Методические указания. Студентам необходимо раскрыть понятие службы и служащих

Студентам необходимо раскрыть понятие службы и служащих, принципы государственной службы. Изучить государственную должность, классификацию государственных должностей государственной службы. Остановиться на порядке прохождения государственной гражданской службы и ее стадии. Поступление (прием) на службу, аттестация, квалификационные экзамены и квалификационные разряды, прекращение службы. Раскрыть основные права и обязанности военных служащих и служащих правоохранительных органов. Социально-правовые гарантии и ограничения для военных служащих и служащих правоохранительных органов. Для выполнения заданий использовать законы и указы Президента о государственной службе.

Занятие 1. Государственная гражданская служба

1.Система и виды государственной службы РФ. Государственная гражданская служба как правовой институт.

2.Понятие, признаки, классификация государственных граждан­ских должностей.

3.Понятие «государственные гражданские служащие» и их клас­сификация.

4.Административно-правовой статус государственного граждан­ского служащего.

5.Прохождение государственной гражданской службы.

Нормативные акты

Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе госу­дарственной службы Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.

Федеральный закон от 28 июля 2004 г. № 80-ФЗ «О государствен­ной гражданской службе РФ» // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.

Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обя­занности и военной службе» // СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1475.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в та­моженных органах Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3586.

Указ Президента РФ от 19 ноября 2002 г. № 1336 «О феде­ральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 гг.)» // СЗ РФ. 2002. № 47. Ст. 4664.

Указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. «Об утверждении об­щих принципов служебного поведения государственных слу­жащих» // СЗ РФ. 2002. № 33. Ст. 3196.

Указ Президента РФ от 11 января 1995г. «О государственных должностях Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. №3. Ст. 173.

Указ Президента РФ от 3 сентября 1997 г. № 981 «Об утвержде­нии перечней государственных должностей федеральной госу­дарственной службы» // СЗ РФ. 1997. № 36. Ст. 4129.

Указ Президента РФ от 1 июня 1998 г. № 640 «О порядке ведения личных дел лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации в порядке назначения и государствен­ные должности федеральной государственной службы»// СЗ РФ. №23. Ст. 2501.

Указ Президента РФ от 1 июня 1998 г. № 641 «О мерах по органи­зации проверки сведений, представляемых лицами, замещаю­щими государственные должности Российской Федерации в порядке назначения и государственные должности федераль­ной государственной службы»// СЗ РФ. № 23. Ст. 2502.

Указ Президента РФ от 9 марта 1996 г. № 353 «Об утверждении Положения о проведении аттестации федерального государст­венного служащего»// СЗ РФ. 1996. № 11. Ст. 1036.

Указ Президента РФ от 22 апреля 1996 г. № 578 «О присвоении и сохранении квалификационных разрядов федеральным го­сударственным служащим»// СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1963.

Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 604 «Об утверждении Положения о проведении конкурса на замещение вакантной государственной должности федеральной государственной службы»// СЗ РФ. 1996. № 18. Ст. 2115.

Указ Президента РФ от 6 июня 1996 г. № 810 «О мерах по укреп­лению дисциплины в системе государственной службы» // СЗ РФ. 1996. № 4. Ст. 2868.

Вопросы для обсуждения

1.Как соотносятся между собой понятия «государственная должность» и «должностное лицо»?

2.Назовите признаки, отличающие государственную службу от иных видов службы.

3.По каким критериям могут быть дифференцированы обязан­ности, права и ограничения государственных служащих?

4.Назовите отличительные признаки федеральной государст­венной службы.

5.В чем особенность правового регулирования государственной службы субъектов РФ?

6.Какое юридическое значение имеет реестр государственных должностей государственной службы?

7.Из каких стадий складывается процесс прохождения государ­ственной службы?

8.Как соотносятся между собой конкурс и назначение на госу­дарственную должность, конкурс и квалификационный экза­мен?

