Обеспечение н1ациональной безопасности
С учетом требований современного этапа общественно-политического развития, последний, четвертый раздел Концепции был посвящен раскрытию проблем обеспечения безопасности России. В нем были сформулированы основы государственной стратегии обеспечения безопасности и заложены требования к деятельности сил, средств и органов но обеспечению национальной безопасности.
Национальную безопасность обеспечивают государственные и общественные институты, а также граждане, принимающие участие в выявлении, предупреждении угроз безопасности и в противодействии им.
В этом разделе определены основные направления деятельности общества и государства по обеспечению национальной безопасности. Это объективный, всесторонний анализ и прогнозирование угроз безопасности, определение критериев национальной безопасности и их пороговых значений, выработка комплекса мер и механизмов обеспечения безопасности в различных сферах: организация работы органов государственное власти по реализации мер, предотвращающих или ослабляющих угрозы: поддержание на необходимом уровне стратегических и мобилизационных ресурсов.
«Главной целью обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, - отмечалось в Концепции, - является создание и поддержание такого экономического, политического, межнационального и военно-стратегического положения страны, которое бы создавало благоприятные условия для развития личности, общества и государства и исключало опасность ослабления роли и значения Российской Федерации как субъекта международного права, подрыва способности государства реализовать свои национальные интересы на международной арене».
Исходя из главной цели, определялись и важнейшие задачи обеспечения национальной безопасности: 47
- подъем экономики, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;
- совершенствование законодательства, укрепление правопорядка и социально-политической стабильности, государственности, федерализма и местного самоуправления;
формирование гармоничных национальных отношений;
- обеспечение международной безопасности страны;
- укрепление безопасности в оборонной и информационной сферах:
- обеспечение населению технологически безопасной и экологически чистой жизнедеятельности.
Следует обратить внимание на иерархию принципов обеспечения национальной безопасности, содержащихся в Концепции. На первом месте здесь стоит соблюдение Конституции РФ и российского законодательства. С одной стороны, это указывает на необходимость строго правового характера предпринимаемых мер в этой деятельности, а с другой - на сложность ситуации и, вероятно, скрытый характер политических угроз, Который может возникнуть в случае расхождения реалий жизни с зафиксированными правовыми нормами.
К основным принципам обеспечения безопасности отнесены: единство, взаимосвязь и сбалансированность всех видов безопасности, зависимость их приоритетности от ситуации; приоритетность политических, экономических и информационных мер; реальность выдвигаемых задач: соблюдение норм международного права и отечественного законодательства при использовании принудительных мер: сочетание централизованного управления силами и средствами обеспечения безопасности с передачей части этих полномочий субъектам федерации и органам местного самоуправления.48
Концепция определила обеспечение безопасности и защиту национальных интересов России в экономической сфере главным содержанием политики государства, направленной на польем экономики и проведение независимого, социально ориентированного экономической) курса.
Во внутриполитической деятельности государства основными направлениями обеспечения безопасности определено: «правовое обеспечение реформ и соблюдение эффективного механизма контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации, принятие и реализация необходимых мер по преодолению последствий экономического кризиса, сохранению и развитию научно-технического производственною потенциала, переходу к экономическому росту при снижении уровня техногенных катастроф, повышению конкурентоспособности промышленной продукции, подъему благосостояния народа». При этом на первый план выдвигались такие задачи, как устранение деформации в структуре экономики и преодоление прогрессирующего сокращения производства продукции высокой степени переработки, поддержка отраслей, составляющих основу расширенного воспроизводства, обеспечение занятости населения.
Внешнеэкономическую деятельность Концепция в основном ориентировала па внешнюю торговлю.
В международно-финансовой сфере требовалось проведение сбалансированной кредитно-финансовой политики, нацеленной на сокращение зависимости России от внешних кредитов и укрепление ее позиций в международных финансово-экономических организациях.
Основой социально-политической стабильности, наряду с экономическим подъемом, должно было стать общественное согласие относительно путей укрепления федерализма и упрочения межнациональных отношений в стране. 49
Укрепление российской государственности, совершенствование и развитие федерализма и местного самоуправления важнейшие задачи, решение которых должно привести к обеспечению национальной безопасности. Концепция определила главную цель в пой области выработку и реализацию комплексного подхода к решению правовых, экономических, социальных к -улюполигическнх проблем при обеспечении соблюдения интересов Российской Федерации и се субъектов.
