Часть II. Проблемная ситуация
Пролог
Думал, что на этот вопрос мы (Русское Собрание «Преображенское», в частности) дадим ответ Церковно – в «режиме консенсуса и рецепции». Согласия и Принятия. Соборно. – Едино.
Но Времени уже не осталось, - не успели. Т.к. враг силен. И коварен.
Поэтому буду говорить от сеБя. И думаю, что Церковно. Экклесиологически. А уж если не смогу, - не удастся, так поправьте. Соборно.
« Соборность в Христовой Церкви проявляется в согласии всех членов между собою. Это согласие не приурочивается к какой-либо поместной Церкви, к какому-нибудь географическому пункту, к какому-нибудь иерарху или собранию иерархов, а связывает всех причастных к Церкви членов и не нуждается ни в каких юридических регламентациях, т. к. самобытная его сила действует вне постижимых для разума нашего правил. Оно просто существует и само определяет все остальные явления церковности, вместо того, чтобы быть определяемым ими». (М. А. Новоселов (епископ Марк) арестован в 1928 г., расстрелян в 1938 г., канонизирован Архиерейским собором РПЦ МП в 2000 г.).
Итак.
Часть I. К постановке вопроса.
Насегодня существует три концепции развития будущего. В основном.
Первое. Теория сингулярности: через развитие техники, через сращивание человека и достижение технологий, Человечество перейдет в новое состояние, в новое пространство, в новую Вселенную.
Принцип объединения человечества - «Трансгуманизм и глобализация»…
Второе. Язычество. Тоже через пришельцев обретем новое состояние, т.к. и человек – пришелец на Земле, особь, появившаяся с других планет. А русский род так это ваще, самый первый на Земле; Гиперборей и поэтому самый сильный среди всех. Поэтому будем биться за Русь и каждого русского своей богатырской силушкой, развивающейся человечей, и силой богов. Значима исконная русская …культура – исконные представления русского о Вселенной, нравственности, быте, всех сфер культуры, вообщем фольклор, а человечество в целом нас не очень интересует!...
Принцип объединения человечества - «Божья сила, Княжеская власть и «предания старины глубокой»»…
Третье. Христианство. Есть, конечно, различные направления в нем. «Марфанисты» - католики. «Капиталисты» - протестанты. «Святые» - православные. …Через очищение грехов, причащаясь «Тела и Крови» самого Бога, приобщаясь непосредственно Самому Богу – Обожаясь - тем самым человек становится вновь Человеком и Насельником, Гражданином Царства Небесного, созданного, установленного Самим Богом, через Великую Жертву Исуса Христа, одного из Лиц Святой Троицы. Никакая скверна не войдет в это Царство. – БогЪ очистит всякую скверну покаявшегося человека. Переменив сознание на Божие, Человек – насельник Нового Царства: Нового Неба и Новой Земли…
Принцип объединения человечества - «Единство и Любовь»…
В каждом из концепций есть Традиция – процесс передача Ценностей. Т.е. в каждой из них есть свои Ценности! И для каждой из концепций свои.
Не ошибусь, если предположу, что Война этих Ценностей и Традиций будет идти вечно - до победного конца чужеродных из концепций. Непримиримых. До конца уничтожения другой Концепции и, стало быть, всей Вселенной.
Сказать, что «жизнь – это борьба», значит сказать банальность. Возможно ли остановить эту …«предельную войну»?! «Предельную» потому, что после этой войны нет будущего! Для Человека.
Так о чем же это я?!
О Благе. Добре. Добрятах. И Доктрине.
Доктрине Всеобщего Мира.
А, не высказав Новую Доктрину, Доктрину Всеобщего Мира, мы не будем Русскими. Никогда.
Остается понять, - что же не так?
Часть II. Проблемная ситуация
«Община есть одно уцелевшее гражданское учреждение всей русской истории. Отними его не останется ничего; из него же развиться может целый гражданский мир».
(А.С.Хомяков)
«Стихийное бедствие обнаруживает всегда поражение, ограниченность и неудачу духа, ибо творческое преобразование стихии остается его высшим заданием. И как бы ни было велико это бедствие, как бы ни были грандиозны и подавляющи вызванные им страдания, дух человека должен принять свою неудачу и в самой остроте страдания усмотреть призыв к возрождению и перерождению. Но это-то и значит осмыслить стрясшуюся беду как великое духовное разоблачение.
