Тоталитаризма. Опыт нацистской Германии // С. 160-170
В статье затрагивается проблема построения имиджа тоталитарного режима внутри Германии, освобождение от идеологических стереотипов и наслоений последних десятилетий при рассмотрении сложного вопроса: как нацистам удалось поставить под свои знамена одну из самых образованных наций Европы.
Основная задача, которую ставит автор статьи, заключается в изучении механизма формирования социально привлекательного образа нацизма; образа, который обеспечил нацизму респектабельность как внутри Германии, так и за ее пределами.
Ядром нацистской идеологии была идея о высшей расе, последовательный расизм. Нацисты считали расу продуктом истории; желающий жить должен бороться за жизненное пространство. Выживает сильнейший.
После прихода нацистов к власти элитарная повестка дня становится медийной повесткой дня. Это происходит из-за постепенной концентрации каналов коммуникации в руках нацистского государства. Геббельс с недоверием относился к частным СМИ и неоднократно подчеркивал, что медийное пространство должно полностью контролироваться государством.
Могла ли элитарная и медийная повестка дня стать общественной повесткой дня в 1933 г.? Нет, не могла. На формирование общественного дискурса активно влияют субъекты политической коммуникации в лице коммунистической партии, социал-демократической партии, религиозных кругов, монархистов, профсоюзных деятелей.
Нацисты прибегают к своему традиционному средству - физическому удалению оппонентов из политического пространства. После провокационного поджога рейхстага запрещаются коммунистическая, позже - социал-демократическая партия. Для снятия напряжения в нацистской прессе проводится параллель между приходом Гитлера к власти и Великой Французской революцией. Преследование политических противников, таким образом, объявляется нормой в рамках «революционного времени». В политический дискурс вводится метафора мирная революция, революция минимальной крови. Современники вспоминали, что в обществе в это время говорили: «Да, коммунисты подвергаются преследованиям. Если бы они пришли к власти, то делали бы то же самое. Это революция. Пусть мирная, но революция».
Становится ли после этого повестка дня политической элиты повесткой дня неэлитарных слоев? Вместе с тем вопросы ликвидации безработицы и необходимости преодоления «позорной Версальской системы» были теми пунктами, в которых общественная и политическая повестки дня полностью совпадали. Не совпадали они в вопросе расовой теории нацистов и их агрессивного антисемитизма. Это воспринималось большинством немцев как политическая уловка на этапе предвыборных гонок, которая исчезнет после прихода нацистов к власти.
Какие действия предпринимает политическая элита, чтобы сблизить общественную и политическую повестку дня? Нацисты начинают свою игру в открытость. Выходят в печать дневники Й. Геббельса периода 1932-1933 гг. «От "Кайзерхофа" до рейхсканцелярии». Партийной верхушкой книга была встречена враждебно. Товарищи по партии обвиняли Геббельса в самовосхвалении. Однако книга имела большой успех у публики, которую пустили на политическую кухню. Нацисты пускают публику за кулисы большой политики. Если в Веймарской республике популярностью пользовался политический театр: с успехом шли пьесы Б. Брехта, то теперь сама политика стала театральными подмостками. Такой метаморфозе способствовали и ритуально обставленные митинги, факельные шествия партийных съездов.
Режим постепенно отказывается от тотального контроля сферы культуры не по собственному желанию, а в силу прагматической необходимости. Нацисты большее внимание уделяют обратной связи.
Попытки изучения общественного мнения нацисты предпринимали еще в 1920-х годах. Рудольф Гесс, будучи личным заместителем Гитлера, требовал от местных партийных вождей сообщать о боевом настрое масс. С приходом нацистов к власти ситуация изменилась. В 1934 г. стремление знать реакцию населения на действия политического актора приводит к созданию штатных аналитиков и в службе СС (СД и гестапо), и в аппарате рейхсканцелярии, и в министерстве пропаганды.
Нацизму был необходим новый образ. Важнейшим каналом коммуникации, создавшем новый образ нацизма, становится кино. Ежегодно продавалось 350 млн билетов в кино. В каждом районе Берлина был кинотеатр на 1 000 мест. Увеличивается число музыкальных фильмов и мелодрам по сравнению с пропагандистскими и документальными лентами. У немцев намеренно создавалась иллюзия, что «идеология отошла на задний план, предпринимались попытки смягчить формулировки партийной программы и придать партии более респектабельный вид». Можно сказать, что эти развлекательные фильмы несли политическую функцию, именно потому, что там не было политики. Ограниченные возможности потребления (с 1 января 1937 г. были введены карточки на масло, маргарин, сало) толкали немцев в мир грез. Здесь было все идиллически простодушно: девушки влюблялись, зло в виде отживших сословных предрассудков было наказано, наряды были яркими, песни - мелодичными.
