Принцип разделения властей и проблемы его реализации в России

Принцип разделения властей – это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.

В современном мире разделение властей - характерная черта, признан­ный атрибут правового демократического государства.

Теория разделения властей была создана несколькими исследователями политики: идея высказывалась Аристотелем, теоретически была развита и обоснована Дж. Локком, в классическом виде она была разработана Ш. Л. Монтескье и в ее современной фор­ме - Александром Гамильтоном, Джеймсом Мэдисоном, Джоном Джеем.

Суть данного принципа состоит в том, что единая государственная власть организационно и институцио­нально подразделяется на три относительно самостоятель­ные ветви - законодательную, исполнительную и судеб­ную. В соответствии с этим и создаются высшие органы государства, которые взаимодействуют на началах сдер­жек и противовесов, осуществляя постоянно действую­щий контроль друг за другом. Высшие органы государства, действующие на основе указанного принципа, обладают самостоятельностью. Но среди них все же должен быть лидирующий орган, иначе между ними возникает борьба за лидерство, кото­рая может ослабить каждую из ветвей власти и государ­ственную власть в целом. Создатели учения о разделе­нии властей полагали, что лидирующая роль должна принадлежать законодательным (представительным) органам.

Основные положения теории разделения властейследующие:

1) разделение властей закрепляетсяконституцией;

2) согласно конституции законодательная, исполнительная и судебная власти предоставляютсяразличным людям и органам;

3) все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устране­на любой другой;

4) никакая властьне может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти;

5) судебная власть действует независимо от политического влияния, су­дьи пользуются правом длительного пребывания в должности. Судебная власть может объявить закон недействительным, если он противоречит кон­ституции.

Как один из принципов организации государствен­ной власти в современной России, принцип разделения властей был провозглашен Декларацией «О го­сударственном суверенитете Российской Федерации» 12 июня 1990 г., а затем получил законодательное закрепление в ст. 10 Конституции РФ, которая гла­сит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на ос­нове разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

Разделение властей заключается в том, что:

1) Законодательная власть (верховная), избранная всенародно, отражает суверенитет государства - власть в области законодательства. В государствах, где имеет место разделение властей, законодательная власть принадлежит отдельному госоргану, занимающемуся разработкой законодательства. В функции законодательных органов также входит утверждение правительства, утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны. Общее наименование органа законодательной власти - парламент. Законодательная дея­тельность в России осуществляется Федеральным Собранием: федеральные законы при­нимаются Государственной Думой (ст. 105 Конституции), а по вопросам, перечисленным в ст. 106, - Государственной Думой с обязательным последующим рассмотрением в Совете Федерации;

2) Исполнительная власть (производная от законодательной), назначаемая представительным органом власти, занимается реализацией законов и оперативно-хозяйственной деятельностью. Исполнительная власть, олицетворяемая президентом и правительством, должна быть подзаконной. Ее главное предназначение - исполнение законов, их реализация. В подчинении исполнительной власти находится большая сила - чиновничий аппарат, «силовые» министерства и ведомства. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему госорганов, осуществляющих эти полномочия. Исполнительную власть в России осуществляет Правительство РФ (ст. 110 Конституции). Основное назначение исполнительной власти в России - организация практического исполнения К РФ и законов РФ в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

3) Судебная власть выступает гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных. Самой высокой степенью независимости призвана обладать судебная власть (органы правосудия). Особая роль суда обусловлена тем, что он - арбитр в спорах о праве. Органами судебной власти в России являются суды, образующие единую систему, возглавляемую Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ.

4) Согласован­ное функционирование и взаимодействие всех ветвей и органов государственной власти обеспечивается Президентом РФ (ч. 2 ст. 80 Конституции). Президент РФ, являясь главой государства, не входит в полной мере в систему разделения властей. В России налицо дисбаланс между законодательной и президентской власти, с существенным перевесом послед­ней (контроль Президента за дея­тельностью Правительства, Государственная Дума может выразить недоверие Правительству, хотя решать его судьбу и в этом случае будет Президент), что в какой-то мере нарушает необходимое равно­весие и устойчивость государственной власти в целом. Можно говорить, что в России существует 4я ветвь власти – президентская.

Принцип разделения властей в той или иной мере проводится в жизнь во всех демократических странах. Его плодотворность определяется многими факторами:

1) реализация этого принципа неизбежно приводит к разделению труда между органами государства, в результате чего обеспечивается повышение эффективности их деятельности (поскольку каждый орган специализируется на «своей» работе), создаются условия для роста профессионализма их работников.

2) данный принцип позволяет решить сложнейшую проблему - создать непрерывно действующий конституционный взаимоконтроль высших органов государства, чем предупреждаются сосредоточение власти в руках одного из органов и установление диктатуры.

3) умелое использование принципа разделения властей взаимоусиливает высшие органы государства и повышает их авторитет в обществе.

Вместе с тем рассматриваемый принцип открывает немалые возможности для негативных последствий. Нередко законодательные и исполнительные органы стремятся переложить друг на друга ответственность за неудачи и ошибки в работе, между ними возникают острые противоречия и др.

Практическое воплощение принципа разделения властей в России идет с большим трудом. Как отмечается в литературе, все готовы признать от­дельное существование каждой из трех властей, но никак не их равенство, самостоятельность и независимость. Это отчасти объясняется длительным пе­риодом тоталитарного правления. В истории России не было накоплено ка­кого бы то ни было опыта разделения властей; здесь еще живучи традиции самодержавия и единовластия. Ведь само по себе конституционное разделение властей (на законодательную, исполнительную и судебную) не приводит ав­томатически к порядку в государстве, а борьба за лидерство в этой триаде об­рекает общество на политический хаос. Безусловно, разбалансированность механизма сдержек и противовесов - лишь переходный этап в процессе ста­новления государственности.

Наши рекомендации