Стихия, ныне вовлекшая человека в неизмеримое злосчастие великих войн и потрясений, есть стихия неустроенной и ожесточившейся человеческой души». [Ильин И.А. «О сущности правосознания», с.16]
«Жажда (же – К.С.) космического преображения – одна из самых ярких черт русского религиозного духа. Он ищет преображения жизни, а не создания культурных ценностей… Русская душа не чувствует себя скованной нормами цивилизации, морали или науки; перед ней нет ничего, что заслоняло бы реальность Бога. Поэтому весь ее динамизм сосредоточен на преображении, которое должно произойти в конце времен».*
И это время уже наступило.
«С идеей преображения всего творения в русском религиозном сознании связана идея всеобщего спасения. Это и неудивительно преображение, «новая земля и новое небо» и спасение — это все то же самое. Это все — одна и та же идея, только рассматриваемая с разных сторон. Русская религиозная совесть никогда не удовлетворялась зрелищем личного спасения одной индивидуальной души, она всегда была озабочена общим спасением. Все души связаны между собою и ни одна не приходит к Богу без того, чтобы не увлечь за собою других. Следовательно, спасаться надо вместе, а не каждому в отдельности».**
Вот поэтому, как и раньше, так и в ближайшем прошлом в Советское время, Русско-Советское общество жило Идеалом. Не важно каким; оно стремилось построить Рай на земле и для всех! И это - по-Русски!
Сегодня Идеала в обществе нет. И Общества тоже. – Каждый окучивает «свою грядку». Хотя и «в поте лица своего». Но Лика не получается. Параклитической Личности. Так именно поэтому! – Нет общности! «Местного сообщества» - этт по-аглицки. И «Общины» – этт по-Русски!
«Своим ученикам и апостолам Спаситель заповедал продолжать Его учительное служение: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам (Мф. 28:19-20). Принявшие Крещение в день Пятидесятницы члены иерусалимской церкви постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и молитвах (Деян. 2:42). Научение в вере органически связано собщинной, литургической и молитвенной жизнью Церкви, раскрывая ее смысл и исполняясь в ней». («О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви»).
Но необходимо просмотреть Документы и Постановления, и в частности:
«О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви»»,
«Основные направления реализации государственной молодежной политики на период до 2013(25) года»,
«Доктрина молодежной политики России. Концепция 4Д. РОССИЯ — РОДИНА ДОБРА», http://rusnardom.ru/doktrina-molodezhnoy-politiki-rossii-kontseptsiya-4d/,
Документ «Об организации миссионерской работы в Русской Православной Церкви», Документ «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви»,
«Об организации молодежной работы в Русской Православной Церкви»,
чтобы воочию убедиться и ужаснуться всей кондовости, несовременности относительно конца времен, да и вообще, не Божиему, по-существу, делу, изложенному в них, документах. - К концу Войну, вернее, к Миру все это не приводит. Ни к внешнему, ни к внутреннему! И что Русского Человека тут не рождается.
Вот, к примеру, что предлагает уже и партия «Родина» на своем сайте; статью, идеологию молодежной политики, да и не только. - «Доктрина молодежной политики России. Концепция 4Д. РОССИЯ — РОДИНА ДОБРА»,http://rodina.ru/initiative/Doktrina-molodyozhnoj-politiki-Rossii
…Суть документа сводится к так называемой «Концепции "4Д"», предполагающей четыре добродетели: Долг, Достижения, Достоинство, Доверие. Такими качествами должен обладать «державник» — представитель молодого поколения в возрасте от 21 года. Получить столь почтенный статус можно будет, пройдя три ступени: «добренок» (1–4-й классы), «дружинник-пионер» (5–8-й классы) и «доброволец» (с 9-го класса и старше). «Статус "державник" должен являться элементом высшего общественного признания, стоять в одном ряду с высшими государственными наградами и почетными статусами», — указано в доктрине…
О Добрято-Добровольце-Дружиннико-Державниках на деле я поговорю еще в 3-й Части моего опуса… Но одно уже ясно – время партий и парламентаризма прошло! Там нет Жизни. Русской.
