Ключевые составляющие национальной инновационной системы

Е.Н. АЛЕКСАНДРОВА, кандидат экономических наук, доцент О. А. САЛМИHА, аспирант К. В. ДЗИДЗОЕВ, аспирант, Кубанский государственный университет

В статье, на основе исследования различных подходов к структурированию инновационной среды на макроуровне определяется структурная взаимосвязь составляющих национальной инновационной системы посредством выделения ключевых субъектно-функциональных подсистем (государство, бизнес, образование, наука, инновационная инфраструктура), объединенных комплексом институциональных связей. Дается краткая характеристика, рассматривается сущность и задачи базовых составляющих национальной инновационной системы.

Ключевые слова: национальная инновационная система, элементы НИС структура национальной инновационной системы.

Основным условием эффективного функционирования инновационных систем любого уровня локализации является взаимодействие между их элементами и подсистемами, от наличия и уровня развития которых зависят появление, реализация и распространение инноваций. Взаимодействие между элементами и подсистемами осуществляется на основе прямых и обратных связей, обусловливающих единство и целостность национальной инновационной системы (НИС) В различных определениях НИС указываются те или иные элементы (подсистемы, составляющие). Число таких элементов, их характеристика зависят, прежде всего, от позиции исследователя в отношении понимания структуры НИС, условий и факторов, определяющих инновационный процесс.

Среди ключевых элементов НИС в большинстве исследований выделяются: инновационные предприятия; инновационная инфраструктура; система генерации и распространения знаний; учреждения в сфере образования и профессионального обучения; определенные рыночные условия, способствующие внедрению инноваций; маркетинговая и финансовая составляющие; институты: законодательство; информационная среда и т.д. Перечисленные элементы равнозначны в обеспечении инновационного процесса, исключение или недостаточное развитие одного из них способно привести к разрыву связей между составляющими системы и ее неэффективному функционированию.

В экономической литературе встречаются различные подходы к структурированию национальной инновационной системы. В развитие концепции НИС России свой вклад внесли такие исследователи как: В. В. Иванов, Н.И. Иванова, Б.Н. Кузык, Ю В. Яковец, А. И. Дергунов, Е.А. Монастырный и др.

Так, в работе В. В. Иванова структура НИС представлена подсистемами макроэкономической политики, нормативно-правового обеспечения, образования, инфраструктуры, производства и рынка. Центральным элементом предлагаемой структуры определяется система генерации и распространения знаний. Особенно подчеркивается тот факт, что предлагаемая модель справедлива для инновационных систем мезо-, макро- и гиперуровня, т. е. таких систем, механизмы функционирования которых определяются проводимой политикой и закрепляются законодательно [3]

В модели Н. И. Ивановой все элементы НИС подразделяются на организации (институты) государственного и частнопредпринимательского сектора. При этом институциональные взаимосвязи определяются последовательностью стадий инновационного процесса [4]. Источник идей для НИС - наука - не обособленный или стартовый сегмент системы, а ключевое звено каждого крупного сегмента (государственного сектора, системы образования, предпринимательского сектора).

Б. Н. Кузык и Ю. В. Яковец приводят структуру НИС, в которой отражено единство иерархической, функциональной и обеспечивающей подсистем (7). В свою очередь иерархическая структура включает’ локальный, региональный и межрегиональный, отраслевой, национальный, межгосударственный и глобальный уровни. Функциональная подсис­тема представлена: прогнозированием и выбором приоритетов, стратегическим планированием и программированием; оценкой и отбором инноваци­онных идей и изобретений; инновационной транс­формацией межотраслевых комплексов и др. Обес­печивающая подсистема представлена правовым обеспечением, финансовым, информационным, кадровым обеспечением, а также менеджментом и оргструктурой. НИС, по мнению авторов, должна охватывать и подчинять единой конечной цели все стадии инновационного процесса, согласовывая интересы и координируя деятельность всех участву­ющих в реализации приоритета предприятий и ор­ганизаций любых форм собственности и размеров от малых предприятий до ТНК [71.

