Экономическое развитие края в 50-80-е годы
Промышленность
В 50-80-е годы индустриальное лицо края значительно изменилось. В эти годы в области были построены Волжская ГЭС, ряд заводов по производству сборного железобетона, металлургический комбинат. Волжский автомобильный завод в г.Тольятти, завод синтетического спирта в г.Новокуйбышевске, заводы синтетического каучука, минеральных удобрений, цементного машиностроения, координатно-расточных станков, мощные нефте- и газопроводы и многие другие предприятия.
Особое внимание в 50-х годах уделялось строительству Куйбышевской гидроэлектростанции (экологические последствия рассматривались тогда весьма оптимистично). Ставрополь-на-Волге, стоявший в стороне от железных дорог, получил выход на железнодорожные магистрали страны и стал стремительно расти. В конце октября 1955 г. Волга была перекрыта, а в декабре дал ток первый агрегат гидростанции. Станция вошла в состав Единой энергетической системы страны. Энергия из Жигулей стала передаваться в города и села Центральной России, Урала, Куйбышевской, Ульяновской, Саратовской и других областей.
Сооружения гидроузла общим протяжением по водонапорному фронту около 5,5 км подняли воды Волги и образовали водохранилище площадью свыше 6,5 тыс.кв.км. Это водохранилище длиной 500 км, шириной местами до 40 км располагается в пределах трех автономных республик и двух областей, на территории десятков административных районов.
Но и до сих пор нет однозначной оценки экономического значения строительства каскада гидроэлектростанций на Волге, его влияния на демографические и социальные процессы в регионе, на экологическую обстановку в Поволжье.
Быстрыми темпами развивалась в послевоенные годы нефтяная и газовая промышленность. Только за 1956-1957 гг. геологи открыли 24 новых месторождения нефти и газа. Предприятия нефтехимии оснащались новой техникой, внедрялись передовые методы труда. Были значительно расширены мощности Куйбышевского и Сызранского нефтеперерабатывающих заводов.
К концу 1958 г. область по добыче нефти обогнала Баку и вышла на третье место в СССР, а по ее переработке прочно закрепилась на втором месте.
Если в первые послевоенные годы основное внимание сосредоточивалось на механизации трудоемких работ, то в 50-е годы – прежде всего на комплексной механизации и автоматизации производственных процессов. В 1956-1957 гг. на предприятиях Самары было установлено 16 автоматических, 52 конвейерных и 130 поточных линий. Самарцы впервые в России внедрили вакуумное литье жаропрочных сталей. Это позволило повысить коэффициент использования металла с 17 до 87% и снизить трудоемкость изделий на 20%. В 1957 г. в Самаре было освоено 133 новых типа подшипников и 83 новых вида изделий. В этом же году впервые на наших заводах начали применять механизмы программного управления. Пионером выступил авиационный завод.
В 50-60-е годы самарские строительные организации занимали одно из первых мест в стране по внедрению железобетонных изделий. Машиностроение и металлообработка стали занимать 42% объема промышленного производства области. Осваивалось производство все новых типов подшипников, резьботокарных и винторезных высокоточных станков, скоростных токарных полуавтоматов автотракторного оборудования и т.д. В 1958 г. в Самаре было выпущено 39,2% подшипников, произведенных в РСФСР.
В конце 50-х годов самарцы поставляли свою продукцию в 31 страну мира. По темпам роста промышленного производства область занимала первое место в РСФСР.
В 60-е годы производительность труда на предприятиях области возросла на 40,5%. Ряд предприятий – моторостроительный имени Фрунзе, 4 ГПЗ, аэродромного оборудования наращивали производства даже при сокращении количества обслуживающего персонала. Объем валовой продукции машиностроения и металлообработки увеличился в 1,9 раза.
Новаторы нефтяной промышленности разработали новый метод разработки месторождений – блоковую систему, которая позволила с момента ее внедрения дополнительно добыть 68 млн. т. нефти. За это изобретение группе работников объединения Куйбышевнефть и института Гипровостокнефть в 1966 г. присуждена Государственная премия. В 1970 г. Государственной премии удостоена группа буровиков и ученых за разработку и внедрение комплексно автоматизированных буровых установок, которые позволили повысить производительность труда и полностью механизировать тяжелый труд.
Лауреатами стали научные работники института Гйпровостокнефть К.Б.Аширов, А.И.Губанов, В.И.Колганов, М.Т.Осипов, Б.Ф. Сидоров, М.Л.Сургучев, а также производственники объединения И.Л.Ханин, И.В.Иванов, В.И.Муравленко, Д.А.Такоев.
В середине 70-х годов широко были известны замечательные труженики и рационализаторы Герои Социалистического Труда мастер завода имени Масленникова Анна Ивановна Терехова, фрезеровщик завода имени Фрунзе Иван Павлович Кудинов, токарь завода "Экран" кавалер многих боевых наград Иван Егорович Глотов. Бригадиру комплексной бригады каменщиков треста № 11 Герою Социалистического Труда Петру Прокофьевичу Мачневу за достигнутые успехи в строительстве в 1978 г. была присуждена Государственная премия.