9.В каких случаях при поступлении на государственную службу устанавливается испытание?

10.С какой целью проводится аттестация государственных служа­щих и какие последствия она влечет?

11.Как соотносятся между собой квалификационные разряды го­сударственных служащих и воинские, а также специальные звания?

Задания

1.Изобразите схематически соотношения понятий «государст­венный служащий», «лицо, замещающее государственную должность», «служащий государственной организации», «слу­жащий государственного предприятия, учреждения», «госу­дарственный гражданский служащий», «военнослужащий», «служащий правоохранительной службы».

2.Заполните карту сравнительного анализа видов государствен­ной службы:

Признаки Гражданская служба Правоохрани­тельная служба Военная служба
Нормативная основа      
Способы замещения должностей      
Сроки замещения должностей      
Организации, в кото­рых проходят службу      
Виды чинов и званий      
Меры поощрения служащих      
Меры взыскания      
Прекращение госу­дарственно-служеб­ных отношений      

Задачи

1.Каковы признаки государственного служащего? Кто из ниже­следующего перечня не является таковым: Президент РФ, рек­тор вуза, следователь прокуратуры, судебный пристав, судья, губернатор области (края), Председатель Совета Федерации, помощник Председателя Государственной Думы, Руководи­тель Аппарата Совета Федерации, руководитель Пресс-службы Президента РФ, советник федерального министра, Председа­тель Центральной избирательной комиссии РФ, судья Высшего Арбитражного Суда РФ, генеральный директор Судебного де­партамента при Верховном Суде РФ ,доцент Государственной юридической академии, администратор областного суда?

2..На практическом занятии при изучении правового положения государственных служащих между студентами возникли раз­ногласия. Одни утверждали, что министры государственными служащими не являются, поскольку им не присваиваются ква­лификационные разряды и они не состоят на государственной службе. Другие отмечали, что министры замещают государст­венные должности, их работа связана с осуществлением госу­дарственно-властных полномочий, оплачивается из государст­венного бюджета, и поэтому их следует считать государственными служащими.

Кто прав и почему?

Дайте юридический анализ дела.

3. Прокурор области вынес постановление о возбуждении произ­водства по делу об административном правонарушении в отно­шении руководителя структурного подразделения Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ, который, нахо­дясь на рабочем месте, призывал граждан, пришедших к нему по поводу проведения санитарно-эпидемиологического расследова­ния, к принятию ислама и присоединению к религиозному объе­динению «Правоверные Урала», а кроме того, посещая различ­ные организации для исполнения должностных обязанностей, пытался вовлекать в свою веру работников данных организаций и несколько раз там же сжигал Библию. Когда же ему указывали на неправомерность его поведения, он утверждал, что действует в рамках закона, так как каждому гарантируется свобода вероис­поведания, в том числе и распространения любых религиозных убеждений, а кроме того, так как он представляет государство, то не несет никакой ответственности за совершаемые действия. Дайте юридический анализ дела.

4. Гражданин Саркисян являлся владельцем ресторана армян­ской кухни в центре города. После успешно пройденной сани­тарной проверки Саркисян в знак благодарности вручил пред­ дорогой армянский коньяк. Смирнов коньяк принял, но решил подарить его своему другу - коллекционеру редких вин и конь­яков. Об этом подарке узнал начальник отделения Государст­венного санитарно-эпидемиологического надзора Центрального района и уволил Смирнова. Смирнов обратился с иском в суд, требуя признать увольнение незаконным. Дайте юридический анализ дела.

5 Иванов был назначен на должность заместителя руководителя Государственной инспекции труда области. Имея в собствен­ности пакет акций ЗАО «Исток», он передал его в доверитель­ное управление своему брату, занимающему должность нало­гового инспектора. Кроме того, в сведениях, предоставленных в налоговые органы, Иванов не указал наличие у него в собст­венности дачи в пос. Садовом и автомашины, так как собирался подарить их сыну.

