Проблемы правопонимания в современной юридической науке
Правопонимание является ключевым аспектом всей проблематики современной теории права. От того, какой
концепции права придерживается исследователь, на каких методологических позициях он стоит, зависят и его
дальнейшие теоретические построения, касаются ли они вопросов источников права или природы прав человека,
суверенитета народа или существования гражданского общества, системы права или правовой системы.
Общепринятым является то, что тип правопонимания- это определенный образ права, хар-мый совок-тью
наиболее общих теор. признаков права и наиболее общих признаков практического (ценностного) к нему
отношения.
Основное практическое и теоретическое значение правопонимания и права состоит не в том, что это одна из
форм отражения и выражения реально сущ-щих явлений, вещей (этот аспект смело можно назвать
второстепенным), а именно в том, что наше сознание - в данном случае в форме правосознания - не только
отражает объективный мир, но и во многом творит, создает его. Правовые явления как продукт сознания - это
результат нашей интерпретации, нашего субъективного понимания, и поэтому это всегда нечто неадекватное,
нетождественное и в этом смысле нечто новое в сравнении с «освоенными» сознанием реальными.
С точки зрения философского подхода правопонимания, имеет особое значение различие и
отождествление права и закона, это и обозначает принципиальное отличие между двумя противоположными
типами правопонимания, которое можно назвать соответственно юридическим и легистским.
Для юр. правопониманиявопрос «что такое право?» является подлинным, действительной проблемой. Для
лигистского же подхода такого вопроса не сущ-ет, для него право - это уже официально данное,
действующие, позитивное право.
Сложилось несколько походов к пониманию права:
1. нормативный (узкое понимание права) - право - система регулирующих человеческое поведение правил, исходящих от государства и контролируемых им - отождествление права и закона;
2. нравственный (философский; широкое понимание права) - право - идеологическое явление (идеи, принципы, идеалы), отражающие концепции справедливости, свободы человека и формального равенства людей (право
и закон могут не совпадать). Если нормы законодательства соответствуют естественной природе человека, не противоречат его естест. неотъемлемым правам, тогда они составляют право;
3. социологический (широкое понимание права) - право - не то, что задумано и записано законодателем, а то, что получилось в действительности, в практической деятельности (право не сводится к закону); право составляют правоотношения и складывающийся на их основе правопорядок. Законодатель не создает норму права, а закрепляет лишь то, что сложилось на практике;
4. психологический - право - не реальность, а комплекс переживаний человека, а права и обязанности существуют не реально, а в сознании того, кто в данную минуту переживает конкретные юридические чувства и мысли. Единственный источник права - индивидуальное сознание.
3 основных типа правопонимания:
• нормативный,
• нравственный (философский),
• социологический.
1. Нормативный подход (этатистский)(Шершеневич, Кельзон): право всегда явл. созданием гос-ва или
опосредовано гос-вом. Право - это совок-ть норм (правоповедение), устан-мых или санкц-мых гос-вом в форме
закона.
Нормат. правопонимание основывается на теории позитивного права, отождествляющего право и закон. Гос.
власть явл. источником права, чел. Имеет права в силу их закрепления в актах гос-ва, а не в силу своей природы,
след-но, только нормы законов выступают истинным правом.
Кельзон - «чистая теория права» - чистота юр. науки означает исключение из нее идеологических и ценностных
составляющих; основа - субъективный идеализм.
Шершеневич: гос-во - это единствен. источник права, он отождествляет гос-во с законом. Нормы конст. права не
могут иметь правового хар-ра, т.к. гос-во не может принуждать себя к их исполнению.
(+) данного подхода:
1) он фиксирует посредством норм права границы дозволенного и запрещенного поведения;
2) указывает на прямую связь права и гос-ва, его общеобязательность;
3) подчеркивает, что право обладает формальной определенность;
4) право - всегда принудитольно;
5) право - это волевой акт гос-ва. (-) данного подхода:
1) отрицаются естественные, неотъемлемые права человека;
2) создается иллюзия, что принятия закона достаточно для решения соц. проблем;
3) не раскрывается право «в действии»;
4) право отождествляется с формой его выражения - зак-вом.
2.Нравственный (философский) подход- естественно-правовой (в античности - Цицерон; Гроций, Локк,
Руссо) - основывается на теории естеств-го права.
Право - идеологическое явление, отражающее идеи справедливости, свободы человека и формального равенства
людей.
Нравств. подход пирзнает важнейшим началом права его духовное, идейное, нравственное начало, т.е.
представления людей о праве. Если нормы зак-ва соотв-ют ествественной природе чел., не противоречат естеств.
Неотъемлемым правам, то тогда они составляют право. Т.е. наряду с зак-вом, сущ-ет высшее, подлинное право
как идеал, отражающее справедливость, свободу и равенство в обществе. Поэтому право и закон могут не
совпадать.
Античность: право отождествлялось с разумными законами природы, которым должно подчиняться все живое.
Средние века: ест. право - воля Бога - право получило теологическое обоснование (Фома Аквинский).
17-18 в.: ест. право связывали с правами и свободами чел., как принадлежащими ему от природы (Гроций, Локк,
Руссо).
Новейшее время: естественное право - идеал, на который должно равняться позитивное право. Идеал -
соответствие совок-ти нравственных требований действующему в гос-ве праву (Чичерин, Соловьев).
(+) данного подхода:
1) стремится приблизить право к нравственному идеалу, право трактуется как безусловная ценность;
2) ест. право сущ-ет независимо от гос-ва, общества и сознания чел., т.е. это социальная реальность;
3) ест. право постоянно и неизменно, оно абсол. добро;
4) различает право и закон, не любой закон явл. правовым. (-) данного подхода:
1) расплывчатое представление о праве;
2) негативное отношение к закону;
3) возможность субъективной оценки гражданами, должн. лицами,… законов;
4) невозможность отделить право от морали.
3.Социологический подход- предопределила «школа свободного права» (Эрлих) - живое право народа,
основанное не на законе, а на свободном усмотрении судей. Право - административные акты, судебные решения,
приговоры, обычаи, правосознание судей, правоотношения и юридические нормы.
Право должно рассматриваться только в действии (в процессе применения). Нормотворчество – судьи. Под
правом в данной теории понимается совокупность правовых отношений, возникающих и существующих
независимо от норм, сложившийся в жизни социальный порядок, в конечном итоге – фактический образ
деятельности правительств, судов. Это приближает понимание права к реальной жизни, но теоретически
обосновывает административный и судебный произвол.
(+)данного подхода:
1) придается большое значение судебной и арбитражной практике, свободе судейского усмотрения, изучению
эффективности правовых норм и юридической практики;
(-) данного подхода:
1) есть опасность размывания понятия права, оно становится неопределенным;
2) возможность произвола со стороны судебных и административных органов, так как любые их действия будут признаваться правом;
3) игнорируется тот факт, что право ость не деятельность его субъектов, а регулятор их деятельности,
общественных отношений. Нельзя действия наделять свойствами регулятора.
В юридической науке социологический и философский подходы принято именовать широким пониманием права, а нормативный — узким.