Внешняя политика. Начало «холодной войны»
Вторая мировая война закончилась полной победой сил анти- гитлеровской коалиции. И многим казалось, что сложившаяся коали- ция государств в состоянии гарантировать мирное развитие человече- ства на длительную перспективу. Однако со второй половины 40-х гг. между странами-союзницами в войне развернулось отнюдь не со- трудничество. Нараставшее охлаждение отношений привело к дли- тельному периоду так называемой холодной войны.
Если помнить, что США и Россия никогда не имели историче- ски конфликтных интересов, тогда чем же объяснить распад коали- ции? Глубинной причиной этого были принципиальные идеологиче- ские противоречия государств (прежде всего СССР и США), уже за- ведомо отказавших друг другу в историческом праве на существова- ние как разных общественных моделей. СССР всегда ощущал в от- ношении себя со стороны Запада действие двойного стандарта, про- явление пристрастности и нелояльности. Советский Союз не забывал, что в страшные первые три года войны он сражался против Германии практически в одиночестве, Запад предпочитал не создавать второй фронт. Москва также знала о разработке странами Запада ядерного оружия, в планы которого Россию посвящать не собирались. Кроме всего западные страны слишком быстро приостановили и слишком грубо отказали России в экономической помощи. На международные отношения в послевоенный период бесспорное влияние оказали жес- точайшие уроки, извлеченные русскими из минувшей войны. Во- первых, немыслимая жестокость агрессора, стремление тотального уничтожения славян, что трагическим образом изменило представле- ние о соседях на Западе. Во-вторых, Советский Союз обрел веру в свои возможности. Система, которая была создана в стране, превзош- ла германскую, следовательно, Россия способна на глобальное сорев- нование с Западом. Все это, а также печальный для нас опыт 30-х гг. по созданию системы коллективной безопасности, оказало опреде- ляющее влияние на послевоенные взаимоотношения СССР с Западом. В принципе, Советский Союз имел выбор между несколькими страте- гиями в отношении Запада. Однако Сталин подозрительно относился
к дипломатии Запада, считая, что стабильные долговременные отно- шения с ним поддерживать невозможно. Поэтому вполне объяснимо, что вместо сохранения «большого альянса», созданного в годы вой- ны, Сталин предпочел традиционный путь обеспечения безопасности – путь силовой политики, территориальных приобретений и создания сфер влияния, жесткость в отстаивании интересов государства, при этом сохраняя осторожность и стремясь избежать сознательного про- воцирования конфликтов в отношениях с Западом.
В свою очередь бывшие союзники, и прежде всего США, не виде-
ли для России иного будущего, кроме как в фарватере своей политики.
Таким образом, и та, и другая стороны в равной мере были от- ветственными за нараставшее между ними противостояние. Однако, справедливости ради, необходимо отметить, что поворот внешнепо-
литического курса США к открытой конфронтации с СССР был в значительной степени спровоцирован идеологией и политикой ста- линского руководства.
Конкретно это проявилось в стремлении советских руководите- лей укрепить свое влияние в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, в территориальных претензиях к Турции, в требованиях СССР изменить статус черноморских проливов, включая права на создание военно-морской базы в Дарданеллах, в требованиях прав на протекторат над Триполитанией (Ливией), чтобы обеспечить свое присутствие в Средиземноморье, а также в попытке СССР укрепиться в Иране, когда США и Великобритания в начале 1946 г. вынуждены были оказать давление на СССР с требованием вывести свои войска
из Северного Ирана. Именно вслед за событиями в Иране в марте
1946 г. прозвучало знаменитое выступление Черчилля в г. Фултоне (США), где он обрисовал складывающуюся ситуацию в Европе как опасную для судеб западных демократий: «Никто не знает, что соби- рается делать Россия и коммунистические международные организа- ции в ближайшем будущем и каковы пределы, если они есть, их экс- пансии … Из всего, что я видел на встречах со своими русскими друзьями и союзниками во время войны, я вынес убеждение, что на русских ничто не производит большего впечатления, чем сила, и ни- что не вызывает у них меньшего уважения, чем военная слабость». Черчилль в своей речи призвал к объединению усилий «англосаксон-
ского мира», чтобы дать отпор СССР.
