Советский Союз в 1985-1991гг. Перестройка. Россия в современных условиях (1991-2002 гг.)
методические рекомендации
1.В начале необходимо отметить, что со смертью И.В. Сталина 5 марта 1953 г. наступает длительный кризис власти, вызванный отсутствием легитимности ее передачи. Затем следует подчеркнуть, что развернувшаяся борьба за власть между тремя ключевыми фигурами: Г. М. Маленковым,
Л.П. Берией и Н.С. Хрущевым была объективно и борьбой за выбор варианта общественного развития. Смерть И. В. Сталина стала началом конца созданной им тоталитарной системы и началом перехода к новому курсу во внутренней политике.
Почему послесталинское руководство сразу же начало реформы? Что общего и особенного в отношении к реформированию страны у Г.М. Маленкова, Л.П. Берии и Н.С. Хрущева? Почему борьба за власть завершилась победой Хрущева? Раскрывая вопрос о либерализации политического режима, необходимо отметить то влияние, которое оказывало на общественное сознание развенчание культа Сталина на XX съезде. Важно отметить, что уже в середине50-х г. была проведена некоторая либерализация существовавшей в стране тоталитарной системы. Система тоталитарного страха была во многом разрушена.
Какие изменения в партийной жизни, государственном строительстве произошли в 1953-1964гг? Какие примеры свидетельствуют о непоследовательности и ограниченности политических преобразований, начатых Н. С. Хрущевым?
Необходимо выделить основные тенденции экономического развитияСССР в 1953-1964 гг. Следует проанализировать причины нараставших в начале 60-х годов трудностей в промышленности и сельском хозяйстве. Оцените реформу управления, предпринятую Н. С. Хрущевым. Покажите ее положительные и отрицательные стороны.
При этом можно подчеркнуть, что в 50-60-е годы особенно усилились поиски «панацеи», чудодейственного средства, способного разом разрешить запутанные проблемы. Решающим средством подъема промышленности стала реформа административного управления сельского хозяйства - освоение целины и «кукурузная кампания», а всей совокупности сложившихся проблем - форсированное продвижение к коммунизму на волне народного энтузиазма. В чем заключались противоречивость и ограниченность экономических реформ Хрущева?
Следует отметить, что достижением послесталинского руководства в 50-е годы было масштабное повышение уровня жизни населения, сопоставимое разве что с периодом нэпа. По существу, впервые в истории СССР было развернуто массовое жилищное строительство. Каковы достижения социальной политики периода "оттепели"?
Обратите внимание, что первое десятилетие после смерти Сталина ознаменовалось значительными переменами в духовной жизни. Взятые вместе, они оцениваются как начало «оттепели» , наступившей после долгой сталинской зимы. Что означала политика "оттепели" в духовной сфере? Ответьте, как изменилась политика властей в отношении культуры? Какие произведения рассматриваемого периода вы знаете? Следует отметить то новое, что появилось в образовании, достижения в области науки и техники.В чем вы видите противоречивый характер "оттепели" в духовной сфере?
Рассматривая основные тенденции советской внешней политики, следует отметить, что после смерти Сталина в советском руководстве восторжествовала доктрина мирного сосуществования государств с различным общественным строем. Заметно улучшились отношения СССР с западными державами. В 1959 произошло беспрецедентное событие: советский лидер Хрущев нанес визит в США и совершил длительную поездку по «цитадели мирового империализма». В тоже время в начале 60-х годов Китай и СССР превратились друг для друга «во врага №2» (первым был американский империализм). Проанализируйте данный феномен.
Следует заметить, что периоды некоторого потепления отношений с Западом сменялись кризисами, грозившими перерасти в вооруженные столкновения. Прокомментируйте данный вывод на примерах антисталинской революции в Венгрии в 1956г., Карибского кризиса 1962г и т.д. Кроме того, важно подчеркнуть, что с 50-хгг. противоборство социалистического Востока и капиталистического Запада начинает смещаться из Европы в страны «третьего мира». Можно сделать вывод о том, что к середине 60-х гг. произошла определенная стабилизация международных отношений. Подумайте, как бы вы в целом могли охарактеризовать период «оттепели», его место в последующей истории страны.
ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ X, §1.
1. Аксютин Ю.В., Волобуев О.В. XX съезд КПСС: новации и догмы. М., 1991.