«Мир политики, полагает К. Шмитт, это бесконечное многообразие, опасные джунгли корыстных союзов, временных тактических альянсов, открытых споров и ожесточенных конфликтов. Все эти частные проявления политики суть отражение того факта, что люди являются динамичными и опасными существами, обстоятельства часто вынуждают их совершать дьявольские поступки. В сфере политики либерально-парламентарные попытки превратить политических врагов в экономических конкурентов оказываются начисто лишенными смысла. Парламентские принципы открытости и совещательности не годятся в качестве замены действующим в политике принципам вражды».
«Вспомним здесь Платона. В «правовом» государстве Платона на первом месте стоит не право и закон, а знание и мудрость. Согласно Сократу, ни один человек не может быть мудрым, но может только стремиться к ней. Отсюда политическое, измеряемое мудростью, оказывается тем пространством, в котором люди могут стремиться к совершенству и бессмертию, обрести защиту от напора всего преходящего и необходимого, таким образом обеспечив себе, смертным, бессмертие».
«Издавна справедливость (dike) почиталась как богиня (thea), открывающая человеку путь истины (aletheia). Найти «чтойность» справедливости означает здесь обнаружить причастность человека божественному и прекрасному, тому, что ярче и чище светится, позволяя себя узнавать».
(О справедливости: см. Радио Радонеж. Чтение и объяснение Евангелия недели 18-й по Пятидесятнице протоиереем Александром Шаргуновым.
http://radonezh.ru/radio/2015/10/03/20-02.html -
- Как то очень ясно о справедливости!...Она есть и на Земле! - Слава Исусу Христу!)
Но «еще раз отметим, что именно власть создает свой режим истины в ее информационном измерении, и ради достижения своих целей мобильно использует (а вовсе не внимает) научно-философское знание. Вот почему «глобальный информационный социум» больше не нуждается в великих пророках, ни в гениальных философах, ни в гениальных политиках. Поэтому их и не будет. «Герои исчезли, остался хор»».
…«Устав (же - К.С.)) русских собраний - это зародыш законов будущей русской общины. Как и сами эти собрания есть зародыш такой общины. Способность участников собраний выработать такой Устав, в котором не было бы ничего лишнего и было бы всё необходимое, есть уже показатель определённой умственной их зрелости. Как и способность подчиняться своему же собственному Уставу.
Сама регулярность собраний и необходимость присутствовать на них, необходимость обдумывать намеченные на очередное заседание вопросы и участвовать в их обсуждении должны дисциплинировать участников собраний и тренировать их умы.
Без периодического сосредоточения внимания на предметах высоких и важных их постижение невозможно. Без такого сосредоточения человек остаётся при поверхностном или даже ложном их понимании. А то и вообще забывает о них, погружаясь в будничные заботы. И, в результате, оказывается не способным мыслить национально даже при полной уверенности в том, что он мыслит национально. Ибо национальное мышление невозможно без достаточно высокой культуры мышления, отсутствующей у подавляющего большинства современных русских. Вот, на мой взгляд, глубиннейшая причина всех наших теперешних русских несогласий и, как следствие, нашего национального бессилия.
Из чего следует, что для одоления этих несогласий нам нужны повсеместные и регулярные РУССКИЕ СОБРАНИЯ, на которых внимание их участников направлялось бы на самые важные для жизни нации темы. Направлялось с целью правильного их осмысления. Дорастать до которого можно лишь в ходе всестороннего и всё более глубокого их рассмотрения.
Начав думать о том, как строить русскую общину, мы придём к множеству других, не менее трудных, вопросов, без правильных ответов на которые нельзя будет ответить правильно на первоначальный вопрос. И потому предметом обсуждений на русских собраниях станут, в конечном итоге, все самые важные идеи, организующие нацию в единое целое.
На этих собраниях будет создаваться, по существу, наука о русском народе и, вместе с тем, будут совершенствоваться умы самих её создателей. Которые однажды поймут, что поставленная ими перед собою задача состоит из двух взаимосвязанных задач, ни одна из которых не может быть решена без решения другой».
«Вся она, Христова Церковь, является непогрешимой, Она сама берёт только то, что согласуется со Христом по союзу взаимной любви всех христиан между собою. Она сама, в цельности своей, исполняет одно безпрерывное учительство.… И ею руководит высший Разум, Сам Дух Святый, защищающий её от всякой заразы, против которой никто из нас в отдельности не гарантируется, против которой не гарантирует даже Собор.
