, а когда возникают, то проте­кают всегда в конструктивной форме.

Второй период, вызывающий кардинальные изменения, связан с появлением в семье детей. В это время причин и поводов для возникновения конфликтных ситуаций появляется значительно боль­ше, возникают проблемы, которых ранее не бьшо. Ребенок требует к себе внимания 24 часа в сутки. Жена становится матерью, она кормит ребенка, больше времени уделяет ему, у нее накапливается усталость, особенно если ребенок беспокойный. Ей необходим от­дых не только физический, но и психическая разгрузка. Многие женщины в таком положении становятся раздражительными, не­адекватно реагируют на некоторые действия мужа. Конфликт мо­жет возникнуть по любому поводу.

В этих условиях муж обязан относиться к жене с большим вни­манием, чем до рождения ребенка. Раздражение жены обязатель­но скажется на формировании характера ребенка. Более того, оно может оказать влияние на формирование его смысла жизни. Пси­холог Д.А. Леонтьев утверждает, что смысл жизни у каждого чело­века складывается очень рано.

Вторым фундаментальным психологическим фактом является то, что на бессознательном уровне определенный смысл и направленность жизни,

цементирующие ее в единое целое, складывается у каждого человека уже к

3—5 годам...

Ребенок в семье растет, прибавляются проблемы воспитания, обучения, профессиональной ориентации и др., возникают новые причины для разногласий, которые могут способствовать появле­нию межличностных конфликтов между родителями и детьми.

Распространенной болезнью молодых родителей являются по­пытки одного из них возглавить процесс «правильного воспита­ния» нового поколения, игнорируя мнения другого супруга. На­пример, ребенок обиделся на папу, он бежит к маме, а мама начи­нает его успокаивать и говорит: «Папа у нас плохой, он тебя обижает». Подобное поведение тяжело переживается мужем и может формиро­вать у ребенка раздвоение личности, может привести к конфликту между супругами. Любой из родителей, каким бы образом он не поступил в отношении ребенка, в присутствии ребенка он всегда прав. Обсуждение поведения друг друга допустимо только в отсут­ствии ребенка, в доброжелательной друг для друга форме, с целью найти единое решение.

К конфликту могут привести различные мнения родителей по вопросам наказания ребенка. Один из них может предпочитать силовые методы, а другой — отвергать их. Выбор дополнительных занятий для ребенка (музыка, спорт, различные кружки) могут также послужить причиной конфликта. Отношение к отрицатель­ным оценкам ребенка может вызвать острую конфликтную ситуа­цию. Например, мать станет укорять ребенка за то, что он полу­чил отрицательную оценку. Отец сочтет, что это не повод для трагедии, скажет, что все в свое время получали отрицательные оцен­ки. В такой ситуации мать может все свое недовольство оценкой выплеснуть на отца, сказать ему, что он вообще не занимается воспитанием детей. В подобных случаях не учитывается мнение противоположной стороны, что всегда провоцирует межличностный конфликт.

В наше время, когда нет гарантий безопасности нигде и никому, конфликты между родителями и детьми возникают из-за их по­зднего возвращения домой. Особенно возрастает тревога родителей, когда проходит условленное время возвращения ребенка домой, а он не появился. Некоторые дети, находясь в это время в компании, о доме не желают и вспоминать, хотя знают, что конфликт с роди­телями неизбежен. Это эгоистичное поведение со стороны детей. Собственное удовольствие от приятного времяпрепровождения в кругу сверстников для них важнее, чем переживания и подлинные страдания о них самых близких людей. Какие бы ни были требова­ния дисциплины родителями, их необходимо научиться выполнять, они направлены на безопасность детей и всей семьи.

В конфликтах между родителями и детьми большое значение имеет позиция взрослых. Подросток не всегда способен действовать как взрослый человек. Его личность находится в стадии становле­ния, поэтому реакция подростков на внешнее воздействие более непосредственна, чем у взрослых. У них еще не устоялись «соци­альные тормоза». «Я-концепция» у подростков не так нагружена различными табу общества, как у взрослых, и они не в силах четко контролировать свои эмоции в разных ситуациях.