2. Вербицкая О.М. Российское крестьянство. От Сталина к Хрущеву. М., 1992.
3. 3убкова Е.Ю. Маленков и Хрущев: личный фактор в политике после сталинского руководства. // История Отечества. 1995. №4.
4. 3убкова Е.Ю. Общество и реформы (1945-1964). М., 1993.
5. Медведев Р.А. Н.С. Хрущев: политическая биография. М., 1990.
6. Опенкин Л.А. Оттепель: как это было (1953 - 1955 гг.). М., 1991.
7. Пыжиков А.В. Проблема культа личности в годы хрущевской оттепели.//Вопросы истории. 2003. №4.
8. Рейман М. Послевоенное соперничество и конфликты в советском политическом руководстве. //Вопросы истории. 2003.№3.
9. Симонов Н. С. Военно-промышленный комплекс СССР в 1920–1950-е гг.: темпы экономического роста, структура, организация производства и управление. М., 1996.
10. Судоплатов П. А. Спецоперации. М., 1997.
11. Фурсенко А.А. Новые данные о Карибском кризисе 1962 г. //Новая и новейшая история. 2003. №5.
12. Хрущев Н. С. Воспоминания: Избранные фрагменты. М., 1997.
2.Отметим, что вторая половина 60-х - середина 80-х годов были периодом нарастания негативных явлений во всех сферах жизни общества. Они проявлялись в стагнации экономики, росте оппозиционных настроений населения, падении авторитета СССР на международной арене. Отставка с руководящих и государственных постов Н С Хрущева в октябре 1964 г, как показало последующее двадцатилетие, стала важной вехой советской истории.
Подумайте, чем можно объяснить причины быстрого и относительно безболезненного отстранения Хрущева от власти? Первым секретарем ЦК КПСС (с 1966г. - Генеральным секретарем) стал Л.И. Брежнев, находившийся в течение многих лет на партийной работе. Именно он был одним из инициаторов и организаторов смещения Н.С. Хрущева. Человек осторожный, консервативный, он более всего стремился к стабильности общества.
Необходимо отметить, что пришедшая к власти «команда» Брежнева в соответствии со сложившимися обстоятельствами и личными склонностями «лидера» привели к утверждению консервативного курса. Противоборство мнений по вопросу о выборе путей дальнейшего развития общества завершилось поворотом от реформаторства периода хрущевской "оттепели" к умеренно-консервативному курсу в политике и идеологии.
Своеобразным импульсом к утверждению открыто консервативного курса во внутренней политике СССР послужила «пражская весна» и ввод советских войск в Чехословакию в августе 1968г. Подумайте, в чем проявился консервативно-охранительный курс в 70-е годы? Каково его влияние на усиление противоречий общественного развития и нарастание кризисных явлений? Чем было вызвано появление диссидентского движения? Какую роль в истории страны оно сыграло? Дайте характеристику Конституции СССР 1977г. В чем вы видите особенности общественно-политического развития СССР в середине 60-х- середине 80-х гг.?
Необходимо остановиться на анализе причин и результатов реформы 1965г. Следует подчеркнуть, что реформа 1965г. приостановила наметившееся уже в 50-х годах падение темпов роста промышленного производства и несколько стабилизировала сельскохозяйственное производство. Но верно также и то, что реформа 1965г. обернулась контрреформой, усилившей централизацию и позиции ведомственной бюрократии. Попытка совместить административно-командную систему с материальным стимулированием выявила неэффективность плановой, безрыночной экономики. На что сделало главную ставку в экономическом развитии брежневское руководство в 70-е годы?
