О рождении свыше. Инославие, раскол, ересь
"Должно вам родиться свыше" (Ин. 3:7). "Кто не родится свыше, не может увидеть Царства Божия" (Ин. 3:3) "Всякий дар совершенный нисходит свыше" (Иак. 1:17). Баптисты объясняют, ссылаясь на стих: "Рожденный от Бога не делает греха" (1 Ин. 3:9), что рождение свыше — это определяющий или доминирующий фактор христианской веры, где "если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия" (Ин. 3:3), ибо "рожденное от плоти — есть плоть, а рожденное от Духа — есть дух" (Ин. 3:6). Поэтому, делают вывод протестанты, нельзя допускать до крещения взрослого человека, не имеющего рождения свыше, а тем более — допускать детей. Баптисты объясняют, что члены их общин, имеющие "рождение свыше", не грешат, и "лукавый не прикасается к ним" (1 Ин. 5:18). Соответствует ли такое мнение действительности? И тождественно ли их понятие в этом вопросе учению св. отцов? Допустим, что кто-то из них посмотрел на женщину с вожделением и, тем самым, "прелюбодействовал с нею в сердце своем" (Мф. 5:28), но в этот момент попадает под машину, где и погибает. Куда же идет он? Да, по милосердию Божьему он может быть и спасен, но не следует говорить, что это спасение (если таковое и осуществится) достигнуто, благодаря "рождению свыше". Рождение свыше в монашестве — это то, что стяжается святыми отцами, достигшими даже внутреннего бесстрастия, так что и "око чисто", т.е. совершенно стало. Почему же в монашестве? Да потому лишь, что, живя в мире и дерзая говорить о "рождении свыше", — это попытка выдать желаемое за действительное. "Лукавый не прикасается" только к святым отцам, достигшим совершенства и ставших внутренне бесстрастными. У мирян же рождение свыше — это несогласие со грехом в сердце своем. Хорошо иметь страх Божий, не совершать греха действием, ибо сказано: "...братия, ибо все мы много согрешаем" (Иак. 3:2), но еще главнее не соглашаться с ним, не любоваться им, не лелеять его в сердце своем, а иметь к нему отвращение. Вот в чем рождение свыше.
Иносла́вие - термин, объединяющий христианские конфессии, отличающиеся от Православия. Общей чертой всех инославных сообществ, при имеющихся в их учениях отклонениях от истины, является сохраняющаяся в той или иной мере вера в Святую Троицу и Иисуса Христа, как Спасителя. Проф. А. Л. Дворкин также указывает в качестве необходимого признака инославного сообщества на сохранение "хоть какой-то генеалогической преемственности с ранней, неразделенной Церковью". Он подчеркивает, что "в самом расширительном смысле, помимо римо-католиков и протестантов, инославными можно назвать и членов внелитургических постпротестантских традиционных деноминаций и сект, таких как методисты, баптисты и консервативные евангелики. Отношение Церкви к инославию. Отношение Русской Православной Церкви к инославию выражено в документе "Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию", принятом на Архиерейском соборе в 2000 г. В этом документе, в частности, говорится: 1.17. Существование различных чиноприемов (через Крещение, через Миропомазание, через Покаяние) показывает, что Православная Церковь подходит к инославным конфессиям дифференцированно. Критерием является степень сохранности веры и строя Церкви и норм духовной христианской жизни. Но, устанавливая различные чиноприемы, Православная Церковь не выносит суда о мере сохранности или поврежденности благодатной жизни в инославии, считая это тайной Промысла и суда Божия... 3.1. Православная Церковь является хранительницей Предания и благодатных даров Древней Церкви, и поэтому главной своей задачей в отношениях с инославием считает постоянное и настойчивое свидетельство, ведущее к раскрытию и принятию истины, выраженной в этом Предании... 6.3. Православная Церковь проводит четкое различие между инославными исповеданиями, признающими веру в Святую Троицу, Богочеловечество Иисуса Христа, и сектами, которые отвергают основополагающие христианские догматы. Признавая за инославными христианами право на свидетельство и религиозное образование среди групп населения, традиционно к ним принадлежащих, Православная Церковь выступает против всякой деструктивной миссионерской деятельности сект. Раскол (греч. σχίσματα - схизма) - нарушение мира и единения с Церковью из-за различий, не связанных с искажением истинного учения о догматах и таинствах. Основатели и последователи движения раскола именуются раскольниками. Раскол следует отличать от других форм вероотступничества – ереси и самочинного сборища (парасинагога). Следуя св. Василию Великому, раскольниками древние святые отцы называли разделившихся в мнениях о некоторых предметах церковных и о вопросах, допускающих уврачевание. По словам выдающегося комментатора канонического права Иоанном Зонара, раскольниками называются те, которые относительно веры и догматов здраво мыслят, но по некоторым причинам отдаляются и образуют свои отдельные собрания. Согласно знатоку церковного права епископу Далматинско-Истринскому Никодиму (Милашу), расколы образуют те, кто «иначе мыслят о некоторых церковных предметах и вопросах, кои, однако, легко могут быть примирены». По мнению св. Игнантия (Брянчанинова), расколом должно быть названо «нарушение полного единения со Святою Церковью, с точным сохранением, однако, истинного учения о догматах и таинствах». В Русской Православной Церкви имели место расколы старообрядческий, обновленческий (преодолён) и карловацкий (частично преодолён 17 мая 2007 года). В настоящее время в состоянии раскола находится т.н. "Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата".
Ересь (от греч. αιρεσις - выбор) - значит вообще какое-либо отдельное учение. Так, христианское учение при появлении своем иногда называлось ересью (Деян. 28, 22). Но впоследствии название "ересь" усвоилось именно произвольному и ложному учению о христианстве, отделявшемуся и отличавшемуся от учения Церкви. Еретиком Церковь называет не всякого заблуждающегося, но лишь того, кто сознательно противится церковному учению. Основатели ересей именуются ересиархами. Ереси зародились почти одновременно с христианством и, при всей своей пагубности и губительности, оказали своего рода положительное влияние на формирование точного церковного догматического учения. Наибольшее развитие ереси получили со II по IV век в целом ряде учений: евионитство, манихейство, гностицизм, арианство, несторианство и пр. Современные еретические учения, как правило, не содержат ничего кардинально нового, и являются вариантами ересей древних. Православная Церковь, на основании заповеди Иисуса Христа (Мф. 18, 15-17) признает еретика равным язычнику и считает необходимым, в целях охранения верующих, отлучение еретиков от общения с Церковью.