Ключевые составляющие национальной инновационной системы
Е.Н. АЛЕКСАНДРОВА, кандидат экономических наук, доцент О. А. САЛМИHА, аспирант К. В. ДЗИДЗОЕВ, аспирант, Кубанский государственный университет
В статье, на основе исследования различных подходов к структурированию инновационной среды на макроуровне определяется структурная взаимосвязь составляющих национальной инновационной системы посредством выделения ключевых субъектно-функциональных подсистем (государство, бизнес, образование, наука, инновационная инфраструктура), объединенных комплексом институциональных связей. Дается краткая характеристика, рассматривается сущность и задачи базовых составляющих национальной инновационной системы.
Ключевые слова: национальная инновационная система, элементы НИС структура национальной инновационной системы.
Основным условием эффективного функционирования инновационных систем любого уровня локализации является взаимодействие между их элементами и подсистемами, от наличия и уровня развития которых зависят появление, реализация и распространение инноваций. Взаимодействие между элементами и подсистемами осуществляется на основе прямых и обратных связей, обусловливающих единство и целостность национальной инновационной системы (НИС) В различных определениях НИС указываются те или иные элементы (подсистемы, составляющие). Число таких элементов, их характеристика зависят, прежде всего, от позиции исследователя в отношении понимания структуры НИС, условий и факторов, определяющих инновационный процесс.
Среди ключевых элементов НИС в большинстве исследований выделяются: инновационные предприятия; инновационная инфраструктура; система генерации и распространения знаний; учреждения в сфере образования и профессионального обучения; определенные рыночные условия, способствующие внедрению инноваций; маркетинговая и финансовая составляющие; институты: законодательство; информационная среда и т.д. Перечисленные элементы равнозначны в обеспечении инновационного процесса, исключение или недостаточное развитие одного из них способно привести к разрыву связей между составляющими системы и ее неэффективному функционированию.
В экономической литературе встречаются различные подходы к структурированию национальной инновационной системы. В развитие концепции НИС России свой вклад внесли такие исследователи как: В. В. Иванов, Н.И. Иванова, Б.Н. Кузык, Ю В. Яковец, А. И. Дергунов, Е.А. Монастырный и др.
Так, в работе В. В. Иванова структура НИС представлена подсистемами макроэкономической политики, нормативно-правового обеспечения, образования, инфраструктуры, производства и рынка. Центральным элементом предлагаемой структуры определяется система генерации и распространения знаний. Особенно подчеркивается тот факт, что предлагаемая модель справедлива для инновационных систем мезо-, макро- и гиперуровня, т. е. таких систем, механизмы функционирования которых определяются проводимой политикой и закрепляются законодательно [3]
В модели Н. И. Ивановой все элементы НИС подразделяются на организации (институты) государственного и частнопредпринимательского сектора. При этом институциональные взаимосвязи определяются последовательностью стадий инновационного процесса [4]. Источник идей для НИС - наука - не обособленный или стартовый сегмент системы, а ключевое звено каждого крупного сегмента (государственного сектора, системы образования, предпринимательского сектора).
Б. Н. Кузык и Ю. В. Яковец приводят структуру НИС, в которой отражено единство иерархической, функциональной и обеспечивающей подсистем (7). В свою очередь иерархическая структура включает’ локальный, региональный и межрегиональный, отраслевой, национальный, межгосударственный и глобальный уровни. Функциональная подсистема представлена: прогнозированием и выбором приоритетов, стратегическим планированием и программированием; оценкой и отбором инновационных идей и изобретений; инновационной трансформацией межотраслевых комплексов и др. Обеспечивающая подсистема представлена правовым обеспечением, финансовым, информационным, кадровым обеспечением, а также менеджментом и оргструктурой. НИС, по мнению авторов, должна охватывать и подчинять единой конечной цели все стадии инновационного процесса, согласовывая интересы и координируя деятельность всех участвующих в реализации приоритета предприятий и организаций любых форм собственности и размеров от малых предприятий до ТНК [71.