Подчеркнем, что основной тенденцией развития экономики в 70-е годы начале 80-х годов стало падение эффективности производства и производительности труда. Особенно неблагоприятным выглядело экономическое положение СССР на фоне мировой экономики. Приведите сравнительные данные экономического развития СССР и США в рассматриваемый период. Отметим, что в конце 60-х -70-е гг. СССР стал терять ранее завоеванные позиции в сфере освоения космоса. В чем это выразилось? Важно подчеркнуть, что развитые страны Запада переходили в 1970 - 80-е годы к новому информационному (постиндустриальному) обществу, характеризующемуся резким увеличением роли непроизводственной (особенно образовательной) сферы, индивидуализацией потребления. В отличие от аграрного и индустриального общества, где главным богатством был «осязаемый» капитал (земля, фабрики и т.д.), на эту роль все более начинают претендовать знания, информация. В промышленности происходит свертывание «традиционных отраслей» (добывающая промышленность, металлургия, некоторые сферы машиностроения и т.д.). Осуществляется переход к ресурсосберегающим технологиям, наукоемким производствам (микроэлектроника, информатика, робототехника, новые материалы, биотехнология), тогда как СССР по-прежнему осуществлял расширенное воспроизводство индустриальной структуры с упором на традиционные отрасли. Следует отметить те негативные процессы, которые наблюдались в социальной сфере. Одним из первых, кто попытался вывести страну из состояния стагнации, грозившей кризисом всей системе, был Ю.В. Андропов. В ноябре 1982 г. (после кончины Л.И. Брежнева) он стал Генеральным секретарем ЦК партии. Чего хотел добиться Ю. В. Андропов, и каким образом?
Рассматривая основные тенденции развития духовной сферы, необходимо подчеркнуть, что кризисные явления в советском обществе не могли не отразиться на развитии образования, науки и культуры. Нужно отметить положительные результаты, достигнутые в этой сфере, следует сказать, что имелись большие различия в уровне образования городского и сельского населения. Качество образования не только не улучшалось, но всё более отставало от требований времени, научно- технического прогресса. Рост численности вузов не сопровождался улучшением качества подготовки студентов.
Обратите внимание, что развитие науки было весьма противоречивым. Можно подчеркнуть, что со второй половины 60-х годов идеологический диктат по отношению к средствам массовой информации и учреждениям культуры резко усилился.
Какие новые формы воздействия властей на творческую интеллигенцию появились в эти годы? Каковы основные тенденции развития духовной сферы в СССР в 60-80-е гг.? Определите характерные черты и укажите противоречия в жизни народа в 60-80-е гг.
Определяя основные задачи советской внешней политики в годы правления Брежнева, можно выделить следующее: недопущение распада мировой социалистической системы; нормализация отношений с Западом; поддержка «дружественных» режимов и движений в странах «третьего мира».
У брежневского руководства оказалось два серьезных достижения: обеспечение военно-стратегического паритета с США и политика «разрядки» начало 70-х годов. В чем состоит главная причина того,что и советское руководство,и лидеры западных стран пошли в первой половине 70-х гг на разрядку международной напряженности?
Отметьте основные вехи нормализации отношении между Востоком и Западом с конца 60-х - середины 70-х. годов. Известно, что кульминацией процесса разрядки международной напряженности стало подписание 1 августа 1975 г. в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Когда и в связи с чем завершилась полоса разрядки международной напряженности? Что явилось поводом для этого? Объясните, почему период разрядки оказался недолгим?
Внешняя политика советского руководства в 1965-1985 гг. прошла путь от конфронтации с Западом (во второй половине 60-х годов) к разрядке (70-е годы) и от нее - к новому обострению международных отношений (в конце 70-х - начало 80-х), поставившему человечество на грань новой мировой войны. Дайте оценку характера отношения СССР с социалистическими, капиталистическими, развивающимися странами в середине 60-х-середине
80-х гг.
ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ Х, §2.
1. Александров-Агентов А. М. От Коллонтай до Горбачева М., 1994.
2. Алексеев Л. История инакомыслия в СССР. М., 1992.
3. Арбатов Г.А. Затянувшееся выздоровление (1953-1985). М., 1991.
4. Берия: конец карьеры. М, 1991.
5. Л.И. Брежнев: Материалы к биографии. М., 1991.
6. Бурлацкий Ф. Вожди и советники. М., 1990.
7. Денисова Л. Н. Исчезающая деревня: Нечерноземье России в 1960-1980 гг. М., 1996.
8. Медведев Р.А. Личность и эпоха. Политический портрет Л.И. Брежнева. М., 1991.
9. На пороге кризиса: Нарастание застойных явлений в партии и обществе. М., 1990.
10. Премьер известный и неизвестный: Воспоминания о А. Н. Косыгине. М, 1997.
11. Советская внешняя политика в годы "холодной войны" /Под ред. Л Н. Нежинского. М., 1995.
