Методы косвенного регулирования капиталовложений
Косвенное регулирование включает методы регулирования, характеризующиеся долгосрочным характером воздействия на экономическую систему и подвержены процессу совершенствования их использования, вследствие развития национального хозяйства.
1. Налоговая система.
Налоговая система должна обеспечивать сбалансированность государственных и частных интересов, что способствует развитию предпринимательства и активизации инвестиционной деятельности. В связи с чем, налоговая система должна быть стабильной, понятной и единой в границах национального хозяйства. Развитие налоговой системы предполагает уменьшение количества налогов и сокращение налогового бремени, что создает условия для увеличения налоговой базы.
Развитие налоговой системы предполагает и формирование специальных налоговых режимов с особым порядком исчисления и уплаты налогов. К ним относятся: упрощение системы налогообложения для малого среднего бизнеса; формирование относительно обособленных систем налогообложения в особых экономических зонах, с налоговыми льготами, обеспечивающими достижение основных целей создания таких зон; обеспечение соглашений «О разделе продукции» в соответствии с действующим законодательством и заинтересованностью государства в привлечение инвестиций на основе раздела продукции.
2. Амортизационные отчисления.
Амортизационные отчисления, служащие для экономического возмещения физического и морального износа основных фондов отражают содержание научно-технической политики государства, его заинтересованность в своевременном обновлении основных производственных фондов.
Совершенствование амортизационной политики осуществляется в рамках налоговой политики, так как изменение амортизационных отчислений влияет соответствующим образом на изменение сумм налогов на прибыль и имущество организаций.
Для совершенствования амортизационной политики целесообразно обеспечить разработку новых подходов к классификации основных средств с целью совершенствования норм амортизации при внедрении новых технологий и повышении эффективности применения к ним повышающих коэффициентов к норме амортизации.
3. Защита интересов инвесторов.
Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» определяет гарантии защиты капитальных вложений субъектам инвестиционной деятельности независимо от форм собственности.
Во-первых, это проявляется в обеспечении равных прав всех участников при осуществлении инвестиционной деятельности.
Во-вторых, соблюдение гласности в ходе обсуждения инвестиционных проектов.
В-третьих, предоставление права обжалования в судебном порядке решений, действий или бездействия органов государственной власти, а также органов местного самоуправления и их должностных лиц, которые привели к ущербу в инвестиционной деятельности или ее прекращению.
В-четвертых, капиталовложения могут быть национализированы только при условии предварительного и равноценного возмещения государством убытков, причиненных субъектам инвестиционной деятельности.
В-пятых , капитальные вложения могут быть реквизированы только по решению государственных органов в случаях, порядке и на условиях, которые определены Гражданским кодексом РФ. Порядок возмещения убытков субъектами инвестиционной деятельности в случае прекращения или приостановления инвестиционной деятельности определяется законодательством РФ и заключенными договорами и (или) государственными контрактами.
В-шестых, капитальные вложения подлежат страхованию, которое осуществляется в соответствии с законодательством РФ.
4. Предоставление права природопользования.
Предоставление права придопользования должно исключать потребительское отношение к природным источникам как к неисчерпаемой кладовой по извлечению природных ресурсов. Господство потребительского подхода к природным ресурсам в сочетании с возрастающими технологическими возможностями является базой формирования глобального экологического кризиса и угрозой человеческой цивилизации. Устойчивое развитие человеческого общества предполагает удовлетворение текущих потребностей без угроз способности будущих поколений удовлетворять свои потребности. Поэтому удовлетворение текущих потребностей должно быть ограничено способностью окружающей среды обеспечивать, как нынешние, так и будущие потребности. В связи с чем в праве природопользования важнейшую роль играют следующие принципы:
а) производный характер права пользования природными ресурсамиот права собственности на природные ресурсы;
б) рациональное использование природных ресурсов;
в) экосистемный подход в осуществлении государственного и межгосударственного регулирования использования природных ресурсов;
г) целевой характер пользования природными ресурсами;
д) устойчивый характер норм права определяющих пользование природными ресурсами;
е) платность специального природопользования.