Дайте юридический анализ дела.

6. Губернатор Омской области Щербинин 23 апреля 2004 г. при­нял почетное звание Республики Казахстан без разрешения Президента РФ. Администрация Президента РФ направила губернатору предупреждение о том, что он нарушил требова­ния законодательства РФ о государственной службе и может быть смещен с должности указом Президента РФ. В ответ на это Щербинин заявил, что по Уставу области он яв­ляется высшим органом государственной власти области, выс­шим должностным лицом, но не является государственным служащим ни РФ (поэтому он не может быть смещен решени­ем Президента РФ), ни Омской области. Дайте юридический анализ дела.

7.. Находясь на службе в таможенных органах в течение 20 дней, двадцатидвухлетний гражданин К., являясь выпускником об­разовательного учреждения Государственного таможенного комитета (ГТК), был представлен к присвоению первого спе­циального звания - прапорщик. Начальник таможенного орга­на, в котором находился на службе гражданин К., отказал в присвоении звания прапорщика, мотивируя это тем, что со­трудник таможенных органов К. находится на прохождении шестимесячного испытания, которое необходимо при приеме на службу в таможенные органы. На основании этого ему не может быть присвоено первое специальное звание. Дайте юридический анализ дела.

8.. Начальник управления финансов Министерства образования РФ Петров при ознакомлении со своим личным делом обнару­жил в нем данные о членстве в Либерально-демократической партии, внесенные кадровой службой министерства. Через не­которое время руководство министерства потребовало от Пет­рова прекратить членство в партии, иначе он будет освобожден от занимаемой должности в министерстве. Петров отказался выполнить требование руководства. Министр издал приказ о наложении на него дисциплинарного взыскания в виде увольнения. Петров обратился с жалобой на незаконный при­каз в суд.

Дайте юридический анализ дела.

Занятие 2.

1. Особенности военной службы.

2. Особенности правоохранительной службы.

3. Общие признаки военной и правоохранительной службы.

4. Прохождение военной и правоохранительной службы.

Нормативные акты

Федеральный закон от 31 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе госу­дарственной службы в РФ» // СЗ РФ. 2003.

Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обя­занности и военной службе» // СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1475.

Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 176-ФЗ «О статусе воен­нослужащих»// СЗ РФ. 1998. № 22. Ст. 2331.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в та­моженных органах Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3586.

Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции»//ВВС РФ. 1991. № 16. Ст. 503; СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2346.
Указ Президента РФ от 16 ноября 1998 г. № 1396 «Об утвержде­
нии Дисциплинарного устава таможенной службы Российской
Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 47. Ст. 5742.

Вопросы для обсуждения

1.Служба в каких государственных организациях относится к военной?

2.Назовите отличительные признаки правоохранительной службы.

3.Какие существуют виды правоохранительной службы?

4.Как соотносятся воинские и специальные звания с квалифика­ционными разрядами государственных гражданских служа­щих?

5.Из каких элементов складывается процесс прохождения воен­ной и правоохранительной службы?

6.Каким способом замещаются воинские и правоохранительные должности высшего начальствующего состава?

7.В каких случаях военнослужащие и правоохранительные служа­щие могут привлекаться к дисциплинарной ответственности?

8.По каким основаниям возможно прекращение военной и пра­воохранительной службы?

Задачи

1. Командующий внутренними войсками МВД по Центральному округу издал приказ воинским частям Центрального округа о проведении мероприятий по задержанию особо опасного пре­ступника, объявленного в федеральный розыск. Командующий Центрального военного округа Оленев заявил, что Медведев не вправе был издавать такой приказ, так как во­инские части Центрального округа не входят в состав внутрен­них войск МВД и подчинены Министерству обороны. Кроме того, розыск и задержание преступника - задача милиции, и воинские части этим заниматься не обязаны. Дайте юридический анализ дела.