3.Начать освещение вопроса желательно с предыстории «перестройки». Необходимо пояснить, что заставило руководство М.С. Горбачева начать преобразования. При этом следует отметить, что к концу 70-х началу 80-х годов во всех областях общественной жизни явственно чувствовалось загнивание. Попытайтесь разобраться в чем проявилось стадиальное отставание СССР от развитых стран Запада? В чем заключалась необходимость модернизации страны? Почему к середине 80-х гг. были исчерпаны возможности старой системы в СССР?
В середине 80-х годов к власти в стране пришла группа молодых, энергичных работников, ранее тесно сотрудничавших с Ю.В. Андроповым. В марте 1985 г Генеральным секретарем ЦК КПСС стал М.С. Горбачев. По инициативе М.С. Горбачева начинается осуществление того, что в начале стало называться совершенствованием социализма, затем перестройкой, а в конце концов реформами.
Далее можно остановиться на тех новациях, которые предложил Горбачев в политике и экономике. Следует подчеркнуть, что если в экономике «перестройка» началась с постановки задач «ускорения» социально-экономического развития, то в духовной и политической жизни ее лейтмотивом стала «гласность». Раскройте понятие "ускорение" и "гласность". Объясните, почему существовавшая политическая система превратилась в главный тормоз общественного развития.
Попытайтесь сформулировать определение «перестройки». Каковы ее этапы и характерные черты? Какие социальные силы поддержали проведение реформ? Выясните, какое влияние политика гласности оказала на другие сферы культурной жизни. Необходимо отметить значительный вклад в «революцию умов» литературных критиков, экономистов и публицистов. Важно подчеркнуть, что именно политика гласности во многом определила необратимый характер перемен в обществе, раскрепостив сознание миллионов. В чем причины радикализации реформ в 1985-1990 гг.?
В 1988 году на XIX Всесоюзной конференции КПСС впервые за годы советской власти был поставлен вопрос о необходимости глубокой реформы политической системы. Какие меры были приняты для этого реформирования? Важно подчеркнуть, что в 1988 году в стране появляются первые независимые общественно-политические организации и партии. Назовите их. В чем заключаются основные причины возникновения новых политических партий в СССР? Дайте оценку политических преобразований в стране за годы перестройки?
В конце 1989 и в 1990 гг. реформирование экономической системы приняло широкие масштабы, включая перестройку отношений собственности во всех отраслях народного хозяйства (кроме оборонной и тяжелой промышленности). Была провозглашена новая цель экономической реформы - не ускорение, а переход к рыночной экономике.
Дайте оценку основным этапам экономического реформирования в СССР за годы перестройки. Назовите причины неудач в реформировании экономики в эти годы. Охарактеризуйте программу "500 дней". Почему она так и не была принята?
Придя к власти, М.С. Горбачев подтвердил традиционные приоритеты СССР в сфере международных отношений. Но уже на рубеже 1987 - 1988 гг. вних вносятся принципиальные коррективы в духе" нового политического мышления". Далее необходимо дать определение и раскрыть содержание философско-политической концепции, получившей название «новое политическое мышление». Выделите основные направления внешней политики, базирующиеся на данной концепции.
Укажите основные последствия проводимой советским руководством новой политики. Важнейшим из них стало то, что лед международной конфронтации был взломан и СССР выступил лидером радикальной перестройки международных отношений, означающей окончание «холодной войны». Какие меры были предприняты советским руководством для ядерного разоружения? В чём вы видите причины распада социалистического содружества? Оцените результаты осуществления политики "нового политического мышления" в 1985 - 1991 гг.
Укажите основные проявления и причины кризиса перестройки. Необходимо выяснить, чем был вызван августовский (1991 год) путч в Москве и каковы его последствия. При этом можно отметить, что важнейшим последствием его явилось заявление 8 декабря 1991 г. «о создании Содружества Независимых Государств».Подумайте, существовала ли объективная неизбежность распада Союза, или это связано с позицией лидеров союзных республик? Можно ли было сохранить Советский Союз?
Отметим, что "перестройка", задуманная и осуществленная частью партийно-государственных лидеров с целью демократических перемен во всех сферах жизни общества, закончилась. Правопреемником СССР стала Россия - уже иное государство, строящее свои отношения с бывшими союзными республиками на межгосударственной основе.
После распада СССР руководству России предстояло продолжить курс на демократическое преобразование общества и создание правового государства. В числе первоочередных задач было принятие мер по выходу страны из экономического и политического кризиса. Надлежало создать новые органы управления народным хозяйством, сформировать российскую государственность. Назовите основные направления перехода экономики России к рынку.