В 60-70-х годах втрое увеличилась производительность труда на основных промышленных предприятиях области. Отчисления от прибыли, вносимые промышленностью в бюджет, превысили размер ассигнований на него более чем вдвое. Происходили значительные качественные преобразования в основных фондах промышленности. На вооружение самарских заводов поступило большое количество автоматических, агрегатных, специальных станков и станков с программным управлением.
В 1966-1972 гг. ускоренными темпами велось строительство Волжского автомобильного завода. Был обеспечен ввод полной проектной мощности по выпуску 660 тыс. автомобилей в год, а затем их выпуск был доведен до 740 тыс. в год. Отличительной особенностью строительства Волжского автомобильною завода являлось его комплексное сооружение, когда наряду с возведением новых производственных мощностей решалась задача по строительству новой части г.Тольятти (так стал называться г.Ставрополь), промышленно-коммунальной зоны, различных производственных баз. Для 60-70-х годов это была подлинная революция в отечественном автомобилестроении.
Крупными промышленными узлами стали города Сызрань и Чапаевск, а затем и новые города – Новокуйбышевск, Жигулевск, Отрадный, Нефтегорск.
К концу 70-х годов самарцы поставляли продукцию машиностроения во все экономические районы страны и в 70 зарубежных стран.
Самарские металлурги впервые в стране освоили производство легкосплавных труб для бурения глубинных скважин, было организовано производство труб для орошения полей и широкозахватных дождевальных установок "Волжанка". Была спроектирована новая технологическая линия для выпуска алюминиевой ленты, покрытой пищевым лаком, для производства из нее консервных банок взамен луженой жести. Металлурги внедрили в производство еще одно важное новшество – технологию непрерывной разливки металла в электромагнитном поле и сконструировали установку для ее осуществления. Новизна технологии и установки была подтверждена авторскими свидетельствами. Было получено свыше 100 патентов из США, ФРГ, Англии и других стран. Продано несколько лицензий.
Интенсивное внедрение новой техники и технологии продолжалось и в 80-е годы.
Развивалась инфраструктура области. На рубеже 70-80-х годов здесь было построено 1335 км автомобильных дорог с твердым покрытием, развивался трубопроводный транспорт. По Приволжскому управлению гражданской авиации продолжалось увеличение воздушных линий союзного значения и местных воздушных линий.
Были приняты специальные решения правительства по комплексному развитию Самары и сооружению метрополитена.
Быстрыми темпами развивалась оборонная, авиационная и аэрокосмическая промышленность.
Самара становится сосредоточением крупнейших авиационных, электротехнических, электронных, аэрокосмических предприятий и фирм, заводов промышленного машиностроения, комбинатов нефтехимического и полимерно-синтезного профиля.
Самара превратилась в военно-промышленный мегаполис и "закрытый город".
К началу 90-х годов в области сложилось несколько крупных промышленных узлов. В Самарском промышленном узле были сосредоточены ракетно-авиационные, химическое производства, машиностроение и станкостроение, приборостроение и связь, металлургия, строительное и деревообрабатывающее производство, пищевая и легкая промышленность. Тольяттинский промышленный узел известен прежде всего как центр автомобилестроения и химической индустрии, Сызранский промышленный узел представлен в основном предприятиями машиностроения, химической и пищевой промышленности. Особое место в области занимает нефтехимия, которая получила бурное развитие, правда, на базе старой технологии 50-60-х годов в Новокуйбышевске, Отрадном и Сызрани. С начала века в основном на оборону работают предприятия Чапаевска (Иващенково).
Наиболее зримо научно-технические достижения были видны в работе мощного аэрокосмического комплекса (заводы "Прогресс" и авиационный. Куйбышевский авиационный институт, Центральное конструкторское бюро), где проектировались и выпускались самолеты Ту-134, Ту-154, ракеты-носители "Протон", "Энергия", ракетно-космические комплексы "Союз-Прогресс" и т.д.
Самарская (тогда Куйбышевская) область была крупным транспортным центром СССР. Основные железнодорожные магистрали, построенные еще в конце XIX-начале XX в. соединяли через Куйбышев Европейскую часть страны с Сибирью и Средней Азией. Это создавало базу для активного грузового движения через территорию страны и укрепляло торгово-экономические связи области со всеми районами страны. В годы советской власти были проложены крупные автомагистрали. Трубопроводы, проходившие через область, использовались для транспортировки нефти и газа в западные районы страны и Восточную Европу. Куйбышев являлся крупной водной пристанью на Волге. Разветвленная транспортная система усиливала важное место области в народнохозяйственном комплексе.
Но постепенно в экономике нарастали кризисные явления. Ухудшилось положение дел в капитальном строительстве. Замедлялись темпы экономического роста. Многие предприятия становились все менее восприимчивыми к внедрению новшеств. Планы ускорения социально-экономического развития и структурной перестройки, выдвинутые М.С.Горбачевым и его окружением во второй половине 80-х годов, не могли быть реализованы. На рубеже 80-90-х годов началось абсолютное снижение объемов производства. Ряд предприятий не выполняли договорные обязательства. Снижалось производство и потребление продуктов питания. Как и на территории всей страны, остро встал вопрос радикальных экономических реформ.