В исследованиях Е А. М о настырного и Н. О. Чистяковой в модели НИС за основу принят принцип структурной композиции [8, 9]. Основ­ными отличительными свойствами данной моде­ли является группировка элементов не в рамках инновационной цепочки, а в позиции выделения трех уровней:

1) основная деятельность, т. е. тот вид деятель­ности, который обеспечивает основной объем производства товаров и оказания услуг, в том числе инновационной наукоемкой продукции. К этой деятельности относятся: крупный бизнес, средний и малый бизнес, прикладная наука,

2) обеспечивающая деятельность, которая «об­служивает» функционирование инновационного процесса: образование; сфера фундаментальной на­уки, элементы инновационной инфраструктуры;

3) управление НИС: координация, стимулиро­вание инновационной деятельности, формирова­ние стратегической инновационной политики.

В научной литературе встречаются и другие структуры НИС, разрабатываемые на основе мо­дели «черного ящика» (вход, процессор, выход), структурной модели, представлении ее как «фун­кционального мегаинститута» и др.

Таким образом, исследование различных подходов к структурированию НИС позволяет определить.

1) что в основе концепции НИС находится системный подход, предполагающий выделение уровней, подсистем и элементов, отражение между ними взаимосвязей. При этом количество таких элементов может сильно отличаться: от выделения главных подсистем НИС (например, государс­тво, наука, бизнес), до детализации институтов и структур инновационного процесса (федеральные и региональные органы власти, фундаментальная и прикладная наука, вузы, ТНК и др.);

2) что большинство моделей НИС имеет до­статочно устойчивую совокупность «обязательных» структурных элементов: система генерации знаний, образование, инфраструктура, государственная поддержка, производство наукоемкой иннова­ционной продукции, рынок, инновационные кластеры;

3) что структура НИС, как правило, представ­лена субъектами и институциональными связями между ними в контексте последовательности инновационной цепочки, начиная с генерации и трансформации знаний и вплоть до реализации инновационной продукции на рынке;

4) что практически не отражается взаимосвязь НИС с международной средой;

5) что слабо представлено взаимодействие государства, науки и бизнеса в контексте совре­менных тенденций развития НИС. В ряде моделей внимание обращено на отражение функциональ­ных прямых и обратных связей между институтами, а также на потоки ресурсов между элементами НИС.

С учетом существующих концепций фор­мирования НИС, теоретических и практических исследований ее элементов (их взаимосвязей) » представим следующую структуру НИС.

Некоторые базовые составляющие НИС (вы­бранные по критерию функциональной значимос­ти) и выполняемые ими задачи в процессе иннова­ционного развития представлены в таблице 1.

Таблица 1. Сущность и задачи базовых составляющих национальной инновационной системы