Конфликты приобретают особую остроту между родителями и подростками там, где родители не ушли в своем развитии далеко от подростков. Эту мысль подкрепляет концепция американского пси­холога Дж. Стивенса. Он выделяет семь стадий зрелости личности: грудной ребенок, младенец; делающий первые шаги малыш; подро­сток; юноша; взрослый человек; почетный старец; учитель. Сти­венс считает, что каждый взрослый человек доходит до какой-то из перечисленных стадий и остается на ней навсегда в плане развития личности. На это не влияет ни уровень образования, ни занимаемая человеком социальная роль, ни его финансовая состоятельность.

Он подмечает еще одну интересную деталь в поведении людей. При определенных обстоятельствах человек может легко соскаль­зывать на какой-то момент на низшие ступени, которые он уже прошел. Такими обстоятельствами могут выступать конфликты между людьми. Эта мысль подтверждается и другими авторами. Так, О. Крегер и Дж.М. Тьюсон заметили, что поведение людей в конфликтах не всегда ими контролируется. Однако наш опыт показывает, что ни один психологический тип не блещет в конфликтных ситуациях. Трудно сказать, почему, но конфликт способ­ствует проявлению худших черт из тех, которыми мы обладаем. В третьем периоде, когда в семье появляются новые члены (неве­стки или зятья), может возникнуть много причин для межличност­ных конфликтов. Вариантов появления нового человека в семье может быть много, однако самым популярным является тот, когда муж приводит жену в семью, к родителям. В таких случаях возмож­ны конфликты: мать — невестка, мать — сын, сын — жена. Эти конфликты с неизбежностью втягивают в свою орбиту отца сына и родственников его жены.

Мать сына после его женитьбы может претендовать на то, чтобы он уделял ей столько же внимания, как и до женитьбы. А сын, как того требует сама природа, все внимание уделяет молодой жене. Мать начи­нает ревновать и ищет повода придраться как к сыну, так и к невестке по различным пустякам. Она начинает привлекать на свою сторону мужа, который вынужден втягиваться в конфликтную ситуацию.

Сын любит жену и любит мать и не может определить, чью сторону принять. Какое-то время он пытается их примирить, одна­ко такие попытки, как правило, не приводят к успеху. Жена, в конце концов приходит к убеждению, что в семье мужа ее все обижают, и начинает жаловаться своим родителям, ищет у них под­держки. Иногда родители безоговорочно становятся на сторону до­чери. Межличностный конфликт охватывает три семьи, противо­борствовать начинают сторонники жены против сторонников мужа. Такой конфликт практически не имеет конструктивного разреше­ния. Однако его можно и необходимо предупредить.

После вступления в брак молодых людей всем необходимо по­нять, что не только они, но и все родственники переходят в совер­шенно новое качество, не известное ранее никому из них — появил­ся новый «родной» человек в семье. Все усилия родственников дол­жны быть направлены на то, чтобы помочь молодым супругам найти взаимопонимание. Все в новой семье должно быть направлено на ее укрепление, а не на разрушение, не на провоцирование межличнос­тных конфликтов, а на их предупреждение.

Проблема управления характером — одна из ключевых в системе воспитания и самовос­питания. В том, насколько личность успешно управляет своим характером и темпераментом, определяется ее развитие, ее движение от одной ступени к другой, к более высокому качественному уровню. Определенно высказывается по этой пробле­ме психолог ДА. Леонтьев: «Развитая зрелая личность хорошо владе­ет своим характером и способна контролировать свои проявления».

При разрешении конфликтов между родителями и детьми это обстоятельство следует иметь в виду в первую очередь. Там, где у родителей очень высокий уровень развития личности, конфликты почти не возникают. А при возникновении недоразумений они, как правило, разрешаются собственными силами без постороннего учас­тия. Семейные конфликты всегда необходимо рассматривать как сложное явление. Причин у любого межличностного конфликта в семье может быть несколько. Например, подросток не доверяет ро­дителям, на любое замечание реагирует подчеркнуто резко, отказы­вается выполнять просьбы родителей. Причиной такого конфликт­ного поведения подростка могут быть, прежде всего, сами родители, которые часто не ладили между собой в присутствии ребенка, отно­сились и относятся к нему сухо, жестоко, за малейшие провинности наказывают физически. Другой причиной могут быть советы свер­стников открыто сопротивляться такому режиму. Причиной может быть также процесс становления личности подростка, отстаивания им своей самостоятельности.

