Основные традиции интерпретации теории «Третьего Рима»
«Третий Рим», теория которого была создана в первой четверти XVI в. старцем псковского Елеазарова монастыряФилофеем, в истории русской мысли стал чрезвычайно многозначным символом. В последующих интерпретациях «Третий Рим» предстает то как
8 Поучение Владимира Мономаха // БЛДР. Т. 1. С. 463.
Глава 3 |
«ФИЛОФЕЕВ ЦИКЛ» |
последнее в земной историихристианское государство, которое волею божественного промысла призвано исполнить ответственную историческую миссию — быть политическим гарантом «покоя» Церкви» то, напротив, — какцарство антихриста, свидетельство близкого наступления которого разглядят старообрядцы в «изрушении» патриархом Никоном «древнего благочестия», то как великаятоталитарная империя относительно недавнего прошлого, экспансионистские притязания которой объяснялись идущим из глубины XVI в. духом мессианизма.
Возможность таких взаимоисключающих интерпретаций идеи «Третьего Рима»,во-первых, обусловлена лаконизмом и афористичностью формулы Филофея: «Все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя, согласно пророческим книгам, это и есть Ромейское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать».9 Во-вторых, столь пристальное внимание к идее «Третьего Рима» и ее разноречивые трактовки особенно в XX в. объясняются тем, что в истории русской мысли Филофей впервые заводит разговор о России как охристианской империи,понятие которой, сложившееся в византийской политической философии, выражало неразрывную, «симфоническую», связь империи и христианской Церкви.
Послания Филофея впервые были опубликованы в60-х годах XIX в. За полтора века обсуждения теории в научной и публицистической литературе сложилось несколько основных традиций ее интерпретации: 1)византиноцентристская, акцентирующая внимание нарелигиозном либополитическом аспектах преемственности России по отношению к Византии; 2)империалистическая (тоталитаристская); 3)универсалистская.
В 80-х годах XIX в. под влиянием русско-турецкой войны 1877-1878 гг., роста национально-освободительного движения на Балканах теория «Третьего Рима» приобретает устойчивую связь с так называемымвосточным вопросом. Его возникновение во внешней политике России связано с политическими переменами, которые произошли вследствие падения Византии в середине XV в. и завоевания православных славянских народов Балканского полуострова и Малой Азии турками-османами. История же восточного вопроса состояла в по-лытках России «восстановления нарушенных государственных и территориальных прав христианских народов и в освобождении их
9 Послания старца Филофея // БЛДР. Т. 9. СПб., 2000. С. 291-305.
Раздел VI ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
от мусульманской власти».10 Таким образом, в 1880-х годах теория «Третьего Рима» используется в целях идеологического оформления актуальных внешнеполитических задач России: освобождение православного Востока от турецкого ига, решение проблемы черноморских проливов, завоевание, или «возвращение» (Ф. И. Тютчев), Константинополя. Идея «Третьего Рима» получает вследствие этого византиноцентристскую интерпретацию, согласно которой концепция Филофея обосновывала историческое право России быть преемницей павшей в 1453 г. Византии в религиозном либо политическом отношении.Религиозный смысл такой преемственности усматривался в том, что Россия как Третий Рим унаследовала прежде всего религиозное призвание Византии — Второго Рима — быть хранительницей православной веры.Политический аспект преемственности выражался в присвоении России миссии по освобождению православных славянских народов от турецкого ига и подчинению занятой мусульманами территории бывшей христианской империи власти православного царя. Существенным недостатком византино-центристской интерпретации теории «Третьего Рима» является отсутствие осмысления образа «Первого Рима», присутствующего, однако, в исторической концепции Филофея, в результате чего идея «Третьего Рима» подменяется понятием «второго Константинополя».
Символ «Второго Рима» — Константинополя в рамках визан-тиноцентристской интерпретации мог иметь какположительнуюоценку, определяемую славянофильскими симпатиями комментаторов идей Филофея, так иотрицательную, примером которой служит концепция «византизма» русского философаВ. С. Соловьева. Достаточно вспомнить его стихотворение «Панмонголизм» (1894):
Судьбою павшей Византии
Мы научиться не хотим.