Потому что непогрешимость вовсе не принадлежит Собору, а всей Церкви Христовой, свидетельствующей о себе на Соборе. Каждый же из нас имеет истину лишь в меру своего участия в Церкви. Это же участие даётся по мере уничтожения собственной себялюбивой разрозненности, растворения себя в совершенстве Церкви, посредством смиренной любви, ставящей согласие с телом церковным выше собственного мнения, что именно и есть радикальное отрицание авторитета. Одно лишь помышление о приписании себе такого авторитета кем бы то ни было над совестью и верою других (заметьте, мы всё время говорим о вере и совести, т.е. о мiре безконечном, а не о земном конечном мiре, который один лишь является надлежащею почвою для всякого авторитета) является поэтому радикальным отказом от Церкви Христовой, пропастью отрицания и себялюбия…” В вопросах совести и веры любовь и авторитет суть два противоположных, исключающих друг друга в Церкви, понятия. Между этими двумя началами невозможны никакие компромиссы». (Сербский Крест: М.А. Новоселов
Из писем к друзьям.
http://www.zaistinu.ru/old/skrest/sk/81_novoselov.shtml)
И возможно все это, повторю, только в …общине! – Только в Общине Вера становится Верой. – Производительной Силой. Уж простите.
«Вторая задача это, как я уже говорил, тренировка русских умов, это их совершенствование в ходе обсуждений тех или иных идей, составляющих в сумме русскую национальную идеологию. Без такой подготовки русские люди останутся не способными создавать свои национальные общины.
Если бы даже какой-нибудь гений предложил нам сегодня уже готовую и правильно разработанную во всех её частях русскую национальную идеологию, то само её наличие не гарантировало бы её претворения в жизни. Потому что мало её иметь, надо чтобы русские люди приняли правильные идеи не слепо, но доросли до них внутренне, разобрались в них самостоятельно. И настолько, что стали бы способны развивать их творчески, применяя к разным условиям жизни.
Что невозможно без предварительной и очень серьёзной работы их умов над этими идеями. А такой умной работы нет и не может быть ни на патриотических митингах, ни на больших патриотических собраниях, где далеко не каждый имеет возможность выразить своё мнение развёрнуто даже по какому-то одному вопросу. Такая работа ума возможна лишь в малых собраниях, действующих постоянно, т.е. периодически, где все знают друг друга и где каждый волен не только свободно и полно высказать своё мнение, но и отстаивать его, если находит его правильным»…
«Что значит возродить приходскую жизнь? Когда говорят, что приходская жизнь исчезла, упала, распалась, приход бездействует, - это значит, что и причт и прихожане потеряли между собой связь, единение (выделено мною – К.С.), исчезла христианская жизнь, взаимопомощь, христианское делание. Следовательно, чтобы возродить приходские общины, необходимо улучшить жизнь людей, искоренить дурные обычаи и привычки, утвердить веру, православное исповедание, воскресить любовь, единение и в особенности понятие об обязанности христиан». Так в 1908-м году пишет в своей обширной статье «О возрождении приходской жизни» архиепископ Серафим Чичагов.
Далее он продолжает:
«Поэтому как в 1905-м году, так и теперь я (а я в2015-м –К.С.) настаиваю, что единственное средство к вразумлению, это возрождение приходской жизни. Оно необходимо, неотложно!
а) Необходимо прежде всего в религиозном отношении для утверждения веры,… .
б) Необходимо для воспитания и руководства молодого поколения,….
в) Необходимо для восстановления семьи, семейной жизни,… .
г) Необходимо в государственном отношении,… .
д)Необходимов национальном отношении, т.к. единение может быть основано только на вере и произойти под сению храмов.
е) Необходимо ввиду дарования в России свободы вероисповеданиям, а также расколу и сектантству.
ж) Необходимо для организации самих приходов, выбора уполномоченных членов совета, разделения труда пастыря с прихожанами. …Пока не будет восстановлен приход, нельзя приступить к созыву церковного Собора и управления Церковью на соборных началах. Как нам выбирать мирян для участия в Соборе, если приходы не организуются? Неужели назначать только церковных старост или избранных для проверки денежных отчетов»?...
Что же делать? Где долгожданный ответ …мiру?!
Часть III. Суть.
