Присоединение Киевской митрополии к Московскому патриархату в 1686 г
Вместе с развитием внутреннего благоустройства РЦ в период Патриаршего управления стремилась и к внешнему расширению своих пределов. Знаменательным явлением было присоединение Украины к России и последовавшее затем подчинение Киевской митрополии Московскому Патриарху. Это важное событие подготовлено было страшными притеснениями православных на юге со стороны католиков и униатов. После фанатичного царствования Сигизмунда III польским королем сделался Владислав IV (1632). Энергичные требования православных во главе с митрополитом Петром (Могилой) прекратить гонения за веру и поставить Православную Церковь в такое же положение, какое занимала униатская, нашли поддержку у нового короля и были признаны законными сеймом. К сожалению, постановления сейма оставались мертвой буквой, и православные на Украине продолжали терпеть сильные стеснения за веру. Лишь подъем национально-освободительного движения против поляков, которое во второй половине 40-х гг. возглавил Богдан Хмельницкий, привел к воссоединению Украины с Россией. В 1654 г. Украина присягнула на верность московскому государю. Половина юго-западной митрополии, по левую сторону Днепра, вместе с Киевом стала в гражданскую зависимость от Москвы, а другая ее часть, по правую сторону, осталась во владениях Польши. Вопрос о подчинении Киевской митрополии Московскому Патриарху встретил затруднения которые зависели частью от политической раздробленности южной митрополии, входившей своими частями в состав двух государств. Церковное подчинение Киевской митрополии Московскому Патриарху произошло лишь в 1686 г. Киевская митрополия признавалась первой и старейшей между русскими митрополиями, и иерарх ее должен пользоваться преимуществами чести пред другими митрополитами. Ему дано право носить две панагии, митру с крестом; в пределах его епархии ему предносился крест. Черный клобук киевского митрополита заменен был белым. В церковном отношении митрополиту подчинялись и православные епархии, оставшиеся в польских владениях.Почти сразу же после воссоединения Украины с Россией между Россией и Польшей последовало несколько войн. Потерпев ряд неудач, поляки согласились, по перемирию 1655 г., признать за Россией всю Украину и предоставить свободу вероисповеданий в Галиции и Волыни, которые остались под Польшей. На Украине, однако, обнаружилось несогласие в деле окончательного объединения с Москвой. В этом вопросе Украина разделилась на две партии. Крестьянство и простые казаки стремились под царя православного; им сочувствовало низшее духовенство. Но шляхетство и казацкая старшина тянули к шляхетской Польше; этой партии сочувствовало высшее духовенство, для которого номинальная зависимость от Константинопольского патриарха была выгодное действительной зависимости от патриарха Московского. Преемник Могилы, Сильвестр Коссов долго не изъявлял покорности царю и Московскому патриарху. Преемник Сильвестра, Дионисий Болобан решительно отказался принять посвящение в Москве и явно тянул к Польше. В Москве, поэтому управление Западно-Русской Церковью решили возложить пока на наместника. Митр. Питирим наместником в Киев назначил епископа Мефодия, но ни греческий патриарх, ни многие западные иерархи его не признали, а Дионисий Болобан не считал его даже за епископа. После смерти Хмельницкого гетманом был избран Иван Выговский. Новый гетман заключил с польским правительством Гадячский договор, согласно которому Украина возвращалась под власть Польши под названием "Великого княжества Русского". Польша соглашалась также поставить православие наряду с латинством и совершенно истребить унию. Но на деле на Украине начались опять притеснения со стороны латинян и шляхты. Гадячский трактат вызвал на Украине возмущение против Выговского, который лишился гетманства. Новым гетманом был избран сын Богдана Хмельницкого Юрий. Несколько лет неудачного правления заставили Юрия отказаться от гетманства, после чего правобережная и левобережная части Украины выбрали особых гетманов. Война между Россией и Польшей продолжалась до 1667 гола. Когда был заключен Андрусовский договор, согласно которому за Москвою остались Смоленск, Северная земля, а также Киев (на два года) и Левобережная Украина. Впоследствии Андрусовский договор в 1686 году был заменен договором, известным под названием "вечного мира". Этот вечный мир подтверждал права Российского государства на Левобережную Украину, Киев и Запорожье. Северная Киевщина, Волынь и Галиция оставались под властью Польши. В этих областях поляки обязались дать православным свободу веры и возвратить православным епархии: Луцкую, Львовскую, Поремьшльскую и Могилевскую. Указанные события отразились и на управлении Западно-РЦ. После смерти Дионисия Болобана повторилась та же история, что и после митрополита Сильвестра. Внутреннего порядка в Западно-РЦ не было, тем более, что западнорусская иерархия разделилась на две партии, из коих одна тянула к Москве, а другая - к Польше. Конец этому ненормальному вложению был положен после заключения "вечного мира", когда Московский патриарх Иоаким решил подчинить Киевскую митрополию Московскому патриаршему престолу, и когда Константинопольский патриарх согласился на такое подчинение. На Киевскую митрополию был поставлен в 1686 г. патриархом Иоакимом. Так окончательно прекращено было разделение РЦ, продолжавшееся около двух с половиной столетий.