Русская культура XVI—XVIII вв

Развитие культуры в XVI в.После образования единого Русско­го государства в конце XV—XVI в. появилось немало произведе­ний о путях дальнейшего развития страны. Недаром XVI век назы­вают веком публицистики. Дворянин Иван Пересветов в сочине­нии, предназначенном для Ивана Грозного, выдвинул идею со­здания государства с безграничной властью правителя над его подданными. Однако управлять он должен был, держа в узде круп­ных землевладельцев, в интересах «простых воинников», т. е. дво­рян. С иными предложениями выступил Андрей Курбский, напи­савший после бегства в Литву несколько произведений и посла­ний Ивану Грозному. Он считал, что царь, если он хочет блага своей стране, должен править в согласии не только с боярами, но и с выборными от всех свободных сословий («всенародными че­ловеками»). Иван Грозный в ответных посланиях Курбскому ра­зоблачал крамолы бояр и доказывал, что именно их измены и становятся причиной гибели государства. Поэтому царь по своей воле, в которой выражается воля Бога, должен «казнить и мило­вать» любых своих подданных.

В XVI в. в русской архитектуре возник национальный шатровый стиль. Наиболее выдающимися памятниками этого стиля стали церковь Вознесения в селе Коломенском и находящаяся недалеко церковь Иоанна Предтечи в селе Дьякове. Символом России стал Покровский собор «на рву» (храм Василия Блаженного) на Крас­ной площади. Он был возведен зодчими Постником Яковлевым и Бармой в 1554— 1561 гг. в честь взятия Казани.

В XVI в. вокруг многих городов были построены каменные сте­ны. Наиболее известным создателем укреплений в России был Ф.С. Конь. Им построены стены Белого города в Москве, стены Смоленска и т.д.

Начало книгопечатания.Важнейшим событием XVI в. стало распространение книгопечатания. Первая печатная книга на славян­ском языке с кириллическим шрифтом была отпечатана в Крако­ве в конце XV в. В начале следующего столетия такие книги изда­вал западнорусский просветитель Франциск Скорина.

В Москве первые книги напечатали в 50-е гг. XVI в. Однако точ­ная дата их издания, как и имена печатников, неизвестны. В 1564 г. священник Иван Федоров издал знаменитый «Апостол». Этот год и считается годом начала русского книгопечатания. В «Апостоле» не было ни одной опечатки. После отъезда Ивана Федорова в Великое княжество Литовское, где он продолжал издавать книги, в том числе напечатал первую русскую азбуку и первую полную печатную Биб­лию, типография в Москве продолжала действовать.

Культура России XVII в.Почти весь XVII век прошел в непре­рывных военных столкновениях. Борьба с западными соседями заставила пристальнее приглядеться к их быту. Необходимо было понять преимущества Запада и попытаться, усвоив их, обратить в свою пользу.

Сближение с Западом вносило в сознание русских людей це­лый ряд новых понятий. Заимствование военной и промышлен­ной техники, приемов ведения хозяйства открывало перед рус­скими людьми новую перспективу деятельности, непривычную по форме и содержанию, и тем самым приучало даже к иному образу мыслей.

Под Москвой на месте нынешнего Лефортова возникла Не­мецкая слобода — целый уголок западноевропейского быта. По­явившиеся новая мебель, статуэтки, зеркала, хитро украшенные часы, столы и стулья «немецкой» и «польской» работы вносили заметные изменения в интерьер царского дворца и боярских дво­ров. Выходили многочисленные переводы с латинского, немец­кого, польского языков.

По царскому почину возникли в Москве «комедийные дей­ства». Они устраивались пастором Грегори с помощью москов­ской молодежи из иноземцев. Пастор стал затем обучать «коме­дийному делу» и русских. Среди них были и первые на Руси «кре­постные актеры» — дворовые люди боярина А. С. Матвеева. Они же играли на музыкальных инструментах и танцевали на западно­европейский манер.