Был я тут, давеча, на юбилее Городской ратуши, бывшего Народного Дома, ныне Дома культуры. Перед зрителями пронеслись образы истории этого дома, а заодно и история (фрагменты) Государства Российского. Прошло передо мной далекое прошлое, прошлое, настоящее и, как ни странно, будущее. Каким образом?
Да все было в представлении! И вот, что я ощутил.
Далекое прошлое было смутным, от него веяло теплом, но страхом и болью…
От настоящего – бездушностью и холодом, но яркими красками конфетти-мишурой. Тепло было от ближайшего прошлого. Но тоже тревожно, неспокойно, не умиротворенно. – Жаль было людей, которых я знал с детства; судьбы их, итоги их жизни тревожили мое сердце. И ставили вечные вопросы… Но было тепло.
Не обратил бы я, наверное, свое внимание на эти этапы, стадии драматургии, развивающегося передо мной естественного действа, если бы не последний номер представления-праздника. Ведущие объявили номер: «Огненное шоу».
…В зале погасили свет, даже «дискотечный», до сих пор участвовавший в действе. К зрителям – народу под биты электронной музыки вышел …электрический монстр из «Звездных Войн», весь в черном костюме аквалангиста и без лица, - на голове «железная маска». По контуру тела и конечностей артиста светились разного цвета неоновые огоньки. Несмотря на то, что проводов каких-либо, соединяющих его с источником энергии, не было. Это было первое «чудо»…
Он вращал неоновыми огненными булавами; они со временем меняли сначала цвет. Молодежь, - «добрята» (см. статью «Концепция 4Д») кричала: «Вау!». На заднике рампы стояла «электрическая» девушка (тоже видно из «добрят», а может уже и из «добровольцев») и также вращала неоновыми огоньками-мишурой различной формы.
Музыка усиливала бит, а артист-вельзевул (возможно из «добровольцев» или «дружинников», а о других из «Концепции 4Д» боюсь и подумать!) свои чудеса! – Непосредственно во время вращения «булав», они начали менять не только цвет, но и форму! Прямо на глазах изумленной, отчасти, публики-народа. – Молодежь усиливала свой восторг и кричала уже: «Браво!». Часть и почтенной публики, «Государственные люди и Державники», а с ними и «Добровольцы» с «Дружинниками» (см. статью «Концепция 4Д»), также начала подхватывать этот восторг. В пространстве зала начали мелькать слова, предложения, краски, надписи, образы… Публика взорвалась восторженными, «долго не смолкающими аплодисментами»… «Артист» ушел. В зале включили свет…
Руководитель «Народного дома», уж точно по статусу «Государственный человек», «Державник», продолжила говорить про Юбилей …«Народного дома».
Запаха серы не ощущалось.
Вывезли большой праздничный торт в форме «Народного дома». Его разрезали и съели. …«Добрята», «Добровольцы», «Дружинники» с «Государственными людьми», т.е. с «Державниками» различных конфессий и вероисповеданий. Было не подойти, - стояла очередь за растерзанным …«тортом»…
Чья - то Традиция торжествовала…
Было явно прорисовано будущее. – От «незаметного» отсутствия духовности нашей, «незаметно» примем и его, анти Спасителя.
А вот картинка «православной» среды. – Воздействие «современных» постановлений, принятых …церковью.
….«Покровский» футбол среди «приходов»…
«Ныне на наших глазах новый мир повторяет путь древнего страдания; новый опыт дает старые выводы. Эти выводы снова научают тому, что самопознание и самопреобразование человеческого духа должно лежать в основе всей жизни, дабы она не сделалась жертвою хаоса и деградации; они научают тому, что внутреннее разложение индивидуальной души делает невозможным общественное устроение и что разложение общественной организации ведет жизнь народа к позору и отчаянию. И еще они научают тому, что формальная организованность индивидуальной души и народного хозяйства не обеспечивают жизнь человека от содержательного вырождения и преступных путей. Сквозь все страдания мира восстает и загорается древняя истина и зовет людей к новому пониманию, признанию и осуществлению: жизнь человека оправдывается только тогда, если душа его живет из единого, предметного центра, движимая подлинною любовью к Божеству как верховному благу. Эта любовь и рожденная ею воля — лежат в основе всей, осуществляющейся духовной жизни человека, и вне ее душа блуждает, слепнет и падает. Вне ее знание становится пародией на знание, искусство вырождается в пустую и пошлую форму, религия превращается в нечистое самоопьянение, добродетель заменяется лицемерием, право и государство становятся орудием зла». [Ильин И.А. «О сущности правосознания», с.18]
Что же делать? Где долгожданный ответ …мiру?!
