В государствах разных типов
Истоки коррупции уходят в далекое прошлое, не уступая по древности известной нам истории человеческой цивилизации. Впервые человечество столкнулось с явлением коррупции в самые древнейшие времена. Прежде чем приступить к исследованию исторических аспектов существования коррупции, необходимо выяснить, какие существуют типы государств с точки зрения формационного подхода.
Выделяются следующие типы общественно-экономических формаций и соответствующих им типов государства:
- первобытнообщинная – государства нет;
- рабовладельческая – рабовладельческое государство;
- феодальная – феодальное государство;
- капиталистическая – капиталистическое, буржуазное государство;
- коммунистическая – государства нет. Но переходный этап к коммунизму – социалистическое государство.
При первобытнообщинном строе племя, образующее основу человеческого сообщества, носило характер «большой семьи», в которой преобладали личностные семейные отношения. Коррупция в пределах «общего котла» была лишена всякого смысла [2.13]. Но уже рабовладельческие и феодальные государства дали многочисленные примеры коррупции, осуществлявшейся в общегосударственном масштабе. Вспомним, что уже в Древнем Риме, ещё не ставшей империей, использование труда рабов и присвоение результатов их труда «свободными римскими гражданами» признавалось экономически обоснованным и социально справедливым.
Исторических примеров, когда отдельные сообщества людей обеспечивали своё существование за счет ограбления других народов, можно привести сколько угодно. Но Римская империя, возможно, впервые, создала систему государственной коррупции и подвела под неё «правовую основу» для неэкономического обогащения одной категории физических лиц за счёт других категорий физических лиц. В Римской империи с ее разветвлённым бюрократическим аппаратом коррупция процветала. О государственных чиновниках говорили: « Он приехал бедным в богатую провинцию, а уехал богатым из бедной провинции». В это время в римском праве и появился термин «corrumpire», о котором шла речь выше.
В позднереспубликанском Риме Гай Юлий Цезарь добился сурового наказания за подкуп и подарки должностным лицам. Запрещался, к примеру, прием наместниками в провинциях золотых венков от подвластных городов. Цезарь постоянно выражал яростное отвращение к подобным проявлениям подобострастия. Однако подкуп избирателей в Древнем Риме был настолько общераспространенным, что римские граждане стали рассматривать получаемые ими суммы как законное жалование.
По мере расширения границ империи должностные лица, назначавшиеся на ответственные посты: на вновь завоеванных провинциях, получали возможность в нужный момент оплатить крупные долги, сделанные в ходе предвыборных кампаний наиболее перспективными, на их взгляд, политиками, благодаря чему они сами получали неограниченные возможности для своего личного обогащения. Император Август пытался противодействовать этому и раздавал избирателям свои личные средства, чтобы они уже ничего не требовали от кандидатов на государственные должности, но безрезультатно. Разрушительное влияние коррупции и послужило причиной распада Римской Империи.
Коррупция, которая получила государственное правовое обеспечение в форме позитивного права, уже не воспринималась как коррупция, а считалась естественной формой государственного развития. Необходимо понять, что же такое «позитивное право» - это совокупность норм, правил поведения, установленных либо санкционированных государством. Как следует называть процесс принятия законодательных актов, превращавших общественное преступление в процесс нормальной жизнедеятельности, лицами, в этом непосредственно заинтересованными? Считаем, что это яркий пример коррупции в государственном масштабе, не носившей, однако, характера взятки, хотя и не исключавшей её.
В эпоху средневековья коррупция воспринималась как «грех Божий». Но, несмотря на то, что она осуждалась церковью, использование служебного положения для личного обогащения часто становилась общепринятой нормой. Ведь чем более централизованным являлось государство, тем больше функций сосредотачивали в своих руках светские и церковные чиновники, использующие свою власть для обогащения.
