Список нормативных источников
Акты международного права
1. Европейская Хартия местного самоуправления: принята Советом Европы 15 октября 1985 г // СЗ РФ . - 1998. - N 36. - ст. 4466.
Федеральные нормативные правовые акты
Конституция РФ от 12.12.93 N б/н М., 1993// Российская газета, 1993, 25 декабря.
2. Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: Федеральный закон от 28.08.1995 № 154 // СЗ РФ. 1996. № 49.
3. Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: Федеральный закон от 06.10.2003. № 131-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 21.07. 2007 № 187-ФЗ // СЗ РФ. – 2007. № 30. – Ст. 3800 – 3801.
4. Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления: Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ, (в ред. Федеральных законов от 12 июля 2006 г. № 107-ФЗ // Российская газета, N 161, 26.07.2006.
5. О референдуме РФ: Федеральный конституционный закон от 10.10.1995 № 2-ФКЗ (изм. от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ) // СЗ РФ, 1995. № 42. Ст. 3921; РГ 2004, № 137-Д, 30.06.2004.
6. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ (изм. от 12.07.2006 № 107-ФЗ) // СЗ РФ. –2006. - № 29. – Ст. 3125.
Нормативные акты Краснодарского края
7. Устав Краснодарского края от 18.07.1997 N 95-КЗ (в ред. Законов Краснодарского края от 28.06.2007 N 1262-КЗ) //www.esk-cons.ru
8. О местном самоуправлении в Краснодарском крае: Закон Краснодарского края от 7 июня 2004 № 717-КЗ (в ред. Законов Краснодарского края от 04.07.2006 № 1047) // Кубан. новости. – 12 июня 2004.
9. Об определении порядка решения вопросов местного значения вновь образованных поселений в переходный период: Закон Краснодарского края от 29 ноября 2005 № 950-КЗ (с изм. от 13 ноября 2006 г.) // www.smokk.ru/legislation/?id=10
10. О местном референдуме: Закон Краснодарского края от 03.06. 2003 № 587-КЗ) (с изм. 2005) // Информ. бюлл.ЗСК № 8(79) 1 августа 2003 г.
11. О муниципальных выборах в Краснодарском крае: Закон Краснодарского края от 26 декабря 2005 года № 966-КЗ // Кубан. новости. – от 29.12.2005.
12. О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований в Краснодарском крае: Закон Краснодарского края от 3. 06. 2003 № 593-КЗ (в ред. от 28.02.2005) // Информ. бюлл. ЗСК № 6 (77) 16 июня 2003 г.; Куб. новости, 2005, 5 марта.
13. О порядке отзыва депутатов представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований в Краснодарском крае: Закон Краснодарского края от 8.02.2000 № 235-КЗ //Кубан. новости. – 1999. – 24 августа.
14. О территориальном общественном самоуправлении в Краснодарском крае: Закон Краснодарского края от 5. 11. 2002 № 536-КЗ (по сост. на март 2007) // Информ. бюлл. ЗСК № 40(70) 18 ноября 2002 г. ч. 1.
15. О порядке рассмотрения обращений граждан в Краснодарском крае: Закон Краснодарского края от 25.02.1999 № 162-КЗ // Кубан. новости. - 1999. – 4 марта.
ТЕМА 6. ОРГАНЫ И ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.
Вопросы для обсуждения
1. Органы местного самоуправления
2. Система органов местного самоуправления.
3. Порядок формирования и компетенция представительных органов местного самоуправления. Организация их работы.
4. Статус депутата представительного органа местного самоуправления.
5. Порядок выборов и правовой статус главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц местного самоуправления.
6. Структура и компетенция исполнительных органов местного самоуправления.
Контрольные вопросы по теме
1. Назовите модели местного самоуправления, наиболее распространенные в России. Какая модель местного самоуправления закреплена в уставе вашего города?
В каком порядке формируются представительные органы местного самоуправления?
2. Какие вопросы находятся в исключительном ведении представительных органов местного самоуправления?
3.В каких случаях возможно досрочное прекращение полномочий главы муниципального образования?
Решите казусы
1. На заседаниях городского и районного советов были приняты решения о слиянии данных муниципальных образований. Депутаты решили, что руководство вновь образованным муниципальным округом перейдет к главе района. Место же главы города автоматически перестанет существовать. Решение о слиянии муниципальных образований было утверждено на заседании представительного органа субъекта федерации. Однако мэр города обратился в суд и свою позицию аргументировал следующим образом: «Меня избрал народ, и снять может только народ. Кроме того, населению отказано в праве выбирать, в каком муниципальном образовании ему находиться». Дайте правовую оценку ситуации.
2. Состоялись выборы в представительный орган субъекта федерации. Среди депутатов оказались мэры нескольких городов региона. Однако накануне выборов был изменен региональный закон, в соответствии с которым теперь подобное совмещение запрещено. Один из избирателей подал в защиту мэров жалобу в суд, считая, что нововведения ущемляют его конституционные права. Как должен поступить суд?
3. Губернатор направил в районный совет проект решения «О системе органов местного самоуправления района» с предложением принять его и тем самым сократить аппарат управления района на 70 %. Районный совет решение не принял, сославшись на нецелесообразность такого масштабного сокращения аппарата. Прокомментируйте ситуацию.
4. Глава района принял постановление, согласно которому функции координации и контроля за деятельностью муниципального унитарного предприятия «Теплокоммунэнерго» были переданы от управления энергетики департаменту районного хозяйства. Объяснялось это необходимостью упорядочения работ по освещению района, поскольку необходимая инфраструктура имелась только у данного предприятия. Председатель постоянной комиссии по экономике районной думы счел, что глава района изменил структуру районной администрации, утвержденную думой. На ближайшем заседании думы председатель постоянной комиссии внес предложение об отмене постановления главы района. Какое решение должна принять районная дума?