Его можно дать только Соборно!
« Соборность в Христовой Церкви проявляется в согласии всех членов между собою. Это согласие не приурочивается к какой-либо поместной Церкви, к какому-нибудь географическому пункту, к какому-нибудь иерарху или собранию иерархов, а связывает всех причастных к Церкви членов и не нуждается ни в каких юридических регламентациях, т. к. самобытная его сила действует вне постижимых для разума нашего правил. Оно просто существует и само определяет все остальные явления церковности, вместо того, чтобы быть определяемым ими». (М. А. Новоселов (епископ Марк) арестован в 1928 г., расстрелян в 1938 г., канонизирован Архиерейским собором РПЦ МП в 2000 г.).
Где всего этого можно достичь и постичь?! – Только через Общинную жизнь в приходе! Или в любом другом образовании, русском собрании…
Что делать?
Часть IV. О Доктрине.
Остановлюсь на этих задачах.
«Первая из них это, как сказано выше, создание науки о русском народе, которая есть фактически русская национальная идеология в её развитом виде. Т.е. в виде, адекватном нашему времени.
Национальная идеология это сумма идей, организующих нацию в единое взаимопонимающее, взаимосочувствующее и взаимопомогающее целое. Национальная идеология это идейный каркас нации, без которого она разрушается с большей или меньшей скоростью в зависимости от конкретных исторических условий. И исчезает из истории.
Национальная идеология даёт краткие или развёрнутые ответы на самые фундаментальные вопросы, возникающие у представителей того или иного народа. О происхождении бытия и его смысле, о природе и обществе, об их прошлом, настоящем и будущем. О том, как надо строить свою семью, свою общину и всю нацию в целом. О том, какими должны быть правильное государство, правильный социальный строй, правильное хозяйство, правильная педагогика, правильное искусство. И, в частности, о том, почему русские деградировали как народ на протяжении последних столетий. И что надо делать для спасения своего народа.
Национальная идеология состоит, как видим, из тематических блоков, которых может быть больше или меньше в зависимости от степени её развития и от аудитории, для которой она предназначена. Эти блоки могут иметь разные объёмы и разные формы, приспособленные для разных уровней и характеров их восприятия. Так, например, для художников и артистов должна быть раскрыта в наибольшей глубине и полноте тема искусства, а для хозяйственников или учёных соответственно наиболее близкие им темы.
Национальная идеология в её первоначальном, т.е. несовершенном, виде может быть создана за какие-нибудь полгода, если за её создание возьмутся люди достаточно заинтересованные и достаточно подготовленные для этого дела. После чего она будет совершенствоваться как в отдельных своих частях, так и в целом.
А до каких пор она будет совершенствоваться?.. До тех пор, пока народ живёт. Ибо совершенствованию его жизни и его мысли нет конца.
Но!.. как только народ перестаёт думать о своём национальном бытии и связанных с ним вопросах, так входит в фазу застоя и начинает разрушаться внутренне, даже при всех своих внешних успехах, которые могут продолжаться столетиями. Он начинает разрушаться поначалу скрытно, а затем всё очевиднее для всех.
Национальная идеология это НАУКА НАУК, без которой все остальные светские науки имеют условно полезный характер. Национальная идеология это ядро всякого подлинного разумения. И в качестве ядра должна занимать центральное место среди остальных наук, определять их ценность и направленность. Если национальная идеология исчезает, то и остальные науки утрачивают свой смысл и правильное развитие.
Ядром же самой национальной идеологии является национальная религия народа. Национальная не в том смысле, что её создаёт тот или иной народ, а в том смысле, что он сознательно выбирает её из множества религий и делает её СВОЕЙ религией. Ибо подлинная религия исходит не от народа, а от Самого Бога. И потому имеет, в первую очередь, универсальный характер. И лишь во вторую очередь характер национальный, который она приобретает как по факту признания её тем или иным народом своей религией, так и по характеру её усвоения тем или иным народом.