В исследованиях Е А. М о настырного и Н. О. Чистяковой в модели НИС за основу принят принцип структурной композиции [8, 9]. Основными отличительными свойствами данной модели является группировка элементов не в рамках инновационной цепочки, а в позиции выделения трех уровней:
1) основная деятельность, т. е. тот вид деятельности, который обеспечивает основной объем производства товаров и оказания услуг, в том числе инновационной наукоемкой продукции. К этой деятельности относятся: крупный бизнес, средний и малый бизнес, прикладная наука,
2) обеспечивающая деятельность, которая «обслуживает» функционирование инновационного процесса: образование; сфера фундаментальной науки, элементы инновационной инфраструктуры;
3) управление НИС: координация, стимулирование инновационной деятельности, формирование стратегической инновационной политики.
В научной литературе встречаются и другие структуры НИС, разрабатываемые на основе модели «черного ящика» (вход, процессор, выход), структурной модели, представлении ее как «функционального мегаинститута» и др.
Таким образом, исследование различных подходов к структурированию НИС позволяет определить.
1) что в основе концепции НИС находится системный подход, предполагающий выделение уровней, подсистем и элементов, отражение между ними взаимосвязей. При этом количество таких элементов может сильно отличаться: от выделения главных подсистем НИС (например, государство, наука, бизнес), до детализации институтов и структур инновационного процесса (федеральные и региональные органы власти, фундаментальная и прикладная наука, вузы, ТНК и др.);
2) что большинство моделей НИС имеет достаточно устойчивую совокупность «обязательных» структурных элементов: система генерации знаний, образование, инфраструктура, государственная поддержка, производство наукоемкой инновационной продукции, рынок, инновационные кластеры;
3) что структура НИС, как правило, представлена субъектами и институциональными связями между ними в контексте последовательности инновационной цепочки, начиная с генерации и трансформации знаний и вплоть до реализации инновационной продукции на рынке;
4) что практически не отражается взаимосвязь НИС с международной средой;
5) что слабо представлено взаимодействие государства, науки и бизнеса в контексте современных тенденций развития НИС. В ряде моделей внимание обращено на отражение функциональных прямых и обратных связей между институтами, а также на потоки ресурсов между элементами НИС.
С учетом существующих концепций формирования НИС, теоретических и практических исследований ее элементов (их взаимосвязей) » представим следующую структуру НИС.
Некоторые базовые составляющие НИС (выбранные по критерию функциональной значимости) и выполняемые ими задачи в процессе инновационного развития представлены в таблице 1.
Таблица 1. Сущность и задачи базовых составляющих национальной инновационной системы
Субъекты, элементы и подсистемы НИС | Сущность и компоненты составляющих системы | Задачи | |
Инновационная инфраструктура | Совокупность условий (фундаментальная наука, система образования, правовые институты, организации, промышленные и иные общественные объекты), обеспечивающих возможности успешной инновационной деятельности. Сеть инновационно-технологических центров и технопарков, бизнес-инкубаторов. Венчурные фонды, инновационно-коммерческие банки, наукограды. Коммуникационная инфраструктура (дороги, телефония, электронные коммуникации). Консалтинговые фирмы, демонстрационные площадки, отдельные ученые и изобретатели и т.п. | Обеспечение инновационного процесса, продвижение на рынок результатов научной деятельности. Апробация инновации в производственной и бизнес среде. Интеграция геополитики, науки высоких технологий и экономики | |
Финансовые институты | Государственные средства, фонды стартового и венчурного финансирования, инвестиционные банки, организации страхования и др. | Предоставление доступа к капиталу, в том числе венчурному | |
Система образования (государственные и частные институты) | Система подготовки технических специалистов, учреждения общего, профессионального начального, среднего и высшего, послевузовского образования. Учреждения обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации | Определение образовательных стандартов. Подготовка кадров по организации и управлению в инновационной сфере | |
