Подписание и обнародование федерального закона Президентом РФ

Подписание и обнародование федерального закона Президентом РФ. Это заключительная стадия законодательного процесса. Участие главы государства – неотъемлемая составная часть законодательного процесса. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется ему для подписания и обнародования. И в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона Президент должен принять решение и выбрать один из двух возможных вариантов своих действий в его отношении.

Во-первых, в течение этого срока глава государства может подписать федеральный закон и обнародовать его, после чего он в установленном порядке вступает в силу. Во-вторых, Президент в этот же срок может применить свое конституционное право вето и отклонить федеральный закон, не подписав его. Однако, как упоминалось ранее, по Конституции РФ президентское вето не абсолютное, а отлагательное (относительное) и может быть преодолено палатами Федерального Собрания квалифицированным большинством голосов. Для этого требуется повторное прохождение закона в парламенте, и палаты Федерального Собрания в установленном порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении он будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то такой федеральный закон подлежит подписанию и обнародованию Президентом РФ в течение семи дней. В подобном случае Президент РФ обязан это сделать независимо от своей политической позиции, точки зрения на содержание и последствия закона. Вето главы государства призвано препятствовать вступлению в силу некачественных, несвоевременных (по мнению Президента), принятых поспешно законов.

Процедура прохождения федеральных конституционных законов имеет особенности, в частности, требуется квалифицированное большинство, причем разное в каждой из палат. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый таким путем федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию главой государства и обнародованию. В отношении конституционных законов применение президентского вето Конституцией РФ не предусматривается. Поправки к гл. 3-8 Конституции РФ принимаются также в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, но вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов регламентирован Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14 июня 1994 г.* Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста закона в «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или «Парламентской газете»**. Федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок их вступления в силу (например, сразу со дня официального опубликования или при наступлении определенной даты).

Палаты могут принимать решения и в форме постановлений. Это делается каждой палатой применительно к вопросам, отнесенным Конституцией РФ к ведению той или иной из них. Порядок принятия постановлений отличается от законодательного процесса. Постановления палат принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ (например, решения по некоторым вопросам должны приниматься квалифицированным большинством).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги по данной курсовой работе можно сделать выводы, чтоосновные полномочия Президента РФ можно разделить на несколько основных групп: Полномочия Президента РФ, связанные с формированием других государственных органов и по оказанию воздействия на их деятельность; связанные с деятельностью Федерального собрания; в области внутренней политики; в области обороны и внешней политики и другие полномочия Президента РФ. Осуществление этих полномочий предполагает определенные права и функции президента в законодательном процессе.

Формулировка статуса Президента РФ, содержащаяся в конституции РФ, означает, что президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит на прямую, непосредственно ни в одну из трех ветвей. Таким образом, Президент обеспечивает функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Осуществление полномочий Президента РФ предполагает определенную его компетенцию и полномочия в сфере правотворчества. Законодательные полномочия Президента связаны со сферами законодательства и исполнения законов. Центральное место в этих полномочиях занимают право законодательной инициативы и отлагательного вето. В целом, полномочия и компетенция, президента в законодательном процессе, не превращают Президента в орган законодательной власти, а значит, не противоречат принципу разделения властей. Они, направлены на обеспечение осуществления полномочий Президента РФ как гаранта конституции и носят скорее уточняющий характер.

Исключительное законодательное право Президента - издавать указы и распоряжения, причем они не должны противоречить Конституции и федеральным законам.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. - № 4. – 445 с.

2. Адамов В.Г. Органы государственной власти России. СПб.: Питер, 2007. – 346 с.

3. Алисова Г.А. История государства и права. – М.: Спутник+, 2006. – 230 с.

4. Баглай М. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Юрист, 2006. – 340 с.

5. Виев Г.А. Президент Российской Федерации. М.: Право, 2008. – 280 с.

6. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – М.: Юристъ, 2006. – 420 с.

7. Кашанина Т.В. Основы российского права. – М: Норма, 2006. – 390 с.

8. Кашин Б.В. Российское конституционное право. – М.: Факт, 2007. – 340 с.

9. Круглов В.С. Принцип разделения властей в Российском праве. М.: Гардарика, 2008. – 140 с.

10. Любарская В.П. Законодательные органы Российской Федерации. – М.: ВИРТ, 2007. – 210 с.

11. Мишарин А. Г. Полномочия и компетенция Президента России.- М.: Юристъ, 2005. – 280 с.

12. Смоленский М.Б. Основы права. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 450 с.

13. Тарков В.М. Полномочия Президента РФ. – М.: ВИА, 2009. – 170 с.

14. Яковлев В.П. К вопросу о полномочиях Президента РФ // Российское Право. – 2007. - № 5. – С. 34-39.

15. Ярин Г.О. Российское право. – М.: АРТ-ПРОФ, 2008. – 450 с.

[1] Виев Г.А. Президент Российской Федерации. М.: Право, 2008. - С. 86.

[2] Тарков В.М. Полномочия Президента РФ. – М.: ВИА, 2009. - С. 87-89.

[3] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – М.: Юристъ, 2006. - С. 318.

[4] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – М.: Юристъ, 2006.. – С. 320.

[5] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – М.: Юристъ, 2006. - С. 321.

[6] Мишарин А. Г. Полномочия и компетенция Президента России.- М.: Юристъ, 2005. - С. 120.

Наши рекомендации