Отметим, что основная роль в процессе перехода к рынку отводилась приватизации (разгосударствлению) собственности. Ее результатом должно было стать превращение частного сектора в преобладающий сектор экономики.
Далее необходимо рассмотреть основные положения и результаты экономических реформ Е.Т. Гайдара. Чем объясняются радикализм и незавершенность гайдаровских реформ? Выясните, почему проведение реформ резко усилило социальную напряженность? В чем заключались основные причины противостояния Б.Н. Ельцина и Верховного Совета России? Каковы причины событий октября 1993 г., и каковы их итоги? Каковы особенности Конституции 1993 года?
Почему в России произошло обострение межнациональных проблем? Каковы пути их решения? Как вы можете оценить первые итоги экономических реформ в России? Каковы на сегодняшний день основные достижения и провалы российских реформ? Попытайтесь разобраться, чем характеризуется развитие страны на современном этапе?
Отметим, что 2000-2001 гг. в социально-экономическом и политическом развитии страны произошли серьезные позитивные перемены, что во многом связано с активной политикой, проводимой В.В. Путиным, одержавшим в марте 2000 г. на президентских выборах убедительную победу.
Отношения исполнительной и законодательной властей приобрели конструктивный характер, что позволило приступить к провидению налоговой, судебной, земельной, банковской реформ, принять закон о государственной символике Российской Федерации и др.
Как можно, на ваш взгляд, оценить современное социально-экономическое состояние Российской Федерации? Какие проблемы вызывают наибольшее оживление в дискуссиях, имеющих место сегодня в российском обществе? Каковы особенности развития образования, науки и культуры в современной России? При подготовке ответа обратите внимание на раскрытие следующих позиций:
· рынок и культура: негативное и позитивное влияние рынка;
· утраты и приобретения в культуре;
· что такое коммерциализация досуга?
Как вы думаете, почему в последнее десятилетие в широких кругах населения возрос интерес к истории нашей Родины? Какие из тенденций в культуре начала XX в. получили продолжение в современном мире? Дайте характеристику постмодернизму. Выскажите свое отношение к этому явлению культурной жизни.
И в заключение отметим, что распад СССР изменил положение России на международной арене, ее политические и экономические связи с внешним миром. После распада союзного государства Российская Федерация выступила как правопреемница СССР на международной арене, заняв место постоянного члена Совета Безопасности ООН и утвердив за собой статус великой ядерной державы.
Сравните задачи внешнеполитической деятельности, которые ставились в СССР в 1980 — начале 1990-х гг. и в новой России. Чем были вызваны эти изменения? Составьте тезисы ответа по теме: «Успехи и проблемы внешней политики России в 1990-е гг.». В чем и по каким причинам возникли болевые точки взаимоотношений России и стран Запада? Опираясь на материалы современных СМИ, проиллюстрируйте свои выводы. На ваш взгляд, происходит процесс стирания противоречий или их углубление?
Почему и в чем произошла смена приоритетов российской дипломатии в середине 1990-х гг.?
Определите место России в мировом сообществе и в СНГ. Укажите основные направления внутриполитической деятельности российского руководства. Когда, почему и чем завершилась "холодная война"?
Подумайте, какие глубинные социально-политические процессы происходят в Российской Федерации, в бывших советских республиках? Охарактеризуйте взаимоотношения России со странами СНГ. Назовите основные проблемы этих взаимоотношений. Возможно ли в будущем появление действительно разумно организованного союза свободных и независимых государств?
К ТЕМЕ Х, §3.
1. Алексеев В.В., Алексеева Е.В. Распад СССР в контексте теорий модернизации и имперской эволюции. //Отечественная история. 2003. №5.
2. Гайдар Е.Т. Государство и эволюция. М., 1995.
3. Горбачев - Ельцин: 1500 дней политического противостояния. М., 1992.
4. Ельцин Б.Н. Записки президента. М., 1994.
5. Жуков В.И. Реформы в России 1985-1995 гг. М., 1997.
6. Зудин А.Ю. Режим В. Путина: контуры новой политической системы. //Общественные науки и современность. 2003. № 2.
7. Медведев Р.А. За кулисами августа. Загадки Фороса. //Отечественная история. 2003. №7.
8. Медведев Р.А. Почему распался Советский Союз? //Отечественная история. 2003. №4.