Следует отметить, что реакция в странах Запада на действия
СССР была двоякой. И в Великобритании находившиеся у власти
лейбористы, и в США сторонники политики Рузвельта занимали иные позиции, чем те, которые высказал Черчилль. Наиболее четко их выразил министр торговли США Генри Уоллес. Он считал претен- зии СССР обоснованными и предлагал пойти на своеобразный раздел мира, признав за СССР право на доминирование в ряде регионов Ев- ропы и Азии. Тем не менее именно в этот отрезок времени возникла первая из двух стратегических доктрин Запада по отношению к СССР: политика «сдерживания коммунизма», суть которой – не до- пустить дальнейшего расширения сферы влияния СССР и его комму- нистической идеологии. Основные принципы политики «сдержива- ния» изложил американский дипломат, специалист по России, рабо- тавший в 1946 г. в посольстве США в Москве, Джордж Кеннан. По его мнению, правительству США надлежало жестко и последова- тельно реагировать на каждую попытку СССР расширить сферу сво- его влияния, т.е. именно США должны взять на себя основную роль в сдерживании СССР. Однако Трумэн колебался. Его влияние в стране по сравнению с Рузвельтом было недостаточно сильным, чтобы осу- ществить такой резкий поворот в политике. Ф. Рузвельт умер 12 ап- реля 1945 г., он занимал этот пост с 1933 г. и имел небывалый авто- ритет как внутри страны, так и на международной арене. У сменив- шего его Гарри Трумэна внешнеполитическая позиция была неустой- чива. К тому же большинство в конгрессе США принадлежало рес- публиканцам, а сам Трумэн – демократ, и конгресс способен был блокировать любые внешнеполитические шаги главы государства.
Между тем отношения СССР с западными странами продолжали ухудшаться, прежде всего из-за давления СССР на Турцию, от кото- рой Советский Союз требовал вместе с ним принять участие в охране
проливов, и из-за прямой помощи, оказывавшейся Югославией, Бол- гарией и Албанией, находившимися в зоне советского влияния, пар- тизанскому движению в Греции. В феврале 1947 г. англичане поста- вили правительство США в известность, что они более не в состоя- нии оказывать военную и экономическую помощь Турции и Греции. Прекращение этой помощи и вывод английских войск из Греции де- лали установление советского контроля над этими странами вопро- сом времени, что коренным образом изменило бы стратегическую си- туацию в Средиземноморье. Создавались условия для прихода к вла- сти коммунистов в Италии, появилась бы возможность установления советского контроля над Суэцким каналом. Это вынудило Трумэна сделать окончательный выбор. 12 марта он заявил о намерении пре-
доставить Греции и Турции военную и экономическую помощь. Од- новременно он сформулировал задачи политики США, нацеленной на помощь «свободным народам, сопротивляющимся попыткам закаба- ления со стороны вооруженного меньшинства и внешнему давле- нию». Кроме того, Трумэн в этом заявлении определил содержание начинающегося соперничества США и СССР как конфликта демо- кратии и тоталитаризма. Так появилась на свет доктрина Трумэна, ставшая первым шагом на долгом пути «холодной войны».
Конкретным шагом «доктрины Трумэна» стал предложенный США план экономического возрождения Европы. Его основные на- правления были изложены 5 июня в Гарварде государственным секре- тарем США Джорджем Маршаллом и получили название плана Мар- шалла. США предлагали довольно значительную экономическую по- мощь пострадавшим от войны странам. 12 июля в Париже созывалась международная конференция для обсуждения плана Маршалла, на ко- торую приглашались и восточно-европейские страны. Однако под дав- лением СССР они отказались от участия в реализации плана Маршалла.
Таким образом, разногласия между бывшими союзниками при-
вели к расколу Европы, который следует датировать июлем 1947 г.
Ухудшение международного климата продолжалось в течение всего 1947 г., когда в восточно-европейских странах был ускорен про-
цесс перехода власти в руки коммунистов. К 1948 г. он в основном за- вершился. Затем был создан Международный координационный центр коммунистического движения (Коминформ) в сентябре 1947 г. для ко-
ординации деятельности компартий. На Западе известие о создании
Коминформа было воспринято как возрождение Коминтерна.