Именно в этом смысле, т.е. в полном согласии с православным вероучением, Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн писал о Русской Православной Церкви как источнике русской национальной идеологии. Цитирую: «Возрождение Святой Руси не может начаться иначе, как с воссоздания общенационального религиозно-нравственного мировоззрения... Отсюда задача – оформить «русскую идеологию», доходчиво и здраво сформулировать её, осознать самим и как можно быстрее донести до людей. Сделать это не так уж сложно, ибо милостию Божией мы сохранили Русскую Православную Церковь, содержащую в своих благодатных, любвеобильных недрах всё, что для того необходимо». (Из книги митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна «Одоление смуты». Цитата из сборника «Нужен ли России Гитлер?», М. 1996, стр. 261-262).
Вот поэтому и необходима разработка концепции и базового Текста Национальной Доктрины Русского Народа как основополагающего Документа Русской Идеологии в области формирования Гражданского Общества и Государственной политики. Целевое назначение концепции – развитие Гражданского Общества и Государства – Державы Нового Качества.
…На базе новой (преображения «старой») современной общественно-политической, гуманитарной и экономической Российской (Русской) Идеологии, основанной на качественном изменении (Преображении) Человеческого потенциала (Соборном применении Талантов), на эффективной системе управления (ОКОРМЛЕНИЯ - cybernetic) развитием Человеческого потенциала, определяются параметры и возможные механизмы реализации (жизнедеятельности) Державы Нового Качества.
Концепция Доктрины разрабатывается на основе научно-прикладного исследования, включающего обобщение мирового и отечественного опыта анализа и стимулирования развития человеческого потенциала, изучения российской (Русской) специфики развития Человеческого потенциала и методологии создания Национальных Доктрин (на основе экспертных интервью, фокус-групп, методологических семинаров, вебинаров, системного анализа, морфологического анализа, мозгового штурма, игровых технологий, погружения...).
Итогом Проекта должна стать Концепция Доктрины (Парадигма) Русского Народа (Базовый Текст, Система ОКОРМЛЕНИЯ(cybernetic) - Цели, Функции, Структура Функций и видов деятельности, Структура организации…), призванная способствовать взаимодействию конструктивных общественных сил в интересах развития потенциала Человека России, сохранения Русской культуры на Благо развития Отечества, обеспечения его Национальной безопасности и …мира во всем мире.
Часть V. Так станем же Русскими!
«И, разумеется, перед всеми мыслящими людьми вновь встают исконные русские вопросы «Кто виноват?», и «Что делать?». Но не менее важным представляется еще третий вопрос «Кто сделает?». В самом деле, есть ли в стране и народе силы, способные преодолеть российский кризис и вернуть России ее державное величие? Кто они, эти люди, которые готовы бороться за создание принципиально нового общества в неизменном великом государстве? На что они опираются, во что верят, чего хотят?»
Лебедев С. В. «Русские идеи и русское дело»
На протяжении последних лет (по-меньшей мере, лет так 15-ти -20-ти), вокруг меня, да и по всей России, идет гвалт умных разговоров: конференций, образовательных чтений, круглых и квадратных столов. И посвящены они возрождению России, духовности, духовно-нравственному воспитанию и образованию ее люда.
В первые годы этой духоносности, в годы «перестройки» и т.д. и т.п., эти разговоры меня поражали своей свежестью и мужеством, - новым знанием! Чего интуитивно и хотело мое сердце, его искало и находило в них!.. Ожидалось близкое возрождение светлого и безсмертного Русско-Советского народа! Русского мира!.. - Не сегодня-завтра все это начнется; умнейшие разговоры закончатся, и начнется восхитительное Действо! Возрождающее!..
Но, как оказалось, спустя многие годы, «воз-..», воз «возрождения духовно-нравственного воспитания и образования» и ныне там. - В общем месте наших умствований и разговоров, верных по-существу, но бездеятельных и, как оказалось, ничтожных (юридическое).
Все вокруг говорят (повторюсь: и верно говорят!) о возрождении Национальной идеи (НИ) – без нее никак! У всех «цивилизованных» стран есть, а вот у нас ее нет! На протяжении многих лет мы выживаем на последнем вздохе-издохе внутренних, интуитивных представлений о Добре и Зле. На Русско-советской культуре. В последнее время это называют «духовными скрепами» и «культурными кодами Нации». Но любое кодирование рано или поздно безследно растворяется и исчезает. Без питания – воспитания, образования - каждая ячейка, домен «культуры» неизбежно растворяется, как медуза на солнце. Солнце испепеляющего зла…
Не многие говорят, что ее, НИ, необходимо …проговорить, чтобы впоследствии провозгласить! Безусловно, вначале выработать! – Без провозглашения НИ мы не станем согласными (буквально) и согласованными в этом предложении о возрождении с действенным, определяющим и повелительно-констатирующим Суть глаголом (что делать?) – спасти Всех! А вот это уже по-Русски!