5. Вовлечение внебюджетных ресурсов капиталовложений в объекты социальной и социально-культурной сфер.
Политика капиталовложений находится в тесной взаимосвязи с экономической политикой территориального развития, социальной, социально-культурной, промышленной, финансовой политиками. Поэтому, идеи и инвестиционные проекты в одних сферах тесно переплетаются с задачами других сфер жизни.
В использовании внебюджетных ресурсов капиталовложений в объекты социальной и социально-культурной сфер значительную роль играет квалификационный уровень управления регионами и муниципальными образованиями. В связи с чем, существует острая необходимость применения современных технологий управления, в том числе регионального и муниципального маркетингов. Их использование предполагает превращение региональных и муниципальных органов власти в центры притяжения инвестиционных ресурсов, обеспечивающих развитие жилищной, социально-культурной сфер, способных не только учитывать индивидуальные особенности своих территорий при принятии решений социально-экономическому развитию, но и осуществлять взаимодействие органов власти и жителей по решению жилищных и социально-культурных проблем. Факторами, мешающими развитию этих сфер, являются неразвитость законодательной базы, низкий управленческий профессионализм, недостаточная заинтересованность и слабые стимулы административных структур региональных и муниципальных образований по активизации инвестиционной деятельности населения в данных сферах.
Активизации этой деятельности способствует применение различных инструментов осуществления региональной и муниципальной инвестиционной политики и их ранжирование по эффективности использования:
а) налоговые льготы;
б) понижение ставок арендной платы объектов используемых для этих целей;
в) использование и оптимизация инвестиционного налогового кредита;
г) использование пониженных ставок платы за землю;
д) предоставление гарантий кредитования;
е) участие в совместном прямом инвестиционном финансировании проектов администрацией территории.
6. Совершенствование антимонопольной политики.
Антимонопольная политика – значимая часть экономической политики, так как она обеспечивает непосредственное влияние на те препятствия и нарушения в свободной конкуренции, которые существенно снижают эффективность, как рыночных механизмов, так и развития национальной экономической системы в целом.
Совершенствование антимонопольной политики определяется необходимостью изменения ее качественных характеристик по следующим направлениям:
- формирование механизмов решения процедурных вопросов доступа к мощностям субъектов естественных монополий в рамках тарифного регулирования;
- совершенствование нормативного регулирования для формирования баланса между нечеткими формулировками антимонопольного закона и требованиями определенности норм закона;
- уточнение содержания антимонопольного регулирования путем четкого отграничения его от иных видов регулирования, систематизации практики, ревизии и уточнения составов правонарушений;
- уточнение, как предмета антимонопольного регулирования, так и принципов регулирования, что позволит значительно снизить нагрузку на антимонопольные органы;
- закрепление принципов регулирования, определяющих необходимость установления экономической сути норм антимонопольной политики;
- анализ опыта применения антимонопольного законодательства для минимизации возможности сдерживания экономического роста в отдельных отраслях и снижения их инвестиционной привлекательности вследствие формального подхода к применению антимонопольных запретов;
-переоценка значимости инструментов регулирования с целью повышения роли экономического анализа и оценки конкурентной среды, для снижения рисков необоснованного вмешательства антимонопольного органа в экономические процессы.
7.Развитие финансового лизинга.
Экономическая и социальная значимость финансового лизинга, его тесная связь с отраслями национальной экономики и непроизводственной сферой, определяет необходимость проведения и постоянного совершенствования регулирования финансовой лизинговой деятельности.
Анализ тенденций развития рынка лизинга, деятельности государства по регулированию финансово-кредитной системы, несовершенство нормативно-правового регулирования финансового лизинга, налогообложение, процентные ставки, сложности в получении финансирования по лизингу и другие проблемы, определяют необходимость совершенствования государственного регулирования финансового лизинга по следующим направлениям:
Во-первых, обеспечение контроля рентабельности финансового лизинга как отрасли финансовой деятельности государственными налоговыми нормативными актами с использованием регрессивной шкалы уплаты налогов.
