Функции государственного регулирования и управления в области использования и охраны земель
К основным функциям, составляющим содержание государственного регулирования и управления в области использования и охраны земель, можно отнести:
• учёт земель и ведение государственного земельного кадастра;
• прогнозирование и планирование использования и охраны земель;
• распределение и перераспределение земель;
• землеустройство;
• контроль за использованием и охраной земель;
• разрешение земельных споров в административном порядке. Вопросы учёта земель и ведения государственного земельного кадастра урегулированы Кодексом Республики Беларусь о земле. В частности, статья 1 Кодекса определяет, что государственный земельный кадастр представляет собой совокупность сведений и документов о правовом режиме, состоянии, качестве, распределении, хозяйственном и ином использовании земель и земельных участков. Земельный кадастр предназначен для реализации земельного законодательства, регулирования земельных отношений, управления земельными ресурсами, проведения землеустройства, оценки и планирования хозяйственной деятельности землепользователей, землевладельцев и собственников земли. Ведение государственного земельного кадастра обеспечивается топографо-геодезическими, аэрофотогеодезическими, картографическими, почвенными, геоботаническими и другими обследованиями и изысканиями, агрометеорологическими наблюдениями, регистрацией землевладений и землепользовании, учётом и оценкой земель.
В соответствии с Кодексом Республики Беларусь о земле (статья 84) государственный земельный кадастр ведётся специально уполномоченным государственным органом по земельным ресурсам и землеустройству по единой для всей республики системе за счёт средств государственного и местного бюджетов. Таким органом является Государственный комитет по имуществу (Госкомимущество). В соответствии с Положением о Госкомимуществе, утверждённым постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. № 958 (с измен. и дополн.), данный республиканский орган государственного управления организует работу по землеустройству, обеспечивает ведение государственного земельного кадастра и мониторинга земли, формирует единый государственный банк данных о земельных ресурсах республики, организует в установленном порядке обеспечение заинтересованных лиц информацией о земле.
Прогнозирование и планирование использования и охраны земель осуществляются в рамках государственных экологических программ. Разработка прогноза проводится в схемах использования и охраны земельных ресурсов, которые подразделяются на республиканские и региональные, на период не менее 15 лет. Кроме того, Советом Министров Республики Беларусь 22 июня 2004 г. одобрена Национальная стратегия устойчивого развития страны, в которой определены меры по рациональному землепользованию [Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г.: одобрена Национальной комиссией по устойчивому развитию Республики Беларусь (Протокол № 11/15 ПР от 6 мая 2004 г.) и Президиумом Совета Министров Республики Беларусь (Протокол № 25 от 22 июня 2004 г.). – Минск : Юнипак, 2004. – 204 с.].
В результате распределения и перераспределения земель происходит возникновение и прекращение права землевладения и землепользования. Правовыми формами этой функции являются предоставление и изъятие земель. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667 изъятие и предоставление земельных участков осуществляется сельскими, поселковыми, районными, Минским городским, областными исполнительными комитетами, администрациями свободных экономических зон (если это право было им делегировано соответствующими областными, Минским городским и городскими (городов областного подчинения) исполнительными комитетами).
Граждане в соответствии со статьёй 22 Кодекса о земле имеют право участвовать в рассмотрении затрагивающих их права и защищаемые законом интересы вопросов, связанных с принятием государственными органами решений об изъятии и предоставлении, изменении целевого назначения земельных участков, с установлением и прекращением ограничений (обременений) прав на земельные участки, посредством обращения в местные Советы депутатов, исполнительные комитеты, органы территориального общественного самоуправления. Кроме того, граждане могут участвовать в местных референдумах, проведении общественной экологической экспертизы, собраниях и пр., а также действовать через общественные объединения в соответствии с законодательством.
Землеустройство является важнейшей функцией государственного регулирования и управления землями; это комплекс юридических, экономических и технических мероприятий, направленных на регулирование и совершенствование земельных отношений, повышение эффективности использования и охраны земель, сохранение и улучшение окружающей среды (планирование землепользования, инвентаризация земель, установление и закрепление границ объектов землеустройства, проведение других землеустроительных мероприятий).
Государственный контроль над использованием и охраной земель заключается в обеспечении соблюдения всеми землепользователями, землевладельцами и собственниками земельных участков, в том числе арендаторами, государственными и общественными органами требований земельного законодательства. Данный вид контроля осуществляется специально уполномоченным государственным органом – Государственным комитетом по имуществу, Минприроды и иными государственными органами.
В условиях перехода экономики на рельсы рыночных отношений, осуществления земельной реформы, перераспределения земель возникают споры, связанные с правом владения и правом пользования землёй. Порядок разрешения земельных споров в административном порядке урегулирован статьями 92–95 Кодекса о земле. Более подробно вопросы разрешения земельных споров будут рассмотрены в главе 10 настоящего учебника.