Научно-исследовательские институты | Академические институты. Подразделения РАН, университеты, НИИ, государственные и вузовские лаборатории и др. | Обеспечение современными разработками и технологиями инновационного процесса. Подготовка и переподготовка высококвалифицированных научных кадров на основе развития интеллектуального капитала. Международное научно-техническое сотрудничество. Исследования на стратегически важных направлениях инновационного развития страны. Формирования конкурентоспособных корпораций мирового уровня. | |
Законодательные и макроэкономические условия | Патентное законодательство, налоговая система, корпоративное законодательство, национальная денежная система, тарифы, правила конкурирования | Разработка нормативно-правовой базы (основой выступают положения макроэкономической и инновационной политики государства) | |
Система генерации и распространения знаний | Совокупность организаций, выполняющих фундаментальные исследования и разработки, а также прикладные исследования (значительный объем исследований и разработок традиционно выполняется в университетах) | Получение и распространение новых знаний фундаментальной наукой через научно-информационные сети и систему образования | |
Инновационные предприятия | Субъекты малого и среднего бизнеса, научные центры ТНК. Крупные научно-промышленные корпорации, высокотехнологичное промышленное производство | Обеспечение продвижения конкурентоспособных инновационных продуктов на региональный, национальный и международный уровень | |
Производственные структуры | Субъекты малого и среднего бизнеса, ТНК, ФПГ | Формирование потребности в нововведениях, финансирование научных структур и инновационных предприятий. Серийное производство инновационной продукции | |
Инновационные посредники | Центры по трансферу технологий, бизнес инкубаторы, технологические парки, венчурные фонды, онлайновый портал обмена информацией, банки, приобретающие интеллектуальную собственность и т.д. | Обеспечение «связи» между государственными организациями и бизнес сектором. Обеспечение доступа к мировым инновационным ресурсам, формирование глобального общества поставщиков (провайдеров) инноваций. Коммерциализация знаний и технологии, разработанных в государственных институтах (как правило, формируются при участии государственных и частных структур) | |
Государственные структуры (на региональном и федеральном уровне) | Ведомства, разрабатывающие и координирующие инновационную политику. Финансирующие организации. Регулирующие органы. Государственные государственно-частные научно-иннованионные центры | Определение политики, осуществление координации, финансирования и регулирования в инновационной сфере на всех уровнях управления (региональном, национальном, международном). Обеспечение коммуникации между элементами НИС. Создание условий для развития инновационной инфраструктуры, а также благоприятной инновационной среды. Разработка и реализация государственной стратегии инновационного развития экономики. Поддержка некоммерческих исследовательских пробами в областях не финансируемых бизнесом |
Система мониторинга новшеств | Информационные центры, банки данных патентов, технологий, инновационная периодика и т.д. | Мониторинг идей, открытий, изобретений, разработок, человеческого потенциала в региональном, общенациональном и общемировом масштабе |
Маркетинговая составляющая | Специализированные маркетинговые агентства или соответствующие структуры предприятий, научных организаций, инновационных посредников и т.д. | Обозначение для потребителей типа товара и позиционирование научной разработки. Выбор целевого рынка. Рыночная оценка интеллектуальной собственности. Выбор инновационных посредников и др. |
Развитость рынка, рыночные условия | Возможность оперативной работы с потребителями, размер рынка, барьеры для вывода продукции на рынок | Формирование «рынка знаний» |
Международная среда | Различные формы участия зарубежных партнеров в российской инновационной системе: филиалы международных корпораций; альянсы между российскими и международными компаниями; некоммерческие источники финансирования НИОКР; поддержка НИОКР и коммерциализации | Доступ к глобальным источникам знаний. Создание глобальных сетей инновационной деятельности (Европейская бизнес сеть (European business network – EBN), сеть инновационных центров (Innovation Relay Centers – IRC) |
Представляется, что предлагаемая совокупность базовых составляющих НИС может быть детализирована и дополнена. Кроме перечисленных составляющих, необходимо рассматривать совокупность социальных, политических, культурных и международных факторов, которые оказывают непосредственное влияние на динамику и характер развития инновационной системы в пределах национальных границ.