Здесь начинают сниматься Марика Рекк, Цара Леандер, Лида Баарова. «Триумф воли» получает высокую зарубежную награду - золотую медаль - на Всемирной выставке в Париже в 1937 г.; премьер-министр Франции Эдуард Даладье вручает награду лично режиссеру фильма. Талант Рифеншталь, ее международное признание, новаторство в организации киносъемок, ее творческая одержимость - все это «работало» на нацистский режим, обеспечивая ему социальную приемлемость и респектабельность и в стране, и за рубежом. Лени Рифеншталь объезжает со своими фильмами все страны Европы, на премьерах ее лент присутствуют члены королевских фамилий, депутаты парламента, министры правящего кабинета. Фильм «Олимпия» был привезен Риббентропом «в рамках культурной программы» переговоров о заключении пакта СССР и Германия в 1939 г. в Москву.
Учет специфики национального характера, в котором были переплетены склонность к жесткости и романтизм, помогает политической элите в создании нового образа нацизма. Нацизм поощрял все виды спорта, особенно популярный тогда бокс. Расширение социальной площадки нацисты видят в отказе от интеллектуализма. Гитлер неоднократно подчеркивал, что на передний план необходимо выдвинуть физическую культуру.
Культовым видом спорта в 1920-1930-х годах были автогонки. Излюбленным героическим образом середины 1930-х годов был образ автогонщика. С 1934 по 1939 гг. чемпионами Европы в автогонках становятся немецкие спортсмены.
Широкое распространение получают фотографии героев дня - победителей международных автогонок, где они сняты за рулем своих боевых машин или в картинной позе, опирающимися на их борт.
Стремясь привлечь молодежь, нацизм облачается в модные тогда реквизиты мотогонщика: шлем автогонщика, очки-консервы, грубые перчатки-краги.
Геройским идеалом молодого человека постепенно становился не затянутый в форму штурмовых отрядов боец, но автогонщик.
Нацисты присваивают этот образ. Гитлер, Геббельс и другие фотографируются в полной амуниции автогонщика - краги, очки- консервы, кожаные плащи.
Позже, в 1939 г., на смену гоночному автомобилю пришел танк. Военизированный образ бойца-штурмовика, ненадолго воплотившись в образ мирного автогонщика, возвращается к образу водителя танка (мотоцикла - представителя мотопехоты).
Политическая элита нацистской Германии не ограничивается только заимствованием героев молодежи и постановкой их себе на службу. Она создает свой образ представителя новой Германии.
К началу 1930-х годов стремление сделать внешний вид военной формы более респектабельным приведет нацистов к сотрудничеству с молодой компанией «Хьюго Босс». Босс основал в 1923 г. компанию по производству комбинезонов для рабочих, формы для солдат и полиции, а также дождевиков для почтальонов; иногда он выпускал продукцию даже без указания своего имени. Он вступает в 1931 г. в нацистскую партию. И с 1932-1933 годов обшивает сначала СС (печально известные черные мундиры носили название «черная смерть»), затем - рядовой и офицерский состав Вермахта.
Образ нациста становится элегантным, аристократичным, стильным. Он призван достойно представлять «высшую расу». Черная форма, черные сапоги, белые перчатки. Одни в этом видели эротизм, другие находили драматизм. Гитлер намеренно отправляется в Саарскую область во время плебисцита в 1935 г. с эскортом СС в новой форме с тем, чтобы наглядно показать немецкому населению не только растущую мощь, но и элитарность нацизма. Частью этой программы были и гастрольные туры духового оркестра элитных частей СС, которому в 1936 г. была отведена почетная роль на берлинской олимпиаде. Позднее, уже во время Второй мировой войны, Гиммлер будет сожалеть о прежних, довоенных временах, когда (до 1936 г.) в СС могли набирать молодежь с очень хорошими физическими характеристиками, с ростом не ниже 175 см и даже без единой зубной пломбы.