Во-вторых, с целью повышения эффективности регулирующих инструментов, более глубокого анализа деятельности лизинговых компаний, учета объемов финансирования, условий их деятельности и доходности инвестиционных проектов целесообразность в лицензировании лизинговой деятельности, при существенном упрощении формальных процедур лицензирования.
В-третьих, создание условий снижения стоимости привлекаемых для лизинговой деятельности денег и создание государственного фонда по обеспечению механизма долгосрочных финансовых инвестиций, содействия развитию региональных лизинговых компаний с участием в их деятельности представителей государственных органов и муниципальных образований, с целью снижения влияния коммерческих банков на уровень издержек лизинговых компаний.
В-четвертых, повышение заинтересованности лизинговых компаний, путем предоставления преференций и льгот, в осуществлении инвестиционной деятельности по реализации социально значимых инвестиционных проектов.
В-пятых, учитывая нарастание проблем в жилищно-коммунальном хозяйстве, значительный рост стоимости услуг, как для населения, так и предприятий, внедрение в практику деятельности управляющих компаний лизингового финансирования оборудования и техники с правом выкупа.
В-шестых, формирование и внедрение единой электронной базы данных, оперативно отражающую динамику финансово-хозяйственной деятельности предприятий, независимо от форм собственности, что обеспечит не только возможность проведения оперативного макроэкономического анализа и осуществление макроэкономического индикативного планирования, но и создаст возможность более действенно регулировать деятельность лизинговых компаний на стратегически важных направлениях социально-экономического развития.
8. Совершенствование залогового механизма в кредитной системе.
Залоговые операции не являются основными операциями банков. Их целесообразно рассматривать как необходимое дополнение к кредитным операциям. То есть, залоговые операции сопровождают кредитные операции и являются из неотъемлемой составной частью. Являясь составной частью механизма обеспечения возвратности кредита, залоговый механизм обеспечивает снижения кредитного риска банка. Поэтому, современная система кредитования, определяя залог как один из действенных способов снижения кредитных рисков, исходит из необходимости реализации залогового права и совершенствования залогового механизма по следующим направлениям:
- выработка стандартов кредитования коммерческими банками по государственным целевым кредитным программам с применением залогового механизма, реализуемых институтами развития;
- установление порядка обязательного выкупа банковских кредитов по государственным целевым кредитным программам государственными институтами развития или обеспечение их обмена на ценные бумаги институтов развития;
-введение в Ломбардный список Банка России с минимальным дисконтом ценных бумаг государственных институтов развития, а в «Единый пул кредитования» Центрального банка РФ - банковских кредитов, выданных в соответствии со стандартами институтов развития;
- установление таких критериев и порядка рекапитализации и рефинансирования кредитных организаций государственными институтами развития, которые обеспечат участие в них средних и малых финансово устойчивых банков;
- использование избыточных государственных резервных средств для расширения возможностей государственных институтов развития по рефинансированию кредитными организациями целевых кредитных программ;
- установление единого прозрачного и эффективного порядка размещения средств федеральных, региональных и муниципальных бюджетов и внебюджетных фондов в кредитных организациях.
10. Создание и развитие единой сети информационно-аналитических центров, осуществляющих оценку инвестиционной сферы.
В значительной мере информационно-аналитическая деятельность, обеспечивающая системный анализ инвестиционной сферы, наряду с достижением целого ряда других целей спектром множеством других задач, должна преследовать с целью более полного информирования потенциальных инвесторов об инвестиционных объектах с целью снижения инвестиционной инвестиционного риска. Объединяя в своем составе информационно-аналитическиецентры, подчиненные выполнению отраслевых, межотраслевых, территориальных и иных функций, они должны обеспечивать формирование целостной картины инвестиционной деятельности в национальной экономической системе. Одним из таких центров является Федеральный общественно-государственный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров (ФОГФ) под эгидой ФКЦБ России. Важнейшей функцией таких центров является формирование методической базы управления рисками на основе системного анализа, в ходе которого должна детально исследоваться исходная ситуация в отрасли, регионе и т.д., а также возможные направления ее развития, определение факторов, реально влияющих на осуществление инвестиционной деятельности и реализацию инвестиционных проектов.
