Теория организационного потенциала (И.Ансофф)

Американский ученый И. Ансофф, 1970-е, выдвинул ряд новых идей относительно развития структур управления, промышленная организация рассматривается во взаимосвязи с источниками ресурсов и с внешней средой (рынки сбыт, конкуренция, правительство…)

Выделяется два исторически сложившихся подхода к формированию организационных структур:

– структурный – внутреннее строение фирм, разделение функций, рационализация управления. Является статическим. Был характерен до Второй мировой войны.

- динамический - анализ связей фирмы со средой и с источниками ресурсов. Динамический подход. Характерен периоду после второй мировой войны.

ресурсы Теория организационного потенциала (И.Ансофф) - student2.ru Теория организационного потенциала (И.Ансофф) - student2.ru фирма Теория организационного потенциала (И.Ансофф) - student2.ru Теория организационного потенциала (И.Ансофф) - student2.ru среда

Рисунок 5 - Модель фирмы при применении динамического подхода

По Ансоффу, основная задача высшего руководства современной фирмы – решение стратегических проблем в условиях изменяющейся внешней среды. Изменение внешних условий приводит к необходимости изменения стратегии фирмы, далее – к изменению ее организационных характеристик, и потом – к преобразованию структуры (см. рисунок 6).

Изменение внешних условий Теория организационного потенциала (И.Ансофф) - student2.ru Изменение стратегии фирмы Теория организационного потенциала (И.Ансофф) - student2.ru Изменение организационных характеристик и преобразование структуры

Рисунок 6 – Взаимосвязь внешнего влияния и изменения организационной структуры

В условиях относительно постоянных внешних связей основной стратегией фирм было снижение издержек производства и ценовая конкуренция. Наиболее эффективной в этих условиях была функциональная структура управления предприятием (1910-1920).

Увеличение размера компаний и выход на несколько рынков с различными продуктами – дивизиональная структура (функциональная, повторенная несколько раз, по Ансоффу).

Выделяет такое понятие как организационный потенциал (руководители, структура, информация, системы и процедуры, технологические процессы, системы ценностей и ориентации, организационный потенциал). Основу организационного потенциала составляет культура фирмы (совокупность управленческого персонала, системы ценностей, систем и процедур – совокупности строго документированных приемов и методов решения проблем управления: составление планов, проведение учебы, осуществление контроля…). Культура фирмы подвержена наиболее сильному воздействию со стороны выбранной стратегии фирмы. Небольшое изменение стратегии может потребовать полной перестройки культуры организации. Чаще всего изменения стратегии связаны с изменениями организационного потенциала. Очевидно влияние жизненного цикла продукции на стратегию изменения организационного потенциала. Продукт может двигаться в направлении морального устаревания или являться нововведением.



Наши рекомендации