И все твердят льстецы России:
Ты — третий Рим, ты — третийРим.
Пусть так! Орудий Божьейкары
Запас еще не истощен.
.Готовит новые удары
Рой пробудившихся племен.
Смирится в трепете и страхе
Кто мог завет любви забыть...
'° Успенский Ф. И. История Византийской империи XI-XV вв. Восточный вопрос. М., 1997. С. 655.
ГямаЗ |
«ФИЛОФЕЕВ ЦИК/!» |
И третий Рим лежит во прахе, А уж четвертому не быть."
Рассматривая Россию как «ответственную преемницу Византии», В. С. Соловьев, однако, полагал, что Россия унаследовала прежде всего отрицательные черты византийской культуры, обусловившие ее гибель: «языческую идею абсолютного государства» и принципы цезаропапизма, т. е. безусловного подчинения церкви государству.12 В интерпретации В. С. Соловьева, являющейся отражением споров «западников» и «славянофилов», Третий Рим предстает как враждебно противопоставившее себя Западу «восточное царство», с национальной исключительностью которого и боролся Петр I. Наряду с историческим образом Третьего Рима, представленным у В. С. Соловьева в западнической интерпретации, в его работах присутствует и «проективный» образ Третьего Рима как будущей религиозной миссии России. По мнению философа. Третий Рим должен явиться «третьим, примиряющим две враждебные силы (Восток и Запад. —Е. Т.) началом». В своем проекте соединения церквей В. С. Соловьев отводит России роль силы, призванной осуществить религиозное примирение между православной (восточной) и католической (западной) церквями.'3
В работахН. А. Бердяева получила обоснованиеимпериалистическая, или тоталитаристская, трактовка идеи «Третьего Рима», которая была призвана объяснить тоталитаризм Советской России и ее империалистические притязания. В интерпретации Н. А. Бердяева, основанной на случайном, но броском совпадении числительных, «Третий Рим» предстает как символический и исторический прообраз современного мыслителю «Третьего Интернационала». Московское царство, убежден Н. А. Бердяев, «собиралось и оформлялось под символикой мессианской идеи» «Третьего Рима», в которой он усматривает «империалистический соблазн».14 Империалистический элемент обусловил «духовный провал» идеи «Третьего Рима»: «Русский народ не осуществил своей мессианской идеи о Москве как Гретьем Риме... Вместо Третьего Рима в России удалось осуществить ^етий Интернационал, и на Третий Интернационал перешли многие ^рты Третьего Рима. Третий Интернационал есть тоже священное
" Соловьева. С. «Неподвижно лишь солнце любви». М., 1990. С. 88-89.
Соловьев В. С. Соч. В 2 т. М., 1989. Т. 1. С. 244, 261. 13 Там же. С.72-74.
Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. С. 9.
Раздел VI ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ СРВДНЕВЕКОВЬя
царство и оно тоже основано на ортодоксальной вере. Это есть трансформация русского мессианизма».15 Во многом под влиянием Н. А. Бердяева, работы которого переводились на европейские языки, империалистическая трактовка формулы «Третьего Рима» накануне и особенно после Второй мировой войны служила объяснением советского экспансионизма. Подобная политизированная трактовка теории «Третьего Рима» свидетельствует об известной профанации, упрощении теории Филофея, забвении ее христианских корней.
Универсалистский подход к объяснению теории «Третьего Рима» обосновывает современная исследовательницаН. В. Синицына.По ее мнению, в краткой формуле Филофею удалось изложить целостную христианскую философию мировой истории, включив в нее Россию, показать преемственную связь московского царства с христианскими империями прошлого и высказать пророчество о судьбе России как последнего в земной истории православного государства, призванного «до скончания века» охранять основанную Христом Церковь.'6