Особый церемониал, инсценированные обряды инициации обеспечили СС уникальное место в представлениях немецкого общества. Особенно притягательными СС были для молодежи. Пропагандистские фильмы Геббельса внедряли в массовое сознание образ молодого, высокого, голубоглазого нациста, марширующего по улице и позже стоящего на карауле у входа в новую рейхсканцелярию (открыта в начале 1939 г.); лидеры нацистской партии, смотревшие с экрана в зал, сидели в первых ложах оперы и на концертах симфонической музыки. СС, в отличие от СА (штурмовиков), воплощали традиционные консервативные ценности немецкого общества.
Нацизм больше не ассоциируется с бойцом штурмового отряда, недавним безработным, от которого исходит угроза на улице. В политическом дискурсе закрепляется метафора: нацизм – это элегантность; нацизм – это мода; нацизм – дело молодых; нацизм – это аристократизм.
Ключевой задачей в сближении элитарной и неэлитарной повесток дня был вопрос разделения большинством населения идеологических установок нацизма: расовой теории (необходимости борьбы за чистоту крови, уничтожение расово неполноценных: больных, евреев, цыган, представителей нетрадиционной ориентации), объясняющей неизбежность и необходимость борьбы за жизненное пространство.
Задача внедрения расовой идеологии в массовое сознание была сложнее, чем изменение имиджа нациста со штурмовика на эсэсовца. Новыми лидерами мнения нацистов должны были стать учителя в школах, преподаватели университетов, биологи, историки, юристы. Перенос дебатов с площадей в скупые и бесстрастные стены школ и университетов был призван придать лоск и респектабельность расовой доктрине нацистов.
Нацистские идеологи учитывают традиционно патерналистские настроения и ожидания населения Германии. В политический дискурс вводится метафора спаситель, отсылавшая к библейским сюжетам. Она становится ядром нового образа политической элиты, персонифицированной в Гитлере. Он преподносится как отец нации, ее духовный лидер. Из риторики Гитлера исключается антисемитская тематика, он старательно поддерживает имидж умеренного политика, чуждого радикальных настроений. Огромную роль в популяризации Гитлера сыграли отдельные фотографии-открытки и фотоальбомы персонального фотографа Гитлера Генриха Гофмана «Гитлер, которым его никто не знает», изданные в 1934 г. На них Гитлер представал, с одной стороны, как друг детей и любитель животных, ведущий скромный образ жизни представителя среднего класса; с другой стороны, как вождь, отец нации. На фотографиях Гитлер был жизнерадостным, беззаботным человеком в кожаных шортах, то в лодке, то на лугу, то в пешем походе, то в окружении молодежи - открытый и доступный. Это был «доброжелательный человек, покровитель художников, любящий детей, гостеприимный хозяин, галантный с женщинами, сочувствующий чужим страданиям и разделяющий чужие радости». Отто Дитрих, пресс-секретарь Гитлера по работе с зарубежной прессой, вспоминал, что немцы, говоря «если бы только фюрер об этом знал», даже не могли себе представить, что именно эти конкретные порицаемые действия были совершены по прямому указанию Гитлера.
Мы приходим к выводу, что нацисты закрепляются во власти не только вытесняя политических оппонентов из политического дискурса, но и интегрально взаимодействуя с неэлитарными слоями общества. Одной из важнейших задач в борьбе за сознание нации, которую удалось решить нацистам, стало создание социально приемлемого образа новой политической элиты. Активное эмоциональное включение массовой аудитории путем создания визуально привлекательного образа нациста, элегантного и модного представителя новой Германии, физически привлекательного, увлеченного боксом, автогонками и музыкой; обоснование нацистской идеологии новыми лидерами общественного мнения. Ими становятся не партийные функционеры и боевики штурмовых отрядов, а академические ученые (биологи, медики, историки, правоведы) и учителя школ; создание образа Гитлера как отца нации с учетом патерналистских установок общества было той задачей, которую удалось решить нацистам.
Это позволило сформировать позитивный образ нациста; сблизить политическую и общественную повестки дня; «освятить» режим в лице лидера нации. Образ нацизма был «гуманизирован». Антисемитизм и ксенофобия как синонимы с их негативной коннотацией несправедливых гонений и предрассудков - «нейтрализованы», растворены в объяснениях исторической неизбежности диффамирования «расово чуждых». В отношении последних ни правовые нормы, ни моральные ограничения больше не считались необходимыми. В мире молодежной субкультуры и в индустрии моды эффективность данной технологии до сих пор позволяет трактовать глорификацию (восхваление, превознесение, восторженная похвала; пение дифирамбов, славословие) внешних черт нацизма в отрыве от его этической составляющей.