Процесс обмирщения культуры шел в России на протяжении всего XVII в. Культура постепенно выходила из-под церковного влияния.

Расцвет русской общественной мысли первой четверти XVII в. связан с появлением ряда повествований о Смутном времени. Наиболее известными из них являются «Сказание» Авраамия Палицына, «Временник» дьяка Ивана Тимофеева, «Словеса» князя Ивана Хворостинина.

Ярким представителем официальной публицистики был монах Симеон Полоцкий. Переехав в 1661 г. в Москву, он стал учителем царских детей. Симеон был первым придворным поэтом, сочи­нявшим оды в честь царской семьи. Идеи древнего благочестия ярко отражены в «Житии» протопопа Аввакума, автобиографии вдохновителя движения старообрядцев. На протяжении столетия появляются разнообразные бытовые повести, рисующие повсед­невную жизнь простых людей — «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином суде», «Калязинская челобитная».

В XVII в. существенным изменениям подверглось зодчество. Хотя основным строительным материалом по-прежнему оставалось де­рево (вершиной деревянного зодчества XVII в. был роскошный царский дворец в Коломенском, не сохранившийся до наших дней), все больший размах приобретает кирпичное строитель­ство.

Мастера начали использовать многоцветные изразцы, фигур­ный кирпич, белокаменные детали, что придавало постройкам торжественный праздничный вид. Расцвета достигло традицион­ное храмовое искусство. В XVII в. был построен величественный Ростовский кремль.

Изобразительное искусство было представлено, прежде всего, иконописью. Старая иконописная традиция постепенно утрачи­вала свои позиции, не выдерживая натиска новых веяний.

Самым выдающимся живописцем был Симон Ушаков. Он был руководителем иконописной мастерской, писал иконы и парсу­ны, миниатюры и фрески. Под его руководством были расписаны Архангельский и Успенский соборы, Грановитая палата в Мос­ковском Кремле. Больше всего Ушаков интересовался изображе­нием человеческого лица. Используя традиционные иконографи­ческие приемы, он стремился к мягкости переходов, с помощью игры света и тени добивался объемности и реальности изобра­женных ликов.

Признаки обмирщения культуры обнаруживаются и в про­свещении. Были открыты первые светские школы для детей. Пер­вый печатный букварь, составленный Василием Бурцевым, был опубликован еще в 1634 г. В 1666 г. при Заиконоспасском монас­тыре открылась школа, готовившая подьячих для приказов. В 1680 г. появилась школа при Печатном дворе, основным предметом в которой был греческий язык. В 1687 г. в России открылось первое высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия. Развитие культуры в XVIII в.Мощный толчок в развитии куль­туры связан с именем Петра I. Изменения коснулись всех обла­стей культуры. Так, большие перемены ощущались в изобрази­тельном искусстве. Именно тогда в России появились первые художники, полностью отошедшие от традиций церковной живописи (А. Матвеев, И. Никитин). Тогда же происходит становление русской науки. По указу Петра, уже после его смерти в 1725 г., была открыта Академия паук, ставшая со временем мощным науч­ным центром.

Крупнейшим русским ученым XVIII в., научная деятельность которого была связана с Академией наук, был Михаил Васильевич Ломоносов. По некоторым отраслям науки, таким, как физика, хи­мия, минералогия и др., его можно назвать первым русским спе­циалистом. Ломоносовым была создана первая русская химическая лаборатория. Он разработал технологию изготовления специальной художественной смальты из стекла, из которой он собрал несколь­ко картин, прежде всего "Полтавскую баталию». Ломоносов зани­мался и вопросами минералогии. Сразу же по вступлении в акаде­мию он начал обработку коллекции минералов, купленных Пет­ром Великим за границей и собранных путешественниками по Сибири, и позднее опубликовал своеобразный каталог этой кол­лекции. Ломоносов был и реформатором русского литературного языка, талантливым поэтом своего времени.

Величайшей заслугой Ломоносова стало основание им первого русского университета в Москве в 1755 г.