Епископы того времени описывались современниками как «ловцы денег, а не душ, имеющие тысячу уловок, как опустошить карманы бедняка». Возможности для коррупции были огромными, и мало кто из священников прилагал какие-либо серьезные усилия, чтобы удержаться от соблазна. Многие требовали платы даже за выполнение своих официальных обязанностей. Венчания и похороны могли проходить не раньше, чем выплачивались вперед деньги. Право даровать индульгенции, освобождение от наказаний вследствие отпущения грехов, давало немалый дополнительный доход.
На юге Франции подобная коррупция особенно процветала. Имелись церкви, в которых священники пренебрегали спасением душ своих прихожан и занимались коммерческой деятельностью или заправляли большими поместьями. В Великобритании средних веков широко процветала коррупция практически во всех ветвях власти. В 1601 г. в Англии спикер палаты общин сказал про мировых судей, что «эти твари за полудюжину цыплят готовы наплевать на целую дюжину уголовных законов». [2.14]
Показательные наказания коррумпированных чиновников не давали никаких результатов, потому что на место устраненных появлялись новые вымогатели взяток. Поскольку у центрального правительства обычно не было сил для тотального контроля над деятельностью чиновников, оно обычно довольствовалось поддержанием «терпимой нормы» коррупции, пресекая лишь слишком опасные ее проявления. Наиболее ярко эта умеренная терпимость к коррупции заметна в странах доколониального Востока. Так, в средние века коррупция в Китае была узаконена и строго регулировалась сверху. Чиновники кормились от населения, под надзором императорских эмиссаров. Китайские хроники описывают борьбу с коррупцией так называемых «честных чиновников», которые пытались противостоять зарвавшейся всесильной бюрократии при слабой власти императора, но безуспешно.
В феодальном обществе люди делились на 2 категории: люди «первого сорта» и люди «второго сорта». Это деление привело к созданию правовой основы для неэкономического обогащения «первосортных граждан». В Риме, например, это были все римские граждане, включая патрициев и плебеев. В России к категории «первосортных» относились дворяне. И хотя среди них было немало достойных людей, способ их существования был основан на узаконенной коррупции [2.15].
Современное понятие коррупции начинает складываться на рубеже нового времени с началом образования централизованных государств и ныне существующих правовых систем.
С переходом к товарному производству, которое сопровождалось буржуазно-демократическими революциями, изменилось очень многое. Был сделан значительный шаг к развитию коррумпированности общества. Отмена социальных привилегий привела к ликвидации «оснований» для открытого неэкономического присвоения натуральных благ или дохода в пользу людей, «первосортных» в социальном отношении. Это было историческое достижение революционной эпохи, о котором принято говорить, как о торжестве прав человека.
Однако постепенно были введены «экономические привилегии», в соответствии с которыми продолжалось деление людей на лиц «первого» и «второго» сортов. Только теперь лицом «первого сорта» считался человек, у которого имелись деньги, а лицом «второго сорта» те, кто их не имел. Постепенно начинает меняться и отношение общества к личным доходам государственных чиновников. Идеология общественного договора провозглашала, что подданные платят государству налоги в обмен на разумно вырабатываемые им законы, которое и следит за их неукоснительным исполнением. Поэтому получение личного дохода чиновником, помимо положенного ему жалования, стало восприниматься как нарушение морали и норм закона.