Семейные межличностные конфликты всегда оставляют тяже­лые негативные эмоциональные состояния в виде дискомфорта, стрес­сов и депрессий. Поэтому конфликты лучше предупреждать. Для этого психологи и конфликтологи предлагают много различных ва­риантов собственного поведения:

• выдержка в любой ситуации, не втягивайтесь в конфликт, дайте полностью высказаться стороне, провоцирующей конфликт:

• относитесь к любому инциденту с пристальным вниманием, подвергай­те его анализу;

• исключайте из общения любые претензии на превосходство, унижением
другого не возвышайте себя, показывая свою невоспитанность;

• признавайте и анализируйте открыто свои ошибки, не переносите свою
вину на других;

• не делайте катастрофы для семьи, когда ошибаются другие (что произошло, то произошло):

• чрезмерное переживание и сопереживание утрат чревато физическим
разрушением организма каждого из членов семьи (язвы, стрессы, инфаркты и т.д.);

• любые замечания друг к другу выясняйте только наедине, а все претен­зии высказывайте исключительно в дружелюбной уважительной форме
(«как аукнется, так и откликнется»);

• если не дает покоя мысль, что ваша жена (муж) стала «вашим личным
врагом», спросите себя, почему это произошло, почему вы стали таким,
что так дурно думаете о любимом ранее человеке?

• ищите недостатки в себе, а не у своих близких;

• все недоразумения между собой выясняйте в отсутствие детей, не втяги­
вайте в разрешение конфликтов родственников, друзей;

• усилие в разрешении конфликта направляйте не на победу своего близ­
кого человека, а на совместное разрешение создавшейся ситуации;

• позиция по отношению к действиям детей должна быть единой;

• не обещайте детям, если не сможете выполнить их просьбу;

• не подчеркивайте недостатков у детей, найдите у них хорошее в поведении, желаниях, стремлениях, заострите внимание на этом:

• укрепляйте нити, сближающие вас с детьми (доверие, искренность, прав­дивость и т.д.);

• помните, если вы сказали малышу; «Ты у нас совсем взрослый», он будет
пытаться выглядеть таким всегда, а ему это еще не под силу;

• не укоряйте ребенка по любому случаю, но и не перехваливайте его;

• слушайте любые советы, но помните, что жить вам вместе не с советчика­
ми, а с тем, на кого вы жалуетесь.

12.3. Межличностные конфликты в педагогическом процессе

В педагогической практике основными видами межличностных конфликтов являются конфликты:

• ученик — ученик;

• ученик — учитель;

• учитель — учитель.

Большая часть конфликтов среди учеников возникает из-за претензий на лидерство в микрогруппах. Межличностные конфликты могут возникать между устоявшимся лидером и набирающим авто­ритет лидера членом микрогруппы. Конфликтные ситуации могут возникать при взаимодействии лидеров микрогрупп, каждый из ко­торых может претендовать на признание его авторитета всем клас­сом. Лидеры могут втягивать в конфликты своих сторонников, рас­ширяя масштабы межличностного конфликта. Конфликтные ситуации между учениками устраняются руководителем класса, который должен найти каждому лидеру свою специфическую сферу лидиро­вания, иногда вместе с родителями.

Случайные межличностные конфликты встречаются между де­вочками и мальчиками из-за демонстрации личного превосходства, цинизма, отсутствия сочувствия к другим, а также между отдельны­ми учениками младших классов.

Межличностные конфликты между учениками и учителями возникают в старших классах. В младших классах учитель для ученика — такой же непререкаемый авторитет, как и родители, поэтому межличностных конфликтов не возникает. В подростковом возрасте происходит изме­нение личности, отстаивается позиция «Я — взрослый», которая спо­собствует созданию конфликтных ситуаций с преподавателем.