Во второй половине XVIII в. русская наука достигла зримых успехов. Русские профессора постепенно всюду заменяли иност­ранных, лучшие представители которых также многое сделали для развития науки и просвещения в России. Так, ботаник Паллас дал подробное описание флоры России. Появился в России и первый профессиональный минералог — В. М. Севергин. Целый ряд гео­графов работали над исследованиями Российской империи. Нача­лись работы на побережье Ледовитого океана, продолжились на­чатые при Петре I гидрографические работы на Черном и Азов­ском морях.

Еще Петр намеревался создать систему школ, училищ для на­чального и среднего образования. Но только при Екатерине II были сделаны некоторые шаги по этому пути. В 1786 г. утвержден «Устав о народных училищах», согласно которому предполагалось учре­дить в губернских городах главные училища, а в уездных малые. Но, приняв «Устав», правительство не отпустило на содержание училищ никаких средств.

При Смольном монастыре в 1764 г. было основано закрытое женское учебное заведение с двумя отделениями — одно для девочек из благородных семей, другое — для мещанок. Учреждени­ем Смольного института было положено начало женскому обра­зованию в России.

В русском искусстве XVIII в. получили развитие такие направ­ления, как барокко, классицизм, просветительский реализм и сентиментализм.

Архитекторы, работавшие в стиле барокко, стремились уди­вить, поразить зрителя вычурностыо форм, грандиозностью и пышностью зданий. Наивысшего подъема стиль барокко достиг в первой половине XVIII в. в творчестве известного архитектора В. В. Растрелли, построившего Зимний дворец в Петербурге, Ека­терининский дворец в Царском Селе. Для русского барокко ха­рактерна многоцветная раскраска фасадов, придававшая зданиям особую праздничность и жизнерадостность.

Во второй половине XVIII в. на смену барокко приходит клас­сицизм, представленный такими выдающимися архитекторами, как В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, И. Е. Старое. Своеобразие рус­ского классицизма было во многом обусловлено особенностями национального просветительского движения XVIII в. Для класси­цизма характерны строгость и цельность мировоззрения, стрем­ление выдать реальное за идеальное.

Вместе с тем в русском искусстве, и особенно в литературе, классицизм соседствуете сентиментализмом и реализмом. Сплете­ние различных художественных течений обнаруживается в литера­турных образах, созданных Д. И. Фонвизиным и М.В.Ломоносовым, А.П.Сумароковым и Г.Р.Державиным, А. Н. Радищевым и И.А.Кры­ловым. Наиболее отчетливо просветительский реализм прослежи­вается в сатирических литературных жанрах, в живописном и скульп­турном портрете, в комедийном жанре.

В последней четверти XVIII в. возникает сентиментализм. Важ­нейшим представителем русского литературного сентиментализ­ма является Н. М. Карамзин — автор «Писем русского путешествен­ника», «Бедной Лизы». Карамзин был одним из первых авторов, показавших жизнь и чувства простых людей.

Ведущее место в формировании просветительской идеологии XVIII в. занимали //. И. Новиков и А. И. Радищев.

Н.И.Новиков вошел в историю как один из первых русских журналистов, он издавал журналы «Трутень», «Живописец», «Ко­шелек», «Пустомеля», где обличал помещиков-крепостников.

В 1790 г. вышло знаменитое произведение Н.А.Радищева — «Путешествие из Петербурга в Москву». В нем автор прямо поста­вил вопрос об уничтожении в России крепостного права, по­скольку считал, что от рождения все люди равны. Радищев отка­зывал дворянам в праве называться сынами Отечества, поскольку считал угнетателей своего народа недостойными этого имени. Прочитав книгу «Путешествие из Петербурга в Москву», Екате­рина II назвала ее автора «бунтовщиком хуже Пугачева». Автор был арестован и приговорен судом к смертной казни, заменен­ной ссылкой.

ТЕМА 9

Наши рекомендации