Субъекты, элементы и под­системы НИС Сущность и компоненты составляющих системы Задачи
Инновационная инфраструктура Совокупность условий (фундаментальная наука, система образования, правовые институты, орга­низации, промышленные и иные общественные объекты), обеспечивающих возможности успеш­ной инновационной деятельности. Сеть инновационно-технологических центров и технопарков, бизнес-инкубаторов. Венчурные фонды, инновационно-коммерческие банки, наукограды. Коммуникационная инфраструктура (дороги, телефония, электронные коммуникации). Консалтинговые фирмы, демонстрационные пло­щадки, отдельные ученые и изобретатели и т.п. Обеспечение инновационного процесса, про­движение на рынок результатов научной де­ятельности. Апробация инновации в производс­твенной и бизнес среде. Интеграция геополити­ки, науки высоких технологий и экономики
Финансовые институты Государственные средства, фонды стартового и венчурного финансирования, инвестиционные банки, организации страхования и др.     Предоставление доступа к капиталу, в том числе венчурному
Система обра­зования (госу­дарственные и частные инсти­туты) Система подготовки технических специалистов, учреждения общего, профессионального на­чального, среднего и высшего, послевузовского образования. Учреждения обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации Определение образовательных стандартов. Под­готовка кадров по организации и управлению в инновационной сфере
Научно-исследовательские институты Академические институты. Подразделения РАН, университеты, НИИ, государственные и вузовские лаборатории и др. Обеспечение современными разработками и тех­нологиями инновационного процесса. Подготовка и переподготовка высококвалифицированных на­учных кадров на основе развития интеллектуально­го капитала. Международное научно-техническое сотрудничество. Исследования на стратегически важных направлениях инновационного развития страны. Формирования конкурентоспособных корпораций мирового уровня.
Законодатель­ные и макро­экономические условия Патентное законодательство, налоговая система, корпоративное законодательство, национальная денежная система, тарифы, правила конкурирования Разработка нормативно-правовой базы (основой выступают положения макроэкономической и инновационной политики государства)
Система гене­рации и рас­пространения знаний Совокупность организаций, выполняющих фун­даментальные исследования и разработки, а также прикладные исследования (значительный объем исследований и разработок традиционно выполня­ется в университетах) Получение и распространение новых знаний фундаментальной наукой через научно-информа­ционные сети и систему образования
Инновационные предприятия Субъекты малого и среднего бизнеса, научные центры ТНК. Крупные научно-промышленные корпорации, высокотехнологичное промышлен­ное производство Обеспечение продвижения конкурентоспособ­ных инновационных продуктов на региональ­ный, национальный и международный уровень
Производствен­ные структуры Субъекты малого и среднего бизнеса, ТНК, ФПГ Формирование потребности в нововведениях, финансирование научных структур и иннова­ционных предприятий. Серийное производство инновационной продукции
Инновационные посредники Центры по трансферу технологий, бизнес инкуба­торы, технологические парки, венчурные фонды, онлайновый портал обмена информацией, банки, приобретающие интеллектуальную собственность и т.д. Обеспечение «связи» между государственными организациями и бизнес сектором. Обеспечение доступа к мировым инновационным ресурсам, формирование глобального общества постав­щиков (провайдеров) инноваций. Коммерциа­лизация знаний и технологии, разработанных в государственных институтах (как правило, фор­мируются при участии государственных и частных структур)
       
Государственные структуры (на региональном и федеральном уровне) Ведомства, разрабатывающие и координирующие инновационную политику. Финансирующие орга­низации. Регулирующие органы. Государственные государственно-частные научно-иннованионные центры Определение политики, осуществление коорди­нации, финансирования и регулирования в ин­новационной сфере на всех уровнях управления (региональном, национальном, международном). Обеспечение коммуникации между элементами НИС. Создание условий для развития инно­вационной инфраструктуры, а также благо­приятной инновационной среды. Разработка и реализация государственной стратегии инно­вационного развития экономики. Поддержка некоммерческих исследовательских пробами в областях не финансируемых бизнесом
Система монито­ринга новшеств Информационные центры, банки данных патен­тов, технологий, инновационная периодика и т.д. Мониторинг идей, открытий, изобретений, разработок, человеческого потенциала в регио­нальном, общенациональном и общемировом масштабе
Маркетинговая составляющая Специализированные маркетинговые агентства или соответствующие структуры предприятий, научных организаций, инновационных посредни­ков и т.д. Обозначение для потребителей типа товара и позиционирование научной разработки. Выбор целевого рынка. Рыночная оценка интеллекту­альной собственности. Выбор инновационных посредников и др.
Развитость рын­ка, рыночные условия Возможность оперативной работы с потребителя­ми, размер рынка, барьеры для вывода продукции на рынок Формирование «рынка знаний»
Международная среда Различные формы участия зарубежных партнеров в российской инновационной системе: филиа­лы международных корпораций; альянсы между российскими и международными компаниями; некоммерческие источники финансирования НИ­ОКР; поддержка НИОКР и коммерциализации Доступ к глобальным источникам знаний. Создание глобальных сетей инновационной де­ятельности (Европейская бизнес сеть (European business network – EBN), сеть инновационных центров (Innovation Relay Centers – IRC)

Представляется, что предлагаемая совокуп­ность базовых составляющих НИС может быть де­тализирована и дополнена. Кроме перечисленных составляющих, необходимо рассматривать сово­купность социальных, политических, культурных и международных факторов, которые оказывают непосредственное влияние на динамику и харак­тер развития инновационной системы в пределах национальных границ.

