Русская культура XVI—XVIII вв
Развитие культуры в XVI в.После образования единого Русского государства в конце XV—XVI в. появилось немало произведений о путях дальнейшего развития страны. Недаром XVI век называют веком публицистики. Дворянин Иван Пересветов в сочинении, предназначенном для Ивана Грозного, выдвинул идею создания государства с безграничной властью правителя над его подданными. Однако управлять он должен был, держа в узде крупных землевладельцев, в интересах «простых воинников», т. е. дворян. С иными предложениями выступил Андрей Курбский, написавший после бегства в Литву несколько произведений и посланий Ивану Грозному. Он считал, что царь, если он хочет блага своей стране, должен править в согласии не только с боярами, но и с выборными от всех свободных сословий («всенародными человеками»). Иван Грозный в ответных посланиях Курбскому разоблачал крамолы бояр и доказывал, что именно их измены и становятся причиной гибели государства. Поэтому царь по своей воле, в которой выражается воля Бога, должен «казнить и миловать» любых своих подданных.
В XVI в. в русской архитектуре возник национальный шатровый стиль. Наиболее выдающимися памятниками этого стиля стали церковь Вознесения в селе Коломенском и находящаяся недалеко церковь Иоанна Предтечи в селе Дьякове. Символом России стал Покровский собор «на рву» (храм Василия Блаженного) на Красной площади. Он был возведен зодчими Постником Яковлевым и Бармой в 1554— 1561 гг. в честь взятия Казани.
В XVI в. вокруг многих городов были построены каменные стены. Наиболее известным создателем укреплений в России был Ф.С. Конь. Им построены стены Белого города в Москве, стены Смоленска и т.д.
Начало книгопечатания.Важнейшим событием XVI в. стало распространение книгопечатания. Первая печатная книга на славянском языке с кириллическим шрифтом была отпечатана в Кракове в конце XV в. В начале следующего столетия такие книги издавал западнорусский просветитель Франциск Скорина.
В Москве первые книги напечатали в 50-е гг. XVI в. Однако точная дата их издания, как и имена печатников, неизвестны. В 1564 г. священник Иван Федоров издал знаменитый «Апостол». Этот год и считается годом начала русского книгопечатания. В «Апостоле» не было ни одной опечатки. После отъезда Ивана Федорова в Великое княжество Литовское, где он продолжал издавать книги, в том числе напечатал первую русскую азбуку и первую полную печатную Библию, типография в Москве продолжала действовать.
Культура России XVII в.Почти весь XVII век прошел в непрерывных военных столкновениях. Борьба с западными соседями заставила пристальнее приглядеться к их быту. Необходимо было понять преимущества Запада и попытаться, усвоив их, обратить в свою пользу.
Сближение с Западом вносило в сознание русских людей целый ряд новых понятий. Заимствование военной и промышленной техники, приемов ведения хозяйства открывало перед русскими людьми новую перспективу деятельности, непривычную по форме и содержанию, и тем самым приучало даже к иному образу мыслей.
Под Москвой на месте нынешнего Лефортова возникла Немецкая слобода — целый уголок западноевропейского быта. Появившиеся новая мебель, статуэтки, зеркала, хитро украшенные часы, столы и стулья «немецкой» и «польской» работы вносили заметные изменения в интерьер царского дворца и боярских дворов. Выходили многочисленные переводы с латинского, немецкого, польского языков.
По царскому почину возникли в Москве «комедийные действа». Они устраивались пастором Грегори с помощью московской молодежи из иноземцев. Пастор стал затем обучать «комедийному делу» и русских. Среди них были и первые на Руси «крепостные актеры» — дворовые люди боярина А. С. Матвеева. Они же играли на музыкальных инструментах и танцевали на западноевропейский манер.
Процесс обмирщения культуры шел в России на протяжении всего XVII в. Культура постепенно выходила из-под церковного влияния.
Расцвет русской общественной мысли первой четверти XVII в. связан с появлением ряда повествований о Смутном времени. Наиболее известными из них являются «Сказание» Авраамия Палицына, «Временник» дьяка Ивана Тимофеева, «Словеса» князя Ивана Хворостинина.
Ярким представителем официальной публицистики был монах Симеон Полоцкий. Переехав в 1661 г. в Москву, он стал учителем царских детей. Симеон был первым придворным поэтом, сочинявшим оды в честь царской семьи. Идеи древнего благочестия ярко отражены в «Житии» протопопа Аввакума, автобиографии вдохновителя движения старообрядцев. На протяжении столетия появляются разнообразные бытовые повести, рисующие повседневную жизнь простых людей — «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином суде», «Калязинская челобитная».
В XVII в. существенным изменениям подверглось зодчество. Хотя основным строительным материалом по-прежнему оставалось дерево (вершиной деревянного зодчества XVII в. был роскошный царский дворец в Коломенском, не сохранившийся до наших дней), все больший размах приобретает кирпичное строительство.
Мастера начали использовать многоцветные изразцы, фигурный кирпич, белокаменные детали, что придавало постройкам торжественный праздничный вид. Расцвета достигло традиционное храмовое искусство. В XVII в. был построен величественный Ростовский кремль.
Изобразительное искусство было представлено, прежде всего, иконописью. Старая иконописная традиция постепенно утрачивала свои позиции, не выдерживая натиска новых веяний.
Самым выдающимся живописцем был Симон Ушаков. Он был руководителем иконописной мастерской, писал иконы и парсуны, миниатюры и фрески. Под его руководством были расписаны Архангельский и Успенский соборы, Грановитая палата в Московском Кремле. Больше всего Ушаков интересовался изображением человеческого лица. Используя традиционные иконографические приемы, он стремился к мягкости переходов, с помощью игры света и тени добивался объемности и реальности изображенных ликов.