Все многообразие взаимосвязей между составляющими НИС реализуется в трех принципиальных формах: рыночной (область инновационной активности предприятий и фирм).Когда взаимодействие между субъектами инновационного процесса происходит на основе рыночных принципов; государственного управления (область инновационной политики государства); согласованных со сложившимися в обществе традициями (менталитетом, нравственными и этическими нормами), а также в соответствии с направлениями международного сотрудничества.
Структура национальной инновационной системы представлена на рисунке за основу взята структурная модель инновационной системы, отражающая институциональные составляющие НИС, различные типы связей между структурными элементами, что в конечном итоге и формирует характер и направленность инновационного процесса внутри системы. Основными характеристиками предлагаемой структуры НИС являются:
– выделение составляющих НИС не в рамках этапов инновационного процесса, а с позиции выделения ключевых субъектно - функциональных подсистем НИС, формирующих ее ядро: государство, бизнес, образование (образовательные организации), наука (научные организации), инновационная инфраструктура (поддерживающая функция в обеспечении инновационного процесса), институциональная среда (функции обеспечения, координации, стимулирования инноваций);
– взаимосвязь государства, науки и бизнеса в рамках объединяющего данные подсистемы инновационного процесса;
– НИС функционирует в рамках социально- экономической и международной среды.
Во-первых, НИС – часть социально-экономической системы. Комплекс отношений между НИС и экономикой страны формируется по нескольким направлениям: формирование спроса на инновации со стороны домашних хозяйств, социальной сферы, бизнеса; обеспечение необходимыми ресурсами, развитие потенциала НИС. Кроме того, ключевые субъекты НИС – государство и бизнес представляют не только интересы участников
инновационной деятельности, но и интересы общества в целом.
Во-вторых, НИС в условиях глобализации и конкуренции активно взаимодействует с международной средой (в отношении отдельных НИС речь идет об их интеграции в глобальную инновационную систему), которая формирует стратегический вектор инновационного развития национальной экономики. Согласно концепции открытых инноваций, взаимодействие НИС с международной средой происходит как на этапе исследований, так и на этапе продвижения инноваций. При этом международное инновационное сотрудничество между странами не ограничивается экспортом-импортом наукоемких товаров и услуг. Оно включает вопросы регулирования (деятельность наднациональных институтов), научно-технического сотрудничества (проведение НИР, НИОКР), международный обмен научными кадрами, проведение совместных маркетинговых исследований текущих и перспективных рынков и т. д. Несмотря на объективную необходимость развития международного сотрудничества в инновационной сфере, между странами существуют пределы трансфертов инноваций в силу различий законодательной, технологической, образовательной среды. В качестве ограничений выступают и вопросы национальной безопасности, и защита прав интеллектуальной собственности. Любая НИС, прежде всего, должна обладать достаточной устойчивостью и самодостаточностью (опора на собственные ресурсы), позволяющей ей нормально функционировать в условиях возможной дестабилизации экономической ситуации (изменение внешних факторов).
Список литературы
1. Гохберг Л. Национальная инновационная система России // Вопросы экономики. 2003. № 3.С. 14-29.
2. Евсеенко А. В., Зверев В. С., Унтура Г.А. Финансовая среда инноваций. Новосибирск, 2002.
3. Иванов В. В. Инновационная политика при переходе к экономике знаний // Экономическая наука современной России. 2006. № 1. С. 47 - 58.
4. Иванова Н. Инновационная система России в глобальном контексте // МЭиМО. 2005. № 7 С. 32- 53.
5. Келле В. Ж. Инновационная система России: формирование и функционирование. М., 2003.
6. Козлов В. Фундаментальные знания – основа развития страны. // Индустрия. 2004. № 16. С. 14-16.
7. Кузык Б. Н., Яковец Ю. В. Россия - 2050: стратегия инновационного прорыва. М., 2004.
8.Монастырный Е.А. Структурная модель инновационной системы // Инновации. 2005. № 8.
9. Чистякова Н. О. Региональная инновационная система: модель, структура, специфика//Ин-новации. 2007. № 4. С. 55 – 58.
|