9. Медведев Р.А. Андрей Сахаров и Александр Солженицын. // Вопросы истории. 2001. №11-12.
10. Новопашин Ю.С. Размышления нашем недавнем прошлом. // Вопросы истории. 2001. №6.
11. Пихоя Р.Г. Советский союз: История власти. 1945-1991 гг. М., 1998.
12. Ричард Пайпс. О русской истории, социализме и перестройке //Диалог. 1991. №5.
13. Россия сегодня: политический портрет в документах 1985-1991 гг. М., 1991.
14. Рыжков Н.И. Перестройка: история предательства М., 1992.
15. Рябинкин С. Новейшая история России (1991–1997). Спб., 1997.
16. Сахаров А. Д. Нобелевская лекция: Мир, прогресс, права человека Статьи и выступления. М., 1990.
17. Симония Н.А. Становление бюрократического капитализма в России (1992–1998). //Свободная мысль. 2000. №3,4.
18. Смирнов В.С. Экономические причины краха социализма в СССР. // Отечественная история. 2002. №6.
19. Согрин В. Политическая история современной России. М., 1994.
20. Солженицын А.И. Россия в обвале. М., 1998.
21. Чешко С.В. Распад Советского Союза. Этнополитический анализ. М., 1996.
22. Филатов С.А. Что значит для России Конституция 1993 г.? //Общественные науки и современность. 2003. №6.
Контрольные вопросы
1-й модуль
1. Каковы основные черты, характеризующие своеобразие российской цивилизации?
2. Россия – евразийская страна. Что это значит? Какое влияние это оказало на ее историю?
3. Какие народы были соседями славян и формировались одновременно с ними?
4. Что такое «великое» переселение народов? Какими причинами оно было вызвано?
5. Какое влияние на развитие славян оказала эпоха «великого» переселения народов? Как разворачивалась восточнославянская колонизация Восточно – Европейской равнины?
6. Чем характеризуются хозяйственная деятельность и социальные отношения восточных славян в VIII-IX вв.?
7. Какое место занимали восточнославянские земли в системе международных отношений в VIII- первой половине IX вв.?
8. Когда возник путь «из варяг в греки»? В чем состоит его историческое значение?
9. Чем характеризуются быт, нравы и верования восточных славян до образования древнерусского государства? Каковы особенности язычества древних славян?
10. Каковы предпосылки образования государства у восточных славян?
11. Когда и каким образом сформировалось государство Русь? Какую роль в этом сыграли варяги?
12. В чем суть норманской теории? Согласны ли вы с ее положениями? Какова, на ваш взгляд, роль выходцев из Скандинавии в процессе формирования государства Русь?
13. Назовите первых русских князей. Чем они знамениты?
14. Каковы основные направления внешнеполитической деятельности Киевской Руси?
15. Какие походы предпринимались на Византию? Каковы их результаты? В чем их историческое значение?
16. В чем причины языческой реформы Владимира I? Каковы причины принятия христианства и в чем заключается историческое значение христианизации Руси? Как крещение Руси повлияло на ее историю?
17. Какие изменения в древнерусском обществе произошли в эпоху Ярослава Мудрого? В чем проявился расцвет Киевской Руси?
18. Укажите общее и особенное в генезисе феодализма в Европе и на Руси?
19. Какой была социальная структура Киевской Руси, ее эволюция?
20. Чем характеризуется политическое устройство русских земель и социальный состав русского общества в XI – XIIвв.? Как развивался аппарат государственного управления на Руси?
21. Что такое «Русская правда»? Как и почему изменялось ее содержание во время от Ярослава Мудрого до Владимира Мономаха? Как на основе изменения текста «Русской правды» можно проследить перемены, происходившие в жизни Руси?
22. Какова была направленность деятельности Владимира Мономаха как киевского князя? Можно ли считать его продолжателем дела
Владимира I, Ярослава Мудрого?
23. В чем заключалось своеобразие древнерусской культуры?
24. Какое влияние на культуру Руси оказала культура Византии?
25. Какие факты подтверждают мысль о том, что Русь была страной высокого уровня развития культуры?
26. Охарактеризуйте по своему выбору наиболее выдающихся исторических деятелей Киевской Руси?
27. Каковы причины раздробленности? В чем сходство и различие перехода к политической раздробленности на Руси и в Западной Европе?