Все многообразие взаимосвязей между состав­ляющими НИС реализуется в трех принципиальных формах: рыночной (область инновационной активности предприятий и фирм).Когда взаимодействие между субъектами инновационного процесса происходит на основе рыночных принципов; госу­дарственного управления (область инновационной политики государства); согласованных со сложив­шимися в обществе традициями (менталитетом, нравственными и этическими нормами), а также в соответствии с направлениями международного сотрудничества.

Структура национальной инновационной системы представлена на рисунке за основу взята структурная модель инновационной системы, отражающая институциональные составляющие НИС, различные типы связей между структурными элементами, что в конечном итоге и формирует ха­рактер и направленность инновационного процес­са внутри системы. Основными характеристиками предлагаемой структуры НИС являются:

– выделение составляющих НИС не в рамках этапов инновационного процесса, а с позиции выделения ключевых субъектно - функциональ­ных подсистем НИС, формирующих ее ядро: государство, бизнес, образование (образователь­ные организации), наука (научные организации), инновационная инфраструктура (поддерживающая функция в обеспечении инновационного процес­са), институциональная среда (функции обеспече­ния, координации, стимулирования инноваций);

– взаимосвязь государства, науки и бизнеса в рамках объединяющего данные подсистемы инно­вационного процесса;

– НИС функционирует в рамках социально- экономической и международной среды.

Во-первых, НИС – часть социально-экономи­ческой системы. Комплекс отношений между НИС и экономикой страны формируется по нескольким направлениям: формирование спроса на иннова­ции со стороны домашних хозяйств, социальной сферы, бизнеса; обеспечение необходимыми ре­сурсами, развитие потенциала НИС. Кроме того, ключевые субъекты НИС – государство и бизнес представляют не только интересы участников

ключевые составляющие национальной инновационной системы - student2.ru

инновационной деятельности, но и интересы об­щества в целом.

Во-вторых, НИС в условиях глобализации и конкуренции активно взаимодействует с междуна­родной средой (в отношении отдельных НИС речь идет об их интеграции в глобальную инновацион­ную систему), которая формирует стратегический вектор инновационного развития национальной экономики. Согласно концепции открытых инноваций, взаимодействие НИС с международной средой происходит как на этапе исследований, так и на этапе продвижения инноваций. При этом международное инновационное сотрудничество между странами не ограничивается экспортом-импортом наукоемких товаров и услуг. Оно включает вопросы регулирования (деятельность наднациональных институтов), научно-технического сотрудничества (проведение НИР, НИОКР), международный­ обмен научными кадрами, проведение совместных маркетинговых исследований текущих и перспективных рынков и т. д. Несмотря на объективную необходимость развития международного сотрудничества в инновационной сфере, между странами существуют пределы трансфертов инноваций в силу различий законодательной, технологической, образовательной среды. В качестве ограничений выступают и вопросы национальной безопасности, и защита прав интеллектуальной собственности. Любая НИС, прежде всего, должна обладать достаточной устойчивостью и самодостаточностью (опора на собственные ресурсы), позволяющей ей нормально функционировать в условиях возможной дестабилизации экономической ситуации (изменение внешних факторов).

Список литературы

1. Гохберг Л. Национальная инновационная система России // Вопросы экономики. 2003. № 3.С. 14-29.

2. Евсеенко А. В., Зверев В. С., Унтура Г.А. Финансовая среда инноваций. Новосибирск, 2002.

3. Иванов В. В. Инновационная политика при переходе к экономике знаний // Экономическая наука современной России. 2006. № 1. С. 47 - 58.

4. Иванова Н. Инновационная система России в глобальном контексте // МЭиМО. 2005. № 7 С. 32- 53.

5. Келле В. Ж. Инновационная система России: формирование и функционирование. М., 2003.

6. Козлов В. Фундаментальные знания – основа развития страны. // Индустрия. 2004. № 16. С. 14-16.

7. Кузык Б. Н., Яковец Ю. В. Россия - 2050: стратегия инновационного прорыва. М., 2004.

8.Монастырный Е.А. Структурная модель инновационной системы // Инновации. 2005. № 8.

9. Чистякова Н. О. Региональная инновационная система: модель, структура, специфика//Ин-новации. 2007. № 4. С. 55 – 58.





 
 
 

Наши рекомендации