Сельское хозяйство
Состояние сельского хозяйства к началу 50-х годов оставалось, как и прежде, сложным. Работа в колхозе давала лишь 20-30% денежных доходов семьи, а каждый пятый колхоз вообще не выдавал денег на трудодни. Колхоз, таким образом, предоставлял крестьянину не столько средства пропитания, сколько право кормиться за счет личного подворья, которым он занимался в свободное от работы в "общественном хозяйстве" время.
В августе 1953 г. на сессии Верховного Совета СССР глава правительства Г.М.Маленков сформулировал новый экономический курс, который впервые в советской истории предусматривал, приоритетное развитие легкой промышленности, производство товаров широкого потребления. Курс на социальную переориентацию экономики достаточно быстро стал воплощаться в конкретные товары, жилье, повышение зарплаты. Сделана была попытка и вывода сельского хозяйства из затяжного кризиса. Для этого предусматривалось снижение сельскохозяйственного налога (на 1954 г. – в 2,5 раза), списание по нему недоимок, увеличение размеров приусадебных хозяйств колхозников, повышение заготовительных цен на сельхозпродукцию, расширение возможностей для развития колхозного рынка, а также значительного увеличения капиталовложения и поставок техники в деревню. Наступил краткий период улучшения политической и экономической ситуации в деревне.
Усилилась помощь города селу. В 1953-1958 гг. в механизацию труда, строительство производственных зданий и сооружений области было вложено в колхозах 530 млн. руб., в совхозах – 308 млн. руб. Только в Куйбышеве 222 предприятия взяли шефство над 71 МТС и 543 колхозами. Промышленные предприятия в те годы изготовляли для села сверх плана запасные части, культиваторы, силосоуборочные комбайны и другие машины. В результате в 1954-1958 гг. средние темпы сельскохозяйственного производства составили 8% (в 1950-1953 гг. было 1,6%). Денежные доходы колхозов с 1953 по 1958 год увеличились в 3 раза. В 1954-1955 гг. в области было введено дополнительно в хозяйственный оборот 115 тыс. гектаров целинных и залежных земель. Силами молодых энтузиастов был создан совхоз "Южный" в Больше-Глушицком районе. В 1958 г. область смогла впервые продать 50 млн. пудов зерна. По тем временам это был значительный успех. Область была награждена орденом Ленина.
С конца 50-х годов, после кратковременного процветания в 1954-1958 гг., ситуация вновь стала обостряться. Темпы роста сельскохозяйственной продукции замедлились. С 1963 г. СССР начал регулярно и в возрастающих размерах импортировать зерно из-за границы. Усилился отток, а иногда и просто бегство сельских жителей, особенно молодежи, в город. Сказывалась острая нехватка средств на финансирование деревни. Вновь стали нарушаться принципы материальной заинтересованности колхозников в результатах труда. Административно-хозяйственные реорганизации государственных машинно-тракторных станций с продажей их техники колхозам, курс на ограничение и даже на ликвидацию личного подворья крестьян – все это наносило невосполнимый урон деревне. Появились якобы "неперспективные" деревни и села, что привело к исчезновению с карты Самарской области десятков населенных пунктов.
В 60-80-е годы делались очередные попытки изменить коренным образом ситуацию в деревне. Строился государственный экспериментальный животноводческий комплекс "Поволжский". Вступали в строй птицефабрики: первая очередь Подбельской и Обшаровская. Молочные комплексы были построены в Безенчукском, Большечерниговском, Волжском и других районах, по откорму крупного рогатого скота – в Большечерниговском, Волжском, Клявлинском и других.
Делались определенные шаги по переводу сельскохозяйственного производства на индустриальную основу. В 70-е годы были построены и вошли в действие Алексеевский свиноводческий комплекс с ежегодным откормом 108 тыс. свиней и годовым производством 12,6 тыс.т. свинины, Тольяттинская бройлерная фабрика на 2 млн. бройлеров в год, колхозные, совхозные и межхозяйственные комплексы, теплично-парниковый комбинат в г.Тольятти площадью 106 тыс.кв.м. с производством 3,5 тыс. т овощей в год. Но и эти меры уже не смогли коренным образом изменить ситуацию в аграрном секторе экономики.
1972 г. и особенно 1975 были годами жесточайшей засухи. И вновь падало производство, вновь приходилось селу и городу напрягать силы, чтобы преодолеть старые и новые беды самарского села.
В 1981-1985 гг. колхозы и совхозы получили 12 тыс. тракторов всех марок, более 8 тыс. зерноуборочных комбайнов, свыше 7 тыс. грузовых автомобилей и много другой техники. К концу 80-х годов в области имелось 277 колхозов и 128 совхозов, за которыми было закреплено 4,2 млн. земельных угодий.
Продолжалось сооружение обводнительно-оросительного канала. Орошаемое поле области составило к 1985 г. 164 тыс.га.
Но несмотря на отдельные успехи, особенно в благоприятные по климатическим условиям годы, положение в сельском хозяйстве области так никогда и не было устойчивым и стабильным.