Возникновение и развитие иудаизма
Иудаизм
Иудаизм – древнейшая монотеистическая религия, сыгравшая огромную роль в духовном развитии человечества.
В настоящее время отождествление понятий «еврей» и «иудей» неправомерно, так как с одной стороны достаточно большая часть евреев, проживающих, например, на территории России или США не исповедуют иудаизм и никак не связаны с религией, а в этих странах проживает 9 из 15 млн. евреев. Вторая причина заключается в том, что в результате многовекового привлечения в иудаизм представителей других национальностей, иудаизм сегодня и в этническом и в культурном плане очень неоднороден. Например, ашкенази говорят на идиш (еврейско-немецкий), а сефарды говорят на ладино (производный от средневекового испанского): культурно-религиозные различия между ними настолько велики, что каждое из направлений имеет в Иерусалиме своего главного раввина. Есть фалаши – евреи Ефиопии, считающие себя потомками царицы Савской и царя Соломона, евреи индейцы в Мексике и т.д.
Таким образом, понятие «иудей», сегодня правильно употреблять лишь для определения религиозной, а не этнической принадлежности.
Возникновение и развитие иудаизма.
Библейская традиция связывает возникновение иудаизма с именем Авраама, главы племенного союза.
Вся история Ветