Роль и место регионального управления в системе управления народным хозяйством страны
Как отмечалось выше, региональная экономическая система (РЭС) представляет собой неотъемлемую часть, подсистему народного хозяйства страны в целом. Соответственно, система регионального управления представляет собой подсистему управления народным хозяйством страны в целом.
Указанное положение определяет специфику, особенности управления РЭС любого региона. На рисунке представлена принципиальная схема управляющих воздействий, испытываемых региональной экономической системой.
У1 – комплекс макроэкономических регуляторов, федеральное законодательство в социально-экономической сфере, бюджетные нормативы и др.
У2 – экономическое законодательство, бюджет региона, концепции развития региона.
У3 – комплекс управленческих воздействий со стороны ОМСУ. Каждый из ОМСУ оказывает управляющее воздействие на муниципальное образование, а весь комплекс управленческих воздействий оказывает влияние на РЭС в целом. Муниципальный бюджет, муниципальные программы развития и др.
У4 – управляющее воздействие федеральных органов управления на региональные органы управления (ФЗ №184).
У5 – управляющее воздействие региональных органов управления на местное самоуправления (региональное законодательство о местном самоуправлении).
У6 – управляющее воздействие федеральных органов управления на местное самоуправление (ФЗ №131).
При формировании системы управления РЭС одной из основных является проблема определения потенциальной степени воздействия на объект управления со стороны органов управления разных уровней. Степень данного воздействия определяется:
- размером полномочий каждого уровня управления;
- объемом ресурсов всех видов, которые могут быть задействованы в процессе управления.
В соответствии с действующим законодательством, субъекты РФ пользуются всей полнотой государственной власти (рычагами управления РЭС) вне пределов исключительного ведения Федерации, а также совместного ведения Федерации и субъектов РФ.
В исключительном ведении РФ находятся:
· комплекс макроэкономических регуляторов: денежная эмиссия, основы ценовой политики, таможенное законодательство;
· федеральная государственная собственность и управление ею;
· федеральный бюджет, налоги, сборы, фонды;
· внешнеэкономические связи РФ;
· формирование федеральных органов власти и управления, включая территориальные органы федеральных органов власти.
Таким образом, весь комплекс регуляторов, определяющих общие экономические условия функционирования РЭС, выходит за пределы компетенции регионов. Следовательно, РЭС должна функционировать и развиваться в объективно заданных извне региона условиях.
В совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся:
· вопросы владения, пользования, распоряжения землей, недрами, водными, лесными ресурсами и др., находящихся в регионах; законодательство по этим вопросам;
· вопросы разграничения собственности по уровням;
· установление общих принципов налогообложения и сборов;
· установление общих принципов организации органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Таким образом, к предметам совместного ведения относятся, преимущественно, процессы, определяющие условия функционирования и развития РЭС в системе народно-хозяйственных связей страны. Это предполагает необходимость реализации скоординированной системы управляющих воздействий двух уровней – федерального и регионального.
К компетенции органов регионального управленияотносятся вопросы обеспечения функционирования и развития хозяйственных комплексов регионов как самостоятельных объектов управления:
разработка текущих и долгосрочных прогнозов развития экономики;
определение приоритетных направлений развития регионов;
разработка отраслевых и территориальных программ и планов развития;
стимулирование инвестиционной активности в регионе;
формирование, исполнение бюджета региона;
управление государственной собственностью субъекта Федерации;
структурная перестройка экономики региона;
реализация федеральных программ развития на территории региона и др.
Из рассмотренного можно сделать вывод, что система регионального управления должна отвечать следующим основным требованиям.
Система регионального управления должна
· рассматривать РЭС как самостоятельно функционирующий и развивающийся объект управления, но действующий в системе сложившихся народно-хозяйственных связей страны, существующего межрегионального разделения труда.
· соответствовать заданным из-за пределов региона макроэкономическим условиям.
· органически взаимодействовать с системой управления верхнего уровня – системой федерального управления.
· соответствовать специфическим особенностям региона.
· обеспечивать эффективное выполнение всех составляющих процесса управления регионом (определения целей, задач, приоритетов развития, формирование структур регионального управления).
· обладать свойствами гибкости, самонастраиваемости, адаптивности к динамично изменяющимся внешним условиям.
· обеспечить расширенное воспроизводство всех составляющих РЭС.
Содержание и основные функции регионального управления
В соответствии с рассмотренной выше комплексной структурой РЭС как объекта управления и в соответствии с распределением предметов ведения и полномочий между уровнями управления, в структуре регионального управления должны присутствовать подсистемы управления производственно-экономическим комплексом региона, социальным комплексов, бюджетно-финансовой сферой.