2. Медведев, будучи иностранным гражданином, решил посту­пить на военную службу по контракту. Однако ему отказали в заключении контракта, так как он не соответствовал меди­цинским требованиям военной службы в связи с плохим зрением.

Медведев обратился с жалобой в суд на данное решение, моти­вируя свои требования тем, что результаты военно-врачебной экспертизы ошибочны и острота зрения у него выше 0,09. А то, что он не смог правильно прочитать буквы при проверке зрения, объясняется тем, что он путает некоторые буквы алфавита. Суд в удовлетворении жалобы отказал. Дайте юридический анализ дела.

3. Офицер Шестов, проходящий военную службу по контракту, совершил кражу, вследствие чего он был лишен своего воин­ского звания. В связи с этими обстоятельствами, Шестов был уволен с военной службы и лишен всех причитающихся ему льгот. Шестов обратился в суд с требованиями признать его увольнение необоснованным, так как ст. 48 Федерального за­кона от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и воинской службе»говорит о возможности лишения воинского звания за совершение тяжкого и особо тяжкого преступления, а кража таковым преступлением не является. Поэтому Шестов требует восстановления на военной службе и возмещения в связи с этим материального и морального вреда.

Дайте юридический анализ дела.

4. За появление прапорщика таможенной службы Руткевича в нетрезвом состоянии на службе начальник таможенного ор­гана объявил в приказе дисциплинарное взыскание. Руткевич оспорил приказ начальника, аргументируя это тем, что он не был ознакомлен с данным взысканием и при его наложении он находился на больничном. Дайте юридический анализ дела.

5. При рассмотрении ряда дел Европейский суд сослался на право на равный доступ к государственной службе в своей стране.

Так, в деле «Козик против Федеративной Республики Герма­нии» заявитель, который письменно высказывался и осуществ­лял политическую деятельность в пользу крайне правой пар­тии, был уволен с должности государственного служащего в конце прохождения им годового испытательного срока. Он утверждал, что обвинение против него является нарушением ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основ­ных свобод (свобода выражения мнения). Суд отметил, что Всеобщая декларация прав человека и Международный пакт о гражданских и политических правах предусматривают соот­ветственно, что «каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране» (п. 2 ст. 21 Деклара­ции) и что «каждый гражданин должен иметь право и возмож­ность допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе» (п. «с» ст. 25 Пакта). Таким обра­зом, Суд признал право каждого гражданина на равный доступ к государственной службе .

Аналогичное решение было принято Судом по делу «Гласенап против Федеративной Республики Германии», в котором зая­вительница утверждала, что была отстранена от должности преподавателя лицея после прохождения испытательного сро­ка за то, что поддерживала политику Коммунистической пар­тии Германии . Согласны ли вы с такой позицией?

Темы для рефератов

1. Этические требования для государственных служащих.

2. Бюрократия в системе государственной службы.

3. Перспективы развития института государственной службы.

4. Становление и история развития института государственной службы.

5. Должностные преступления государственных служащих.

Задания для самопроверки по разделу 2

Задание № 1

Какое из понятий, характеризующих правовое положение граждан в сфере государственного управления, является наиболее емким:

Правоспособность.

2. Правосубъектность.

3. Правовой статус.

4. Дееспособность.

5. Деликтоспособность.

Задание № 2

Какие из перечисленных прав граждан являются абсолютными:

1. Право на получение высшего образования.

2. Право на участие в государственном управлении.

3. Право на управление транспортным средствам.

4. Право поступления на государственную службу.

5. Право на обжалование.

Задание № 3

Какие из перечисленных обязанностей граждан являются общими:

1. Обязанность соблюдать законы.

2. Обязанность соблюдать правила санитарии и гигиены.

3. Обязанность защищать Отечество.

4. Обязанность бережно относиться к природным богатствам.

Задание № 4

В соответствии с Законом РФ от 27.04.1993 г. № 4866-1 (с изм.) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» можно обжаловать неправомерные действия и решения:

Наши рекомендации