Укрепление российской государственности предполагает повышение роли государства в основных областях общественной жизни, совершенствование законодательства как универсальной основы государственной деятельности в условиях построения правовою государства, обеспечение приоритета Конституции РФ и федеральных законов над другими правовыми актами, формирование и развитие организационных и правовых механизмов профилактики правонарушенений, принятия и исполнения государственных решений в кризисных ситуациях.
Защита российского федерализма, включающая в себя деятельность по пресечению посягательств на государственную целостность страны, органов государстве иной власти, единство правового пространства России. имела главную цель не допустить трансформации федеративных отношений в конфедеративные. И именно па этом пути сделаны наибольшие успехи в последнее время.
К сожалению, за прошедшие годы так и не была создана действенная система финансового контроля, проверки имущественного положения, источников доходов и расходов должностных лиц и государственных служащих в целях предупреждения коррупции к государственном аппарате и устранения условий для детализации нажитых преступным путем капиталов.
Важной составной частью обеспечения как национальной безопасности России, так и безопасности мирового сообщества, является борьба с терроризмом, наркобизнесом, контрабандой. В настоящее время эти угрозы перерастают в глобальное международное явление, к борьба с ними должна вестись на основе масштабного сотрудничества спецслужб России с аналогичными службами других стран. 50
Обеспечение национальной безопасности России включает в себя также защиту культурного, духовно-нравсвенного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни.
В Концепции отмечалась значимость и были определены приоритетные направления обеспечения национальной безопасности в области охраны и укрепления здоровья граждан и в экологической сфере.
Важнейшей составной частью обеспечения национальной безопасности Российской Федерации является проведение внешней политики, направленной на утверждение равноправною партнерства стран мирового сообщества и на активизацию их сотрудничества.
Во внешней политике России приоритетными представляются следующие задачи: обеспечение важнейших национальных интересов, развитие о i ношении с ведущими странами мира, всестороннее сотрудничество в рамках СНГ, налаживание сотрудничества в рамках Союза, с Беларусью, а также с участниками договора между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией об углублении интеграции в экономических и гуманитарных областях.
Россия высказала свою заинтересованность в полноправном участии в мировых, европейских и азиатских экономических и политических структурах.
Важным направлением деятельности России по обеспечению своей национальной безопасности во внешнеполитической сфере определено и содействие урегулированию региональных, и локальных конфликтов путем миротворческой деятельности.
Концепция отметила, что Россия будет выполнять свои обязательства в области сокращения и ликвидации оружия массового уничтожения обычных вооружений; осуществлять меры по укреплению доверия и стабильности, по обеспечению международного контроля за поставками военных технологий и технологии двойного назначения; содействовать созданию юн, свободных oi оружия массового уничтожения. 52
В документе выставлены непременные условия реализации внешнеполитических усилии России: формирование модели обеспечения глобальной, региональной и субрегиональной безопасности, что предполагаем создание принципиально новой системы европейско-атлантической безопасности при координирующей роли OБСЕ: усиление деятельности по созданию многосторонних структур, обеспечивающих сотрудничество в сфере международной безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Южной Азии; активное участие России как постоянного члена Совета Безопасности ООН в урегулировании и предотвращении peгиональных кризисов и конфликтов: совершенствование режима международного контроля нал вооружениями и нераспространением оружия массового уничтожения и средств его доставки; защиту прав и интересов российских граждан. проживающих за рубежом.
Увеличение количества и расширение масштабов чрезвычайных ситуаяций технического и природного характера, влекущих значительные материальные и человеческие потери, актуализируют проблему обеспечения национальной безопасности РФ в природно-технической и экологической сферах.
В Концепций определялись важнейшие задачи по обеспечению национальной безопасности в информационной сфере:
- установление баланса потребности в свободном обмене информацией и допустимыми ограничениями распространения;
- совершенствование информационной структуры, ускорение развития новых информационных технологий, их широкое распространение и унификация; 52
- разработка нормативной базы и координация деятельности Органов, решающих задачи обеспечения информационной безопасности:
развитие отечественной информационной индустрии и се приоритетное распространение на внутреннем рынке:
- защита государственного информационного ресурса.