В настоящее время систематизированная, разносторонняя и максимально объективная информация по экономическим, социальным, экологическим вопросам, аспектам государственного управления и другим составляющим, обеспечивающим принятие обоснованного инвестиционного решения, для основной массы инвесторов недоступна. Сложившаяся ранее и действовавшая система государственного информационного обеспечения целостная информационно-аналитическая система, которая включала отраслевые научно-исследовательские институты, лаборатории и центры, информационные подразделения на предприятиях, в рамках централизованного управления осуществляла разностороннее информационное обеспечение народного хозяйства, была разрушена. Некоторые сохранившиеся элементы этой системы были преобразованы и обслуживают в основном коммерческие структуры. Но, наряду с ними, возникли новые аналитические центры, консалтинговые фирмы, аналитические структуры и т.д. Они составили основу сформировавшегося рынка информационных и аналитических услуг, регулирование отношений на котором обеспечивается Законом «Об информации, информатизации и защите информации» и другими нормативными актами.
Вместе с тем, необходимость создания единой системы информационного и аналитического обеспечения рынка для субъектов инвестиционной деятельности является первостепенной задачей. Актуальность этой проблемы возрастает по мере расширения спектра информационных потребностей. Создаваемая система должна систематизировать и обрабатывать всю информацию об эмитентах и инвесторах, инвестиционных качествах ценных бумаг, условиях фондовых операций, инвестиционных проектах и присущих им инвестиционным рискам, качественных изменениях инвестиционного климата в отраслях и регионах и т.д.
В то же время, формированию этой системы препятствует целый ряд проблем. К ним можно, прежде всего, отнести:
– существование обособленных информационных систем, подчиненных выполнению функций сформировавших их органов и, в связи с этим, распылению, неэффективному использованию финансового обеспечения: ФКЦБ России, Центрального банка РФ, регионов, крупных эмитентов и инвесторов;
– низкий уровень развития нормативно-правовой базы в области информационного обмена, отсутствие нормативно-правовых документов, позволяющих формировать и структурировать информационные потоки, обеспечивать защиту и достоверность информации, гарантировать информационную безопасность;
– не проработанность концептуальных вопросов по созданию и развитию сети информационно-аналитических центров.
Важнейшей задачей единой сети информационно-аналитических центров является точная оценка величины финансовых рисков. Использование страховыми организациями для оценки рисков, как правило, метода экспертных оценок, грешит существенными погрешностями, заставляя страховщиков все чаще прибегать к применению различных нормативно-параметрических методов.
Существенно усиливается значение всесторонней информационно-аналитической поддержки при прогнозировании, с целью снижения рисков при реализации долгосрочных инвестиционных проектов, а также для более эффективного использования специализированного методического и технического инструментария.
Основными задачами единой сети информационно-аналитических центров являются:
- обеспечение эффективного взаимодействия всех участников инвестиционных и инновационных процессов, в том числе субъектов инновационной деятельности, участников территориальных кластеров, учреждений образования и науки, некоммерческих и общественных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, инвесторов, изобретателей;
- определение объективной необходимости содействия в создании, поддержке и развитии инфраструктуры инвестиционного и инновационного предпринимательства в стране, регионе, отрасли;
- содействие в разработке программ развития инвестиционных и инновационных кластеров, формированию программ по их реализации;
- обеспечение взаимодействия на основе реализации инвестиционных проектов бизнес - структур, банков, учреждений образования и науки, местных и региональных органов, иных заинтересованных лиц;
- содействие, при реализации значимых социально-экономических проектов, получению государственной поддержки, взаимодействию государственными органами, органами местного самоуправления;
- оказание помощи в реализации регионального и местного инвестиционного потенциала: в сфере научных исследований и разработок, формировании и ведении реестра инвестиционных и инновационных проектов, в разработке программного обеспечения, в разработке рекомендаций, методических указаний в сфере формирования региональных информационных баз, составлении «дорожных карт» реализации инвестиционных программ.