В старших классах школьники стремятся к автономии, открыто отстаивают право быть самим собой, самостоятельно решают вопро­сы, касающиеся лично его, имеют собственные привязанности, а также собственные взгляды на происходящее вокруг него. В этом возрасте реакция на нетактичные замечания становится гораздо ост­рее и может приводить к конфликтам в любой форме.

Конфликты между учителем и учениками могут возникать из-за несправедливых оценок. В таких случаях в конфликт может втя­нуться весь класс, выступая на стороне ученика. Некоторые учителя придерживаются двух противоположных стратегий в оценке знаний учеников. Одна выражается в заниженных требованиях для уста­новления благоприятных отношений с учениками, другая — в завы­шенных требованиях с целью подготовки учеников для поступле­ния в институт. Обе стратегии потенциально конфликтны. Завы­шенные оценки отучают хороших учеников от активной учебы, заниженные оценки воспринимаются классом как произвол учите­ля. Необходима справедливая оценка знаний учеников.

Конфликтные ситуации в среде педагогов воз­никают не только из-за своеобразия темпера­мента и характера, но и в случаях невысокого уровня развития личности. Выделяют несколько вариантов поведе­ния в среде преподавателей:

1) соперничество учителя, только достигающего высокого уров­ня профессиональной деятельности, с ранее признанными авторите­тами. Он может распространять негативную информацию о при­знанных авторитетах, которые давно и успешно работают с учениками. Начинается нездоровое соперничество, чреватое межличност­ными конфликтами;

2) поведение, подчеркивающее степень превосходства опытных преподавателей над молодыми, когда они позволяют себе снисходительно поучать их, выражать недовольство их методами, навязывать в виде образца свою методику;

3) создание некоторыми преподавателями благоприятного впечат­ления о себе не продуктивной деятельностью, а имитацией ее участием в различных общественных мероприятиях, саморекламой и т.п.

Конфликты в педагогическом процессе неизбежны. Учитель, который не избегает конфликтов, а стремится их раз­решить, приобретает неоценимый личный опыт управления ими. К нему приходит понимание мотивов поведения учеников, постепен­но вырабатываются навыки прогнозирования и управления ими. Понимание этих проблем дает реальную возможность преподавате­лю направлять энергию межличностных конфликтов на совершен­ствование процесса образования и воспитания школьников.

Педагогика имеет на вооружении ряд алгоритмов поведения, не­обходимых для успешной работы учителя:

• в школе должно быть только рабочее настроение, отрицательные эмоции, связанные с личными проблемами, остаются за порогом школы:

• не избегать конфликтов, направлять процесс их разрешения в конструк­тивное русло, не затягивать их разрешения;

• одинаковое, справедливое отношение ко всем ученикам;

• вся деятельность учителя сосредоточивается на процессе обучения и
воспитания;

• не унижать учеников, а поднимать их до своего уровня; учить школьников умению учиться;

• в отношениях с коллегами демонстрировать только ассертивную
форму поведения.

Межличностные конфликты в высшей школе:

• студент — студент,

• студент — преподаватель,

• преподаватель — преподаватель,

• преподаватель — руководство.

1 В среде студентов на первых курсах идет процесс самоутверж­дения в группе, особенно в начальный период. В это время на мотивацию их поведения большое влияние оказывают темперамент, черты характера и уровень воспитанности. Недостаточно высокий уровень «Я — концепции» студента может порождать конфликтные ситуации. Исследователи указывают, что первокурсников характе­ризует обостренное чувство собственного достоинства, максимализм, категоричность и однозначность нравственных критериев, оценки фактов, событий, своего поведения. Свойственный этому периоду рационализм и нежелание принимать все на веру, создают недове­рие к старшим, в том числе и к преподавателям вузов. К старшим курсам межличностные взаимодействия студентов приобретают бо­лее осознанный характер, происходит формирование микрогрупп по принципу межличностной совместимости, в которых межличностные конфликты становятся редким явлением. Конфликты разрешаются самими студентами, а могут заканчиваться разрывом отношений.