Довольно обстоятельно в данном разделе Концепции рассматривались проблемы обеспечения национальной безопасности в оборонной сфере.
Необходимо отметить, что многообразие опасностей предполагает и самые различные приемы зашиты, а вопрос о комплексном, системном применении сил и средств защиты от существующих угроз требует всесторонней разработки с учетом современных реалий. Несомненно, угрозам определенного типа должны противостоять и защитные меры такого же порядка: экономическим угрозам должны соответствовать экономические средства зашиты, политическим - политические и т. д. «Но в современных условиях взаимосвязи всех сфер общественной жизни угроза безопасности в какой-то подсистеме становится опасностью для всей социальной системы. К тому же угрозы могут быть и комплексными»[29] .
Таким образом, надежная зашита обеспечивается комплексным. системным применением сил и средств. Более того, в определенных условиях предохранительные защитные действия в других сферах общественной жизни могут сыграть решающую роль в преодолении угрозы в данной сфере. 53
Основу системы обеспечения Национальной безопасности составляют органы, силы и средства обеспечения национальной безопасности, которые осуществляют меры политического, правовою, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на безопасность личности, общества и государства. Эта система функционирует в соответствии с Конституцией РФ. федеральными чаконами, указами и распоряжениями Президента РФ. решениями Совета безопасности РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ. федеральными программами.
Создание органов и сил обеспечения национальной безопасности, не установленных федеральными законами, не допускается, также не допускается и применение противоправных средств. Концепция определяла участие Президента. Сонета Федерации и Государственной Думы, Правительства, Совета безопасности, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации в выработке и реализации политики обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, Так. Президент РФ в пределах своих полномочий руководит органами и силами обеспечения безопасности, санкционирует действия по се обеспечению в различных сферах, формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные органы и силы обеспечении безопасности, выступает с посланиями, обращениями и директивами по проблемам национальной безопасности.
Федеральное собрание формирует законодательную базу, в пределах своего ведения принимает решения по использованию сил и средств для обеспечения национальной безопасности.
Российское правительство обеспечивает реализацию Конституции и других нормативно-правовых актов в вопросе обеспечения национальной безопасности, осуществляет мерь: по материальному и финансовому обеспечению сил, средств и органов национальной безопасности, руководит деятельностью подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти.
Более детально в Концепции представлялись полномочия Совета безопасности РФ, который несет ответственность перед Президентом за своевременное выявление угроз национальной безопасности, за подготовку оперативных решений но предотвращению чрезвычайных ситуаций и разработку основных направлений стратегии обеспечения национальной безопасности. 54
Совет безопасности рассматривает стратегические вопросы внутренней, внешней и военной политики государства, проблемы обеспечения безопасности во всех сферах, вопросы охраны здоровья населения, прогнозирования и предотвращения межнациональных п социальных конфликтов, чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения общественного согласия, законности и правопорядка: предлагает рекомендации но разработке концепции национальной безопасности, по осуществлению стратегии и текущей политики ее обеспечения; координирует деятельность системы обеспечения национальной безопасности по разработке стратегии в области внутренней, внешней и военной политики, военно-технического сотрудничества и информационной безопасности, контролирует реализацию Стратегии и текущей политики в этих областях исполнительными федеральными органами и органами исполнительной власти субъектов федерации.
Совет безопасности в случае возникновения непосредственной угрозы национальной безопасности вырабатывает необходимые предложения для Припяти решения.
Федеральные органы исполни тельной власти обеспечивают соблюдение законодательства, выполнение решений Президента, Правительства, Совета безопасности, нормативно-правовых актов в области обеспечения национальной безопасное in Российской Федерации и в пределах компетенции сами разрабатывают нормативно-правовые акты по этой проблеме. 55
Органы государственной власти субъектов федерации взаимодействуют с федеральными органами и с местными органами самоуправления и выносят предложения по совершенствованию этой деятельности.
Концепция предусматривала возможность формирования и укреплении системы отношений между государствами, дополнения, уточнения и конкретизации отдельных положений документа по мере развития страны. 56