«Кто сделает?», «Кто эти люди?» и «Как это сделают?»?..
Де-факто существующий в Царском Селе Центр Экологии Культуры, его Научно-методический совет, в рамках Программы «Национальная Идея: Русская Идеология. Путь Возрождения», в течение года проводила Практический Семинар «Реконструкция Смысла. Структуризация Русской Дороги» на базе Русского Собрания (РС) «Преображенское».
РС «Преображенское» – это «совет представителей различных приходских общин» Санкт- Петербургской Епархии.
К чему же мы пришли. Соборно. Каков был наш Путь?!
А Путь наш был таков.
Была поставлена задача: найти – определить – структуру, структуру организации и механизм реализации, позволяющие разрешать, реализовывать на практике Цель, поставленную (найденную) русским собранием – «советом представителей различных приходских общин» Санкт- Петербургской Епархии. Поиску этой возможной структуры, морфологическому анализу разрешения проблемы (преграды – греч.) обеспечения Единства Народа, пресуществления люда в Народ - в Нацию, и была посвящена годовая деятельность русских людей (так они, мы, себя позиционировали).
Еженедельное РС протяженностью в 2-а часа в составе 10 – ти (а 6-ти и 3-х в конце года) человек начали поиск «храма»* Национальной Идеологии.
Нами (РС) было преодолено представление о РС, как собрании русских людей, собравшихся для чаепития и очередных, сугубо «православно-интеллигентских» разговоров, и переведено в разряд напряженной практической деятельности проектной, творческой, пока не общины, но группы. Была произведена попытка декомпозиции Цели – построения Православного Царства. Для этого, помимо всего, были применены некоторые технологические инструменты организации и управления (окормления – cybernetic),как то: системного анализа и др., - целеполагания, декомпозиции цели, мозгового штурма, морфологического анализа, структуризации цели, координации, погружения…
На данном этапе Пути, по замыслу автора, необходимо было сделать следующее (в чем и заключена новизна, актуальность, объективность подхода, метода-пути); в отличие от простых интеллигентских рассуждений «розово-щеких яйцеголовых умников», нам необходимо было придти к формированию ячейки нации, к общине русских людей. Нам необходимо было придти к Единомыслию (не Одномыслию!) на основе и благодаря …Соборности, достичь ее. – Мы должны были стать …Другими! Русскими. Не скажу – Преображенными. (Но и это не грех – этого-то и требует, призывает к Преображению ХристосЪ!). Но и это возможно, раз ОнЪ посреде нас!..
На нашем кратком Пути мы пережили не один кризис. Не все его преодолели – многие покинули наше Русское Собрание. Но все это объяснимо! - Слава Богу!
Ячейкой общества, «каплей», в которой отражается весь океан понятия по имени Нация (народ), мы пока не стали, - это нам еще предстоит совершить; РС находится в стадии болезненного становления. Или умирания?! – Зависит от некоторых факторов, как то: Веры-Надежды-Смирения-Кротости-Любви-Блага. Действительного и, стало быть, действенного Православия. Чистоты Православия. Замкнутый круг?!.. - Скажете Вы!..
Но «каплей», в которой отражается весь океан …духовности и Общей Идеи Русского Дела, мы были. И есть. Сегодняшнего, современного ее положения и состояния. А вот этим уже можно управлять!.. - Окормлять (Еванг.)!...
Это один из итогов напряженной работы русских людей. Пока не Единомышленников. Вернее, не достигших еще Соборности. А что такое Соборность? - Спросите Вы. А ответ-то есть!..
…А вот еще Итоги. Итоги поиска Функций и Видов Деятельности структуры под наименованием «Национальная Идеология»…
Вот наш Путь и наша методика.
Проблемная
Ситуация à Цель à Функции à Структура функций àСтруктура организации
^
ß----I---àШкала Целей
Рис.1 Метод построения структуры.
На Шкале Целей мы выделили Цель – найти, сформулировать, определить составляющие Нац