Признаки обмирщения культуры обнаруживаются и в просвещении. Были открыты первые светские школы для детей. Первый печатный букварь, составленный Василием Бурцевым, был опубликован еще в 1634 г. В 1666 г. при Заиконоспасском монастыре открылась школа, готовившая подьячих для приказов. В 1680 г. появилась школа при Печатном дворе, основным предметом в которой был греческий язык. В 1687 г. в России открылось первое высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия. Развитие культуры в XVIII в.Мощный толчок в развитии культуры связан с именем Петра I. Изменения коснулись всех областей культуры. Так, большие перемены ощущались в изобразительном искусстве. Именно тогда в России появились первые художники, полностью отошедшие от традиций церковной живописи (А. Матвеев, И. Никитин). Тогда же происходит становление русской науки. По указу Петра, уже после его смерти в 1725 г., была открыта Академия паук, ставшая со временем мощным научным центром.
Крупнейшим русским ученым XVIII в., научная деятельность которого была связана с Академией наук, был Михаил Васильевич Ломоносов. По некоторым отраслям науки, таким, как физика, химия, минералогия и др., его можно назвать первым русским специалистом. Ломоносовым была создана первая русская химическая лаборатория. Он разработал технологию изготовления специальной художественной смальты из стекла, из которой он собрал несколько картин, прежде всего "Полтавскую баталию». Ломоносов занимался и вопросами минералогии. Сразу же по вступлении в академию он начал обработку коллекции минералов, купленных Петром Великим за границей и собранных путешественниками по Сибири, и позднее опубликовал своеобразный каталог этой коллекции. Ломоносов был и реформатором русского литературного языка, талантливым поэтом своего времени.
Величайшей заслугой Ломоносова стало основание им первого русского университета в Москве в 1755 г.
Во второй половине XVIII в. русская наука достигла зримых успехов. Русские профессора постепенно всюду заменяли иностранных, лучшие представители которых также многое сделали для развития науки и просвещения в России. Так, ботаник Паллас дал подробное описание флоры России. Появился в России и первый профессиональный минералог — В. М. Севергин. Целый ряд географов работали над исследованиями Российской империи. Начались работы на побережье Ледовитого океана, продолжились начатые при Петре I гидрографические работы на Черном и Азовском морях.
Еще Петр намеревался создать систему школ, училищ для начального и среднего образования. Но только при Екатерине II были сделаны некоторые шаги по этому пути. В 1786 г. утвержден «Устав о народных училищах», согласно которому предполагалось учредить в губернских городах главные училища, а в уездных малые. Но, приняв «Устав», правительство не отпустило на содержание училищ никаких средств.
При Смольном монастыре в 1764 г. было основано закрытое женское учебное заведение с двумя отделениями — одно для девочек из благородных семей, другое — для мещанок. Учреждением Смольного института было положено начало женскому образованию в России.
В русском искусстве XVIII в. получили развитие такие направления, как барокко, классицизм, просветительский реализм и сентиментализм.
Архитекторы, работавшие в стиле барокко, стремились удивить, поразить зрителя вычурностыо форм, грандиозностью и пышностью зданий. Наивысшего подъема стиль барокко достиг в первой половине XVIII в. в творчестве известного архитектора В. В. Растрелли, построившего Зимний дворец в Петербурге, Екатерининский дворец в Царском Селе. Для русского барокко характерна многоцветная раскраска фасадов, придававшая зданиям особую праздничность и жизнерадостность.
Во второй половине XVIII в. на смену барокко приходит классицизм, представленный такими выдающимися архитекторами, как В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, И. Е. Старое. Своеобразие русского классицизма было во многом обусловлено особенностями национального просветительского движения XVIII в. Для классицизма характерны строгость и цельность мировоззрения, стремление выдать реальное за идеальное.
Вместе с тем в русском искусстве, и особенно в литературе, классицизм соседствуете сентиментализмом и реализмом. Сплетение различных художественных течений обнаруживается в литературных образах, созданных Д. И. Фонвизиным и М.В.Ломоносовым, А.П.Сумароковым и Г.Р.Державиным, А. Н. Радищевым и И.А.Крыловым. Наиболее отчетливо просветительский реализм прослеживается в сатирических литературных жанрах, в живописном и скульптурном портрете, в комедийном жанре.
В последней четверти XVIII в. возникает сентиментализм. Важнейшим представителем русского литературного сентиментализма является Н. М. Карамзин — автор «Писем русского путешественника», «Бедной Лизы». Карамзин был одним из первых авторов, показавших жизнь и чувства простых людей.
Ведущее место в формировании просветительской идеологии XVIII в. занимали //. И. Новиков и А. И. Радищев.
Н.И.Новиков вошел в историю как один из первых русских журналистов, он издавал журналы «Трутень», «Живописец», «Кошелек», «Пустомеля», где обличал помещиков-крепостников.
В 1790 г. вышло знаменитое произведение Н.А.Радищева — «Путешествие из Петербурга в Москву». В нем автор прямо поставил вопрос об уничтожении в России крепостного права, поскольку считал, что от рождения все люди равны. Радищев отказывал дворянам в праве называться сынами Отечества, поскольку считал угнетателей своего народа недостойными этого имени. Прочитав книгу «Путешествие из Петербурга в Москву», Екатерина II назвала ее автора «бунтовщиком хуже Пугачева». Автор был арестован и приговорен судом к смертной казни, замененной ссылкой.
ТЕМА 9