Общие сведения из теории качки и морского волнения
Качка судна, как правило, возникает на взволнованной поверхности под действием набегающих волн.
При изучении качки необходимо рассматривать судно и жидкость как единую гидродинамическую систему. Однако, на практике пользуются упрощенной теорией Фруда-Крылова, в которой качку судна рассматривают как колебания твердого тела под действием приложенных к нему сил и моментов.
Колебательные движения судна рассматривают отдельно на тихой воде и на волнении. Это объясняется тем, что при изучении качки на
тихой воде можно относительно просто определить параметры и характеристики качки, от которых в значительной мере зависит поведение судна на волнении.
Колебания судна на тихой воде под действием возмущающих сил после прекращения их действия называются свободными колебаниями судна.Они характеризуются периодом, амплитудой и частотой.
Приближенно периоды бортовой, килевой и вертикальной качки определяются соответственно так:
(1.1)
Iх -момент инерции массы судна с присоединенной массой воды;
D - высота борта;
g - 9,81 м/с2 -ускорение силы тяжести;
d,a- коэффициент общей полноты и полноты ватерлинии.
Из формулы tq видно, что для обеспечения плавности качки, т.е. увеличения ее периода, необходимо уменьшать метацентрическую высоту, что приводит к уменьшению остойчивости судна. Поэтому выбор метацентрической высоты представляет некую трудность, так как необходимо обеспечить достаточную остойчивость, а с другой стороны предотвратить порывистость качки.
Колебания судна под действием возмущающих периодических, т.е. действующих через определенные промежутки сил и в частности волнения, называется вынужденными колебаниями. Так как причиной качки судна является волнение, рассмотрим его основные параметры.
В теории качки волны считаются правильными, двухмерными и гармоническими (синусоидальными). На рисунке 1.2 показаны основные элементы волнового профиля.
К основным параметрам морского волнения относятся:
1. Период волны t; частота s;
2. Наибольший угол волнового склона am;
3. Скорость распространения волн С; 4. Длина волны l.
Эти параметры рассчитываются по следующим зависимостям:
t = 0,8 ×Öl;
s = 7,85 / Öl;
am= 2prm /l;
С = 1.25 Öl,
где: rm- половина высоты волны.
Для приближенного вычисления высоты волны используют формулу Циммермана:
2 rm = 0.17l3/4 1.3
Для суждения об интенсивности качки судна на волнении необходимо провести сравнение периода волны и периода свободных колебаний судна. Если период волнения близок к периоду свободных колебаний судна, то амплитуда вынужденных колебаний судна резко возрастает и наступает явлениерезонанса, при котором может произойти возникновение ударов носовой оконечности о воду (слеминг), значительное заливание палубы, снижение скорости судна, опрокидывание судна.
Избежать резонанса или уменьшить его воздействие на судно можно путем изменения скорости и курса судна. Эта задача решается по специальным диаграммам В отечественной практике для этих целей пользуются диаграммой Ю.В.Ремеза.