М. Опубликование акта

Общие принципы опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов: Конституцией Российской Федерации (ч. 3 ст. 15) установлено: законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Основные варианты вступления в силу нормативных правовых актов.

1) по истечении определенного количества дней со дня официального

опубликования акта. Количество дней для каждого из видов актов устанавливается в специально принимаемых нормативных правовых актах (законах и актах президента). Эти нормативные правовые акты, регулирующих порядок опубликования и вступления в силу разных видов актов, названы ниже.

Это является общим правилом. Однако очень часто делаются исключения. О них говорится как о следующих вариантах вступления в силу нормативных правовых актов.

2) по истечение того количества дней со дня официального опубликования акта, которое указано в самом акте. Например, в ч. 1 ст. 71 Федерального закона «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» сказано, что закон вступает в силу по истечении шести месяцев после дня его официального опубликования.

Закон был опубликован в «Российской газете» и соответственно вступил в силу 1 февраля 2005 г.

3) с даты, указанной в самом акте или специально принимаемом одновременно с ним нормативных правовых актах (пример последнего акта – Федеральный закон от 18 декабря 2006 года № 231-ФЗ «О введение в действие четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации». Сама часть четвертая ГК РФ была принята как Федеральный закон № 230-ФЗ). С определенной даты обычно вступают в силу важнейшие законы, такие как кодексы. Обычно они вступают в силу с первого числа месяца или даже с первого января. Это делается для удобства всех лиц, которые будут действовать в соответствии с данным законом. При этом между подписанием закона и его вступлением в силу может пройти значительное время. Четвертая часть Гражданского кодекса РФ подписана Президентом РФ 18 декабря 2006 года, а вступила в силу с 1 января 2008 г.

4) со дня наступления определенного события. Пример – Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. № 152н, в п. 2 которого сказано: «Установить, что настоящий Приказ вводится в действие со дня вступления в законную силу решения Верховного Суда Российской Федерации от 26 мая 2006 г. № ГКПИ06-499».В основном этот вариант применяется в отношении не акта в целом, а его отдельных частей. Так, в ч. 3 ст. ст. 71 Федерального закона «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» сказано: «Положения статей 50, 51 и 55 настоящего Федерального закона вступают в силу в отношении федеральных гражданских служащих одновременно с вступлением в силу указа Президента Российской Федерации о денежном содержании федеральных гражданских служащих».

5) со дня официального опубликования. Этот вариант обычно применяется при вступлении в силу подзаконных актов. Законы в таком порядке вступают в сиду довольно редко, но и это бывает. Вот, к примеру, ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: «Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статей 18 и 21 настоящего Федерального закона».

6) со дня подписания. В силу вышеназванного принципа ст. 15 Конституции РФ этот вариант распространяется на акты, не затрагивающие права и обязанности граждан и организаций, то есть в основном на нормативные правовые акты, имеющие ведомственный и локальный характер (в том числе, например, указы Президента РФ, касающиеся государственных органов).

Особенностиопубликования и вступление в силу отдельных видов нормативных правовых актов.

1) опубликование и вступление в силу федеральных конституционных законов и федеральных законов. Этот вопрос регулируется Федеральным законом от 25 мая 1994 № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». По установленному в законе общему правилу, Федеральные конституционные законы, федеральные законы, и акты палат Федерального Собрания Российской Федерации вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня официального опубликования в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации» (с 26 октября 1999 г. также и в «Парламентской газете»), если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу (ст.ст. 4 и 6 названного Федерального закона). Надо иметь в виду, что день, в который издается выпуск «Собрания законодательства Российской Федерации» не может считаться днем его обнародования, так как указанная дата, как свидетельствуют выходные данные, совпадает с датой подписания издания в печать. Соответственно, с этого момента еще реально не обеспечивается получение информации о содержании закона его адресатами. Конституционный Суд Российской Федерации в п. 6 мотивировочной части постановления от 24 октября 1996 № 17-П определил, что датой официального опубликования закона должна считаться дата его опубликования в «Российской газете».

2) опубликование и вступление в силу нормативных правовых актов Президента и Правительства РФ регулируется Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти». Акты Президента Российской Федерации, носящие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 7 дней после их официального опубликования в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации», если в акте Президента Российской Федерации не указан иной порядок вступления в силу. Иные акты Президента Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания (п.п. 2, 5 и 7 названного Указа). Постановления Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 7 дней после дня их официального опубликования Иные постановления Правительства Российской Федерации, в т.ч. содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями Правительства Российской Федерации не предусмотрен иной порядок их вступления в силу.

Распоряжения Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня их подписания.

3) опубликование и вступление в силу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.Производится в соответствии с п. 8 и п. 9 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»: акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Порядок государственной регистрации нормативных актов в Минюсте РФ определен Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.97 № 1009.

4) опубликование и вступление в силу нормативных правовых актов органов государственной власти Республики Башкортостан.По данному вопросу действуют Закон РБ от 11 мая 1995 года № 1-з «О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Башкортостан, актов Государственного Собрания Республики Башкортостан и его Палат». Другие документы, регулирующие рассматриваемый вопрос – Указ Президента РБ от 26 сентября 1996 г. № УП-629 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Республики Башкортостан и актов Кабинета Министров Республики Башкортостан», постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 1 июня 1998 года № 112 «О порядке опубликования нормативных правовых актов министерств, государственных комитетов и ведомств Республики Башкортостан», Правила подготовки нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 1 июня 1998 года № 111.