28. Каково соотношение «княжеского» и «вечевого» начал в древнерусской государственности и чем обусловлены особенности государственного устройства и управления в Новгородском государстве, Владимиро-Суздальском княжестве?
29. Каковы особенности русской культуры в XII – начале XIII в.? Назовите наиболее значительные памятники этой эпохи.
30. Каким образом новгородскому князю Александру Невскому удалось пресечь попытки экспансии шведов и немцев в Восточной Прибалтике?
31. Поясните, в чем состояли причины успешных завоевательных походов монголо-татарской армии?
32. Сравните степень развития Монгольской державы и Руси
в XIII в.
33. Чем, на Ваш взгляд, можно объяснить трагический для Руси исход битвы на Калке?
34. Каковы причины поражения русских княжеств в борьбе с монголо-татарским нашествием?
35. Каковы итоги монголо-татарского нашествия и в чем состояла угроза Западно-Европейской экспансии?
36. Какие точки зрения существуют по вопросу о последствиях монголо-татарского нашествия для Руси?
37. В чем конкретно заключалось монголо-татарское иго? Чем характеризуются русско-золотоордынские отношения?
38. Каковы непосредственные последствия нашествия и долговременные структурные сдвиги в русском обществе, произошедшие в результате его?
39. В чем заключаются итоги золотоордынского господства, и какое влияние оно оказало на развитие русской государственности?
40. Какова роль золотоордынского господства в обособлении юго-западных земель? Охарактеризуйте причины и значение распада единой древнерусской народности и образования русского, украинского и белорусского народов.
41. Назовите общие и отличительные черты развития русских земель в XIII-XV вв. Какие предпосылки объединения русских земель проявляются в условиях развития и укрепления хозяйства?
42. Почему именно Северо-Восточная Русь стала центром формирования Российского государства?
43. Почему Москва возглавила процесс объединения русских земель? Могли ли эти функции взять на себя другие города (Тверь, Владимир, Новгород и т.д.)?
44. Почему Русь смогла одолеть противника в Куликовской битве?
45. Почему только спустя 100 лет после Куликовской битвы пало монголо-татарское иго? Что позволило его свергнуть?
46. Какие факторы способствовали созданию единого Российского государства?
47. Какие отрасли культуры получили наибольшее развитие в XIII-XV вв.? Назовите наиболее значительные памятники этой эпохи.
48. Какая из исторических фигур Руси XIII-XV вв. в наибольшей степени передает дух эпохи? Свой выбор обоснуйте.
49. Какие черты Судебника 1497 г. показывают, что это свод законов единого государства?
50. В чем заключается сущность и каково значение теории «Москва – III Рим»?
51. Укажите основные тенденции, характерные для развития Западной и Центральной Европы в XV в. Почему различия с Россией приобрели с этого времени принципиальный характер?
52. Как складывалось российское самодержавие и в чем его отличие от западноевропейского абсолютизма?
53. В чем проявилось укрепление центральной власти во времена Ивана IV? Какое значение имело венчание на царствование Ивана IV?
54. Охарактеризуйте политическую систему правления Ивана IV и его историческую роль как реформатора общественно – политической жизни России? В чьих интересах проводились реформы Избранной рады?
55. Каковы основные внешнеполитические успехи и неудачи Российского государства в период правления Ивана IV?
56. Назовите причины перехода от политики реформ конца 40-х – 50-х гг. к опричному террору.
57. Что такое «опричнина»? Каковы причины и сущность опричной политики? В чем проявился опричный террор? Против кого он был направлен?
58. В чем заключается взаимосвязь между опричниной и Ливонской войной? Каковы итоги Ливонской войны?
59. Почему в 1572 г. опричнина была отменена? Изменилась ли сущность политики Ивана IV после отмены опричнины?
60. В чем заключались последствия опричнины Ивана Грозного и какие точки зрения существуют по поводу ее социальной сущности? Каким образом итоги опричнины оказали влияние на начало Смутного времени?
61. Чем было вызвано формирование российского типа феодализма в целом? Каковы его характерные признаки? Сравните данный тип феодализма с европейским, в чем состоят отличия?
62. Как складывалось крепостное право в России и в чем его отличия от аналогичных процессов в странах Центральной Европы? Какими законодательными актами закреплялась собственность феодалов на крестьян, как шло дальнейшее их закрепощение в XV – XVI вв.?