2 Трудности во взаимодействии, которые могут вести к конф­ликтам, нередко возникают между студентами и преподавателями. Наиболее распространенная причина конфликтов — неадекватность оценки знаний студентов. В таких ситуациях субъективной сторо­ной могут выступать необъективные претензии студента на более высокую оценку и субъективность преподавателя, занижающего оценку студенту. Есть преподаватели, которые почти никогда не ставят оценку «отлично», они убеждены в том, что в совершенстве знают предмет только они сами. Такой преподаватель постоянно находится в конфликтной ситуации со студентами.

Влияние на оценку могут оказывать личностные качества сту­дента, его поведение на лекциях и практических занятиях (реплики, пререкания, вступления в споры).

Встречаются и другие субъективные моменты при оценке зна­ний студента преподавателем. Бывают сомнения в оценке — поста­вить «хорошо» или «удовлетворительно» студенту. В такой ситуации преподаватель ориентируется на оценки, проставленные в «зачетке». При преобладании «удовлетворительных» оценок вопрос решается в пользу оценки «удовлетворительно», «отлично» такой преподаватель не поставит студенту ни за какой ответ.

Иногда студенты, в случаях неадекватной оценки их знаний, конфликтуют в открытой форме, но чаще студент уносит с собой скрытые формы протеста в виде отрицательных чувств: недоверия, ненависти, презрения, враждебности, ревности, жажды мести и т.д., которыми делится со всем своим окружением

3 Межличностные конфликты с коллегами и руководством суще­ствуют и в такой высокостатусной группе, как преподаватели выс­шей школы. Стычки могут возникать из-за несовпадения мнений по какой-то обсуждаемой на кафедре проблеме, не обязательно на­учной, например, при обсуждении требований трудовой дисципли­ны. Одни преподаватели относятся к этим требованиям как к неиз­бежности, а другие — могут считать их чисто субъективными, не относящимися к учебному процессу (это различного рода дежур­ства, присутственные дни и т.п.).

Межличностные конфликты между руководством кафедры и преподавателями могут возникать из-за неравномерного распреде­ления нагрузки, особенно в тех в тех случаях, когда предоставляется возможность дополнительного заработка. Несправедливое распреде­ление всегда провоцирует конфликты.

Межличностные столкновения могут возникать между препода­вателями и лидерами, организующими неформальную жизнь кафед­ры (разного рода чаепития по случаю праздников, дней рождения и т.п.). Стычки возникают при сборе средств на эти мероприятия.

Если конфликтные ситуации при взаимодействии студент — сту­дент разрешаются самими студентами, то разрешение межличностных конфликтов на уровне преподаватель — студент принимает более слож­ные формы. Основная роль в их предупреждении и разрешении вы­падает на преподавателя, который может использовать для этого не­которые неизбежные в этих случаях методики и требования:

• при отчете студента необходимо психологически расположить его к
максимально возможному плодотворному ответу, исключить возник­новение стрессовой ситуации;

• в случае неудовлетворительного ответа взаимодействие студент — пре­подаватель- должно заканчиваться осознанием студентом того, что его
ответ не удовлетворяет не преподавателя, а не отвечает требованиям
программы;

• ни в какой форме и ни по какому поводу не допускаются оскорбления
студента;

• владение собой и своими эмоциями в любой ситуации;

• все неудачи во взаимодействии со студентами, в создании конфликтных
ситуаций считать своим собственным просчетом.

Предупреждение конфликтных ситуаций, стычек при взаимо­действии преподаватель — преподаватель, преподаватель — руко­водство зависит от многих факторов, в том числе и от следующих:

• компетенции руководителя и его искусства управления межличностным
взаимодействием;

• высокого уровня личностного развития каждого преподавателя:

•предоставления возможностей для реализации творческого потенциа­ла каждого участника учебной группы;

•равномерного распределения рабочей нагрузки на всех преподавателей;

•постоянного совершенствования методики взаимодействия с обучае­мыми;

•оправданного и одобренного учебной группой введения новаций; •культивируемого на кафедре доброжелательного межличностного взамодействия руководителем и лидерами.

Наши рекомендации