В условиях капиталистического общества прямое неэкономическое присвоение благ стало уже невозможным. И для его осуществления на практике потребовалось три важнейших социально-экономических комплекса мероприятий, послуживших основой для возрождения системы неэкономического обогащения, то есть коррупции, не требовавшей для своего осуществления методов насильственного присвоения, хотя и не исключавший их возможное использование [2.16]:
1) создание экономической базы в виде ненаучного тезиса «деньги делают деньги». Суть этого тезиса в том, как считают современные экономисты, что лица, имеющие деньги могут получать «новые деньги» просто так, в силу особого свойства денег расти, а не за счет их изъятия у других граждан. И появились новые формы коррупции, которые были основаны уже не на насилии, а на обмане, происходящем с помощью различных экономических и правовых манипуляций;
2) использование позитивного права не по назначению. Будучи основанием для принятия законов, позитивное право на деле применяется к экономическому процессу создания благ, полностью основанному на действии законов природы. Но позитивное право не может применяться к естественным природным процессам создания благ, зато может быть полностью применимо к процессу купли-продажи, в котором никаких благ не создается, и который возможен только в человеческом обществе;
3) подмена подлинных социальных прав социальной демагогией для сокрытия фактического бесправия современных «наемных» работников. Невиданный размах социальной демагогии, который пронизывал современную экономическую деятельность, особенно социально-трудовую, появился именно потому, что социальная демагогия использовалась как «информационный щит», который не дает людям увидеть и понять истинную картину важнейших социальных явлений и окружающей их действительности (социальное положение, источники для выплаты зарплаты и пенсий, права человека и т.п.).
Высокий рост производительности труда, связанный с переходом к товарному производству, отчасти компенсировал чисто материальные потери, которые имели место в связи с резким возрастанием уровня коррупции в государственном масштабе, который имеет место при товарном производстве.
Весь послевоенный период, во времена перестройки и после нее, рост коррупции происходил на фоне ослабления государственной машины. Он сопровождался следующими процессами: уменьшением централизованного контроля, затем – распадом идеологических скреп (идеологические скрепы – это средства, с помощью которых происходит объединение людей на фоне общей идеологии), экономической стагнацией, а затем и падением уровня развития экономики, наконец – крахом СССР и появлением новой страны – России [2.17].
Постепенно централизованно организованная коррупция централизованного государства сменялась «федеративным» устройством из множества коррумпированных систем [2.18].
При капиталистическом строе коррупция в общегосударственном масштабе уже не могла осуществляться свободно, следовательно, государство различными способами осуществляло экономические манипуляции, а также не давало «открыть» глаза людям на происходящие вокруг них процессы. После войны и перестройки государство пыталось бороться с коррумпированностью общества, но ничего не вышло. Эта борьба характеризуется несколькими важными чертами [2.19]:
1) власти не признавали слово «коррупция», ввели его в употребление лишь в конце 80-х годов. Вместо него использовались термины «взяточничество», «злоупотребление служебным положением», «попустительство» и т.п. Отрицая термин, отрицали понятие, а значит – явление;
2) советское «правосознание» удивительно наивно и непродуктивно объясняло причины коррупционных явлений. В качестве причин коррупции перечислялись недостатки в работе партийных, профсоюзных и государственных органов, в первую очередь, в области воспитания трудящихся. Таким образом, видно жесткое соответствие между слабым пониманием коррупционных явлений, примитивным объяснением их причин и неадекватными средствами борьбы с ними;
3)высшие советские и партийные сановники были практически неприкосновенны;
4) с коррупцией среди государственного аппарата боролись исключительно представители этого аппарата. Это приводило к двум последствиям: боровшиеся были органически не в состоянии менять коренные причины, порождающие коррупцию, поскольку они восходили к важнейшим условиям существования системы; борьба против коррупционеров нередко перерастала в борьбу против конкурентов на рынке коррупционных услуг;
5) коррупция нередко выступала в качестве единственно возможного средства внедрения рыночных отношений в плановую экономику. Против законов природы бороться бесперспективно. Именно об этом свидетельствовала укорененность коррупции как организатора теневого рынка. Именно поэтому она расширялась по мере ослабления тотального контроля.
Противодействие коррупции в истории Российского государства [2.20].Коррупция в России имеет столь же глубокие корни, как и во всем мире. Так, видоизмененной формой подношений в Киевской Руси была «почесть». Благодарение князю за сохраненную жизнь, за землю со временем превратилась в традицию. Первое письменное упоминание о коррупции в форме посула, то есть обещанного вознаграждения относится к Двинской уставной грамоте XIV века. Появление судебного чиновничьего аппарата порождало возможности для его коррумпирования. Уже с XVI века «посул» был запрещен и стал рассматриваться как взятка.
В империи Чингисхана кормления, взятки, подарки и всякий прочий «бакшиш» были нормой работы всего чиновничества. Карались только в отдельных случаях чрезмерная жадность при вымогательстве и неуемное казнокрадство, приравнивавшееся к государственным преступлениям.
Формирование государственного аппарата осуществлялось по принципу местничества, основанного на критериях знатности происхождения, превращало боярство в замкнутую корпорацию. При назначении служилых людей на должности учитывалась знатность данного рода. Местничество было связано с системой кормлений. Эта система управления начала складываться на Руси еще в XII веке. Кормления порождали произвол и злоупотребления властей. В результате земской реформы 1555-1556 гг. система кормлений была ликвидирована специальным указом.
При Иване III Судебник 1497 г. Закрепил первую общероссийскую уголовную норму, устанавливающую ответственность за взяточничество. Одновременно в судебной и бытовой практике конкретизируются некоторые термины, например взяточничество, называлось мздоимством.
При Иване IV Грозном в Судебнике 1550 г. Вопрос взяточничества стал рассматриваться более детально. Взяточники подвергались казни.
С XVI века появляется новый вид взяточничества – вымогательство. При царе Алексее Михайловиче Романове, глава Земского приказа превратил суд в преступный орган, занимавшийся вымогательством, по принципу «кто больше даст, тот выиграет». В Соборном Уложении 1649 г. предусматривались наказания за коррупционные правонарушения.
В XVIII-XIX вв. начинается поиск мер предупреждения и пресечения злоупотребления должностных лиц. Петр I начинает активную борьбу с коррупцией. Он вводит термин «преступление». С 1715 г. чиновники стали получать фиксированную заработную плату. Петр издал указ, который гласил «вешать» коррупционеров. Но, несмотря на чудовищные показательные казни, коррупция в России процветала.
Во времена дворцовых переворотов жалованье чиновникам отменили и «кормления от дел» практически легализовали. В период правления Анны Иоанновны коррупция развивалась. Система «кормления от дел» пагубно влияла на Россию.
Настоящая борьба с взяточничеством началась при Екатерине II. 18 июля 1762 года – издан указ об удержании судей и чиновников от взяточничества. В 1763 году была ликвидирована система кормления. В правление Екатерины укоренился взгляд на мздоимство.
В XIX веке начинается с административных реформ, их целью было улучшение организации государственной службы. Александр III запретил совмещение государственных должностей с работой в руководстве банков и акционерных обществ. Таким образом, вплоть до начала XX века взяточничество продолжало быть нормой жизни государства.
В Советском государстве отношение к коррупции было двойственным. С одной стороны, злоупотребление служебным положением рассматривалось как одно из наиболее тяжких преступлений, за которое предусматривались суровые меры вплоть до расстрела. С другой - при отсутствии независимой судебной власти чиновничество представляло класс, неподвластный контролю общества, и не боялось наказаний. Это создавало благоприятную почву для дальнейшего внедрения коррупции в общественные отношения при либерализации экономических и политических отношений в стране на рубеже 90-х годов [2.18].
Таким образом, можно сделать вывод: коррупция как социальное явление появилось уже с самых древнейших времен. Но если коррупция в далеком прошлом была не так страшна, как сейчас, то сегодня коррупция является одним из самых опасных явлений в жизни не только нашей страны, но и во всем мире.
Проблема борьбы с коррупцией была всегда, но сейчас она стала проявлять себя в более устрашающих формах. Необходимо без промедления сосредоточить усилия на ограничении сферы приложения ее проявлений, снижении степени ее влияния, минимизации вредных последствий, чтобы в конечном итоге свести ее до приемлемого социально терпимого уровня.