63. Как образование единого государства повлияло на развитие культуры конца XV-XVI вв.? Каковы основные достижения культуры в развитии культуры в XVI в.?
64. Каковы были основные тенденции развития Европы и России в XVII в.? Какие территории вошли в состав Российского государства? Чем объяснялся огромный масштаб колонизации?
65. Какие социально – политические условия жизни стали предпосылками для такого исторического явления, как «смутное время»?
66. Каковы характерные черты внутренней и внешней политики Бориса Годунова?
67. Почему Борису Годунову не удалось утвердиться на русском троне? Чем был обусловлен феномен самозванчества?
68. За счет чего удалось выйти из Смуты? Какую роль сыграло народное ополчение Минина и Пожарского в борьбе с иноземными захватчиками?
69. В чем заключаются причины роста национального самосознания на завершающем этапе Смуты? В каких исторических условиях началось царствование династии Романовых?
70. Каковы итоги смутного времени? Каковы были тенденции дальнейшего социально – экономического развития страны?
71. Как шло политическое развитие России после Смуты? Как происходило усиление самодержавия и какие политические институты власти способствовали складыванию абсолютной монархии России?
72. Почему XVII в. называют «бунташным» и какую объективную роль сыграли народные выступления?
73. В чем причины и сущность раскола? Каковы социокультурные последствия церковной реформы и раскола?
74. Какие основные задачи стояли перед Россией во внешней политике после Смутного времени? В чем состоит историческое значение воссоединения Украины с Россией?
75. Назовите старые и новые тенденции, проявившиеся в русской культуре XVIIв. Выделите наиболее выдающиеся культурные памятники
XVII в.
76. Что нового появилось в XVIII в. в социально – экономической и политической жизни Европы? В чем проявилась антифеодальная и антиабсолютистская направленность идеологии Просвещения?
77. Почему многие исследователи считают преобразования Петра I «центральным пунктом нашей истории» (выражение В.О. Ключевского)?
78. В чем была цель поездки «Великого посольства»? Какое влияние оказала поездка на Петра? Какую роль в деятельности Петра I играли ценности европеизации?
79. Раскройте характер и особенности Северной войны. Каковы итоги войны? В чем причины победы России?
80. Чем были вызваны петровские реформы? Какие факторы подталкивали их дальнейшее проведение? Выделите основные направления преобразований Петра I по реформированию государственного управления, экономики, созданию Синода, «Табели о рангах» и т.д.?
81. Каковы основные результаты реформ Петра I? За счет чего они были достигнуты? Какое влияние оказали реформы Петра I на социально экономическое развитие России?
82. Какое влияние, на ваш взгляд, Петр Великий оказал на историю России?
2-й модуль
1.Какой период отечественной истории принято называть «эпохой дворцовых переворотов»? Какова сущность и причины дворцовых переворотов?
2.Проанализируйте основные тенденции социально-экономического и политического развития России в 1725 – 1762 гг.? Сумели ли наследники Петра сохранить и приумножить доставшееся им «наследство»?
3.Что такое «просвещенный абсолютизм»? В чем заключалась сущность и какова роль «просвещенного абсолютизма» в России?
4.Охарактеризуйте внутреннюю политику Екатерины II. Какие этапы внутренней политики выделяются в период ее правления?
5.Какие изменения в социальном положении и политической роли дворянства произошли в период правления Екатерины II? Каково значение жалованных грамот дворянству и городам? Почему время Екатерины II называют «золотым веком» дворянства?
6.Как изменилось положение крестьянства во второй половине XVIII в.? Как развивалось крепостное право в XVIII в.? В чем заключаются причины и итоги крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева?
7.Подведите итоги внутренней политики Екатерины II. Каковы особенности российского абсолютизма?
8.Охарактеризуйте цели и направления внешней политики России в годы правления Екатерины II. Чем характеризуется место России в системе международных отношений к концу XVIII в.?
9.Охарактеризуйте личность Екатерины II и ее роль в истории России. Какова оценка современников и историков царствования
Екатерины II?
10. В чем состоят характер и особенности политического режима Павла I?
11. В чем заключается историческая несостоятельность попыток свержения дворянских привилегий?
12. В чем проявляется противоречивый характер внешней политики Павла I?
13. Проанализируйте основные причины глубоких изменений в области культуры и быта в XVIII в., их обусловленн