Именно в 1947 г. с легкой руки американского журналиста в по-
литический оборот был пущен термин «холодная война», который стал обозначать состояние политической, экономической, идеологи- ческой конфронтации между государствами, сочетаемой с гонкой
вооружения и высокой степенью угрозы войны.
Еще на одну ступень конфронтация между СССР и Западом поднялась летом 1948 г. из-за событий, связанных с блокадой Берли- на, а затем созданием в 1949 г. двух германских государств – в мае
ФРГ и в октябре ГДР. Почти одновременно с ГДР была провозглаше-
на Китайская Народная Республика (КНР) – война с Гоминьданом*
* Гоминьдан – национальная партия Китая, образована в 1912 г. путем слияния ряда ли- беральных партий и организаций и партии «Объединенный союз», созданной в 1905 г. Суть Ятсеном. Гоминьдан до 1925 г. возглавлялся Сунь Ятсеном, а затем Чан Кайши.
закончилась победой коммунистов. Переход под власть коммунистов самой населенной страны мира вызвал у США крайне негативную ре- акцию, тем более что Китай и СССР сближала общая враждебность по отношению к США. Это сказалось на подготовке американо- английского проекта мирного договора с Японией без участия СССР. Он рассматривался на Сан-Францисской конференции в сентябре
1951 г. Глава советской делегации А.А. Громыко внёс ряд поправок и дополнений к проекту договора, предусматривавших, в частности, признание суверенитета СССР над южной частью Сахалина и Ку- рильскими островами и отказ Японии от всех прав, правооснований и претензий на эти территории. США при поддержке своих союзников добились в сентябре 1951 г. подписания договора без учёта советских требований и поправок, который вступил в силу 28 апреля 1952 г. СССР, Польша и Чехословакия его не подписали. Согласно договору Япония отказывалась от всех своих захватов, в том числе сделанных до Второй мировой войны. Отказывалась она и от претензий на Ку- рильские острова и Южный Сахалин. Тем самым их отход к СССР явно подразумевался. Однако в договоре умалчивалось о возвраще- нии этих территорий СССР. Таким образом, в 1951 г. была создана формальная «небрежность» в признании законных прав СССР на Ку- рильские острова и был порождён длящийся до сих пор территори- альный спор с Японией.
Таким образом, одним из важных признаков «холодной войны» стал раскол Европы и мира на две непримиримые социально-эконо- мические системы.
Областью «соревнования» двух великих держав стало создание военно-политических блоков. Блокада Берлина показала бывшим со- юзникам необходимость укрепления военной мощи стран Запада. 4 ап- реля 1949 г. 10 европейских стран (Бельгия, Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Франция) США и Канада подписали Североатлантический договор, на основе которого создавались объединенные вооруженные силы. Так возник блок НАТО. За первые 5 лет существования НАТО (1948–
1953 гг.) расходы этого блока возросли с 18,5 до 65, 5 млрд долларов.
Вскоре СССР оказался окружен военными блоками: СЕАТО,
СЕНТО, АНЗЮС.
В мае 1955 г. был создан военно-политический союз под руко-
водством СССР – Организация Варшавского Договора, в которую
вошли СССР, Польша, Чехословакия, ГДР, Венгрия, Болгария, Алба- ния, Румыния. Таким образом, противостояние двух великих держав стало противостоянием двух военно-политических блоков.
Другой важнейшей областью противостояния и потенциального конфликта двух держав и их союзников была гонка вооружений. Атомная бомба, сброшенная на Хиросиму в августе 1945 г., заставила СССР направить все силы на создание собственного атомного ору- жия. В 1949 г. США стало известно об успешном испытании в СССР атомной бомбы. С этого времени военно-политическое соперничест- во приобрело новый характер – монополия США в этой области была ликвидирована. В США в связи с этим принимается решение о со- вершенствовании ядерного оружия и средств его доставки. В 1952 г. США испытали первую водородную бомбу, через 10 месяцев подоб- ное оружие было испытано в СССР. В 50-е гг. шло быстрое создание в обеих странах новых носителей ядерного оружия. Появились мощ- ные межконтинентальные баллистические ракеты, первые атомные подводные лодки-ракетоносцы. Соперничество СССР и США приня- ло форму гонки ракетно-ядерных вооружений.
Открытой пробой военных сил противостоящих блоков стала война в Корее (1950–1953 гг.), поставившая человечество на грань третьей мировой войны.