5) опубликование и вступление в силу нормативных правовых актов местного самоуправления.Регулируются особо в каждом муниципальном образовании. К примеру, в г. Уфе применяется Регламент внесения проектов муниципальных правовых актов в Совет городского округа город Уфа Республики Башкортостан. В пунктах 5.1. и 5.2. сказано следующее: «Муниципальные правовые акты, утвержденные Советом или Президиумом Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан, подписанные председателем Совета городского округа город Уфа РБ, передаются в Секретариат Совета городского округа город Уфа РБ для регистрации и опубликования (обнародования). Регистрация, опубликование (обнародование) документов производится в срок не более семи дней с момента их подписания. Опубликование проводится в газете «Вечерняя Уфа» и на официальном сайте Совета городского округа город Уфа РБ. Муниципальные правовые акты могут быть доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио.

6) опубликование и вступление в силу локальных нормативных правовых актов. Этот вопрос урегулирован, в частности, ч. 7 ст. 12 Трудового кодекса РФ: «Локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем либо со дня, указанного в этом локальном нормативном акте, и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. В отношениях, возникших до введения в действие локального нормативного акта, указанный акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие».

План семинарского занятия на тему: «Юридическая техника

Правотворчества».

1. Виды (формы) правотворчества по субъектам правотворческого процесса.

2. Виды (формы) правотворчества по характеру полномочий.

3. Виды (формы) правотворчества по объекту (результатам) правотворческого процесса.

4. Стадии правотворческого процесса.

Литература для подготовки к семинару

Авакьян С.А. Общественный фактор в законотворчестве: некоторые

проблемы и предложения. //Электрон. поисковая прогр. «КонсультантПлюс».

Баландин А.А. Современное законотворчество и проблемы обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина во внутригосударственном законодательстве. //Электрон. поисковая прогр. «КонсультантПлюс».

Боголюбов С.А. Культура законодательной техники. // Электрон. поисковая прогр. «КонсультантПлюс».

Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / Под ред. А.Я. Сухарева. – М.: ИНФРА-М, 2006. – С. 576.

Брычева Л.И., Пчелинцев С.В. Психологические аспекты законотворческого процесса: современный взгляд. // Электрон. поисковая прогр. «КонсультантПлюс».

Ермолаева А.В. Документы субъектов Российской Федерации: Учебное пособие. – М.: Юристъ, 2005. – С. 9-142.

Ерыгина В.И. Политические партии как участники правотворческого процесса. // Электрон. поисковая прогр. «КонсультантПлюс».

Источники российского права: вопросы теории и истории: Учебное пособие / Отв. ред. М.Н. Марченко. – М.: Норма, 2005. – С. 179-205.

Калачева С.А. Как оформить приказ. – М.: Книга сервис, 2006. – С. 3-67.

Калмыкова А.В. О соблюдении правил законодательной техники в проектах технических регламентов, принимаемых в форме федерального закона. //Электрон. поисковая прогр. «КонсультантПлюс».

Картухин В.Ю. Основные закономерности использования законодательной техники в правовой практике субъекта Российской Федерации: анализ проблем совершенствования. // Электрон. поисковая прогр. «КонсультантПлюс».

Картухин В.Ю. Отдельные аспекты использования юридической терминологии как средства законодательной техники в правотворчестве субъектов Российской Федерации. //Электрон. поисковая прогр. «КонсультантПлюс».

Кашанина Т.В. Юридическая техника: учебник. – М.: ЭКСМО, 2007. – С. 138-142, 151-154, 249-268, 268-307, 439-464.

Ковтун Н. Дефекты законодательной техники вызывают трудности в правоприменении. // Электрон. поисковая прогр. «КонсультантПлюс».

Мамаева Е.А. К вопросу о понятии «правотворческая деятельность юриста». // Электрон. поисковая прогр. «КонсультантПлюс».

Мамаева Е.А., Машарова Т.В. Содержание и структура правотворческой деятельности. // Электрон. поисковая прогр. «КонсультантПлюс».

Малюшин А.А. Судебное правотворчество в процессе правоприменения. // Электрон. поисковая прогр. «КонсультантПлюс».

Марченко М.Н. Теория государства и права: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – С. 552-560.

Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 4-е изд.,

перераб. и доп. – М., 2005. – С. 194.

Общая теория государства и права. Академический курс в 3 т. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Отв. ред. Марченко. Т. 2. – М., 2002. – С. 254-255.

Панько К.К. Некоторые аспекты уголовного законотворчества. // Электрон. поисковая прогр. «КонсультантПлюс».

Пахомова Н.Н. Цивилистическая теория корпоративных отношений. // Электрон. поисковая прогр. «КонсультантПлюс».

Романова Е.В. Экзамен по основам техники юридического письма. – С. 18-23

Сафина С.Б. Юридическая техника. - Уфа, БАГСУ, 2004. – С. 82-86, 97-114.

Суханов Е.А. Современное законотворчество в области гражданского права.

Тихомиров Ю.А. О правилах законодательной техники. // Электрон. поисковая прогр. «КонсультантПлюс».

Хабибуллин А.Г. Теоретико-методологические проблемы законотворчества в условиях глобализации. // Электрон. поисковая прогр. «КонсультантПлюс».

Храмцов А.В. Понятие и конституционно-правовая сущность правотворчества. // Электрон. поисковая прогр. «КонсультантПлюс».

Червонюк В.И. Теория государства и права: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006. –С. 384-387, 394-405, 427-442.

Чухвичев Д.В. Законодательная техника. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2006. – С. 70-126, 70-160..

Чухвичев Д.В. Особенности законодательной техники при проведении кодификации.

Шейнин Л. Недостатки законодательной техники Российской Федерации. // Электрон. поисковая прогр. «КонсультантПлюс».

Шугрина Е.С. Техника юридического письма. – М.: Издательство «Дело», 2001. – С. 40-42.

Наши рекомендации