Какая из позиций более обоснована с точки зрения гражданского, гражданско-процессуального и административного законодательства?
(Приказ Минфина РФ и Федерального казначейства от 25 августа 2006 г. № 114н/9н "О порядке организации и ведения работы по представлению в судебных органах интересов Министерства финансов РФ и интересов Правительства РФ в случаях, когда их представление поручено Министерству финансов РФ" п. 1.; ГК РФ, ст. 56, 1064, 1068, 1069)
1. В условии задачи обозначены следующие обстоятельства, которые могут иметь значение:
а) субъект правоотношения – ООО «Орион»;
б) субъект правоотношения – районная инспекция ФНС;
в) юридический факт - возмещение ущерба, вызванного дорожно-транспортным происшествием;
г) субъект правоотношения - водителя служебного транспорта инспекции;
д) субъект правоотношения - районное управление федерального казначейства;
2. Правовая квалификация фактического состава:
б) районная инспекция ФНС – является юридически ответственным лицом, на основании ГК РФ (Ч1) от 30.11.1994 № 51, ст.56, п.2., отвечающим по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом.
в) Согласно ст. 1064 ГК РФ «Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред». Возмещение ущерба на основании решения суда производиться налоговой инспекцией платежным поручением, в дальнейшем налоговая взыскивает причиненный ущерб с виновника аварии.
г) водитель служебного транспорта инспекции - возмещает вред, причиненный при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей, выполняющий работу на основании трудового договора (не является госслужащим) согласно ст.1068, п.1. ГК РФ.
д) районное управление федерального казначейства - руководителям управлений Федерального казначейства по субъектам РФ (за исключением Управления Федерального казначейства по г. Москве) на основании доверенностей (с правом передоверия), выданных Министерством финансов РФ, представлять в судебных органах интересы Министерства финансов РФ и интересы Правительства РФ в случаях, когда их представление поручено Министерству финансов РФ.
3. Возмещение ущерба за счет федерального казначейства невозможно, т.к. налоговая инспекция самостоятельный государственный орган, а федеральное казначейство может производить платежи и возмещения по исковым обязательствам.
Согласно ч. 1 ст. 110 Конституции РФ исполнительную власти в РФ осуществляет Правительство РФ. Между тем согласно ст. 1 ФКЗ «О Правительстве РФ» Правительство РФ является высшим органом исполнительной власти РФ. Кроме того, Президент РФ рядом своих указов, в т.ч. Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» создал целую систему органов исполнительной власти, значительная часть которых подчиняется только Президенту РФ.
Означает ли эта ситуация что перечисленные нормативные акты противоречат Конституции РФ, поскольку Правительство РФ в ней представлено единственным органом исполнительной власти? На основе анализа п. «а», «б», «в», «д» ст. 83 Конституции РФ обдумайте вопрос о том, является ли Президент РФ главой исполнительной власти в РФ, а не Правительство РФ.
(Конституция РФ, ФКЗ «О Правительстве РФ»)
ОТВЕТ: Правительство РФ – высший исполнительный орган государственной власти в масштабе всей страны. Его правовое положение определено гл. 6 Конституции РФ и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации».
Хотя формально, по действующей Конституции РФ, Президент не является главой исполнительной власти, фактически он активно влияет на деятельность исполнительно-распорядительных органов. Это выражается в различных формах: прямо, поскольку многие из федеральных органов исполнительной власти подчинены ему непосредственно, или косвенно – через Правительство, либо путем назначения на должности и освобождения от должностей, а также издания своих нормативных и распорядительных актов.
Полномочия Президента в сфере исполнительной власти огромны. В соответствии со ст. 83 Конституции он, в частности:
назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;
имеет право председательствовать на заседаниях Правительства;
принимает решение об отставке Правительства;
представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка России и ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении его от должности;
по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров;
формирует и возглавляет Совет Безопасности;
утверждает военную доктрину;
формирует Администрацию Президента;
назначает и освобождает полномочных представителей Президента;
назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил;
назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях;
подписывает и обнародует федеральные законы (в том числе по вопросам исполнительной власти);
обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;
осуществляет руководство внешней политикой страны;
ведет переговоры, подписывает международные договоры и ратификационные грамоты;
принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.
Президент издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории страны. Указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции и федеральным законам.
Президент вправе отменять постановления и распоряжения Правительства, а также приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия этих актов Конституции и федеральным законам, международным обязательствам или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.
Субъектом административного права Президент становится на четыре года в результате всенародных выборов, приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом. Конституция [4] предусматривает основания и порядок досрочного прекращения исполнения Президентом своих полномочий.
Неопределенность правового статуса Президента в системе разделения властей порождена ст.ст. 10 и 80 Конституции РФ, которые не относят его ни к одной из ветвей государственной власти. Однако исходя из анализа п. «а», «б», «в», «д» ст. 83 Конституции РФ, становится очевидно, что Правительство РФ несет ответственность перед Президентом РФ, только ему подотчетно и подконтрольно. Также Конституцией РФ не предусмотрена ответственность главы государства перед Федеральным Собранием.
Анализ полномочий Президента РФ и Правительства РФ дает все основания считать, что главой исполнительной власти Российской Федерации является именно Президент РФ, а не Правительство РФ или, как минимум, можно сделать вывод, что Правительство РФ не является единственным органом исполнительной власти в России.
Соответственно перечисленные нормативные акты, не противоречат Конституции РФ, поскольку исходя из анализа полномочий Президента РФ, его можно отнести к органам исполнительной власти.
В соответствии со ст. 1 ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ» Судебный департамент является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности судов без права на осуществление правосудия.