Тема №2. Источники земельного права
Занятие № 1 (2 часа)
Вопросы для индивидуального опроса:
1.Понятие источников земельного права, их система.
2.Конституционные основы земельного права.
3.Федеральные законы как источник земельного права.
4.Указы Президента Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации как источники земельного права;
5.Законы субъектов РФ как источники права, их соотношение с федеральными законами. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ как источники земельного права.
6.Нормативные правовые акты органов местного самоуправления как источники земельного права.
Темы докладов:
1.Роль международных актов в регулировании земельных отношений Российской Федерации.
2.Проблемы систематизации и кодификации норм земельного права Российской Федерации
Рекомендуемая литература:
1.Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. №237. 1993;
2.Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. №136- ФЗ //СЗ РФ. 2001. №44. Ст. 4147;
3.Земельное право: Учебник / О.И. Крассов. – 5 изд., перераб. и доп. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 560 с.;
4.Липски С.А. Особенности современного этапа в развитии федерального земельного законодательства // Право и экономика. 2014. №11. С. 59 – 65.
Тема №3. Правоотношения, связанные с землей.
Занятие № 1 (2 часа)
Вопросы для индивидуального опроса:
1.Понятие земельных правоотношений, их содержание, объекты и субъекты.
2.Особенности публичных и частных земельных отношений. Управленческие отношения, связанные с землей. Имущественные отношения, связанные с землей.
3.Юридические факты, влекущие возникновение, изменение и прекращение земельных правоотношений.
Темы докладов:
1.Понятие и правовой режим искусственных земельных участков.
2.Правовой режим земельной доли.
Занятие № 2 (2 часа)
Решение ситуационных задач
Задача № 1.
Индивидуальный предприниматель без образования юридического лица Иванов И.И. осуществлял добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, на земельном участке, принадлежащем ему на праве собственности, и продавал на строительном рынке.
При этом в обосновании своих прав он ссылался на ст. 19 ФЗ «О недрах».
Имел ли право Иванов И.И. осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых? Аргументируйте свой ответ.
Перечислите виды общераспространенных полезных ископаемых.
Задача № 2.
На земельном участке в г. Россошь Воронежской области, отведенном в 1950 г. под строительство жилого дома гражданину Семенову В.А., последний в 2014 г. решил пробурить скважину непосредственно на своем участке для обеспечения своего хозяйства водой и установить мотор для подъема воды с глубины 25 метров, объясняя это тем, что вода из городского колодца ввиду его малой глубины (3 м) недостаточно чиста.
Вправе ли Семенов В.А. произвести такие работы на своем земельном участке? Аргументируйте свой ответ.
Какие права собственников земельных участков вы знаете?
В чьей собственности находятся недра и водные объекты?
Дайте определение недр и подземных водных объектов.
Задача № 3.
Гражданин Латвии, Сергей Шкеле, получил в процессе наследования ½ дома по адресу: г. Псков, Ленинградская, д. 43. На основании свидетельства о вступлении в наследство обратился в территориальные органы Росреестра за регистрацией права собственности на ½ дома и ½ земельного участка, находящегося под домом и необходимым для его использования. Земельный участок согласно кадастровому паспорту относится к категории земель - «земли населенных пунктов», территориальная зона – зона сельскохозяйственного использования.
Гражданину Шкеле было отказано в государственной регистрации права собственности на земельный участок ввиду того, что законодательство Российской Федерации запрещает иностранным гражданам иметь на праве собственности данные земли.
Оцените сложившуюся ситуацию. Аргументируйте Вашу точку зрения.
Рекомендуемая литература:
1.Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. №136- ФЗ //СЗ РФ. 2001. №44. Ст. 4147;
2.Земельное право: Учебник / О.И. Крассов. – 5 изд., перераб. и доп. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 560 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=397667;
3.Мельников Н.Н. Правовое положение фермерского хозяйства, действующего без образования юридического лица в России и зарубежных странах // Аграрное и земельное право. 2014. № 9. С. 21-25.
Тема № 4. Использование и охрана земель в Российской Федерации.
Занятие № 1 (2 часа)
Учебная групповая дискуссия.
«И порядки, и законы, и нравственность, и самый ум наций, и, наконец, всякое правильное отправление национального организма организуется лишь тогда, когда в стране утвердится прочное землевладение».
Ф.М. Достоевский
Содержание дискуссии:ухудшение состояния земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях, пути стабилизации и улучшения сложившейся ситуации.
Основные обсуждаемые вопросы:
1. Современное состояние земель в Российской Федерации.
2. Виды негативного воздействия на земли Российской Федерации.
3. Понятие и содержание охраны земель в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.Соотношение понятий «охрана земель» и «охрана окружающей среды».
4. Мероприятия по улучшению и восстановлению качества земель, подвергшихся негативному воздействию: мелиорация земель, рекультивация земель, консервация земель.
5. Роль государства в обеспечении рационального использования и охраны земель.
В современной юридической литературе по данной проблематике высказываются мнения о том, что современный механизм охраны земель не способен стабилизировать, а тем более улучшить сложившуюся ситуацию касаемо качества земель, а именно их плодородия.
В связи с этим, каждому студенту предлагается высказать свою точку зрения по данной проблематике и обосновать ее.
В конце занятия преподавателем подводятся итоги дискуссии по существу обсуждаемой проблемы.
Занятие № 2 (2 часа)
Проверочная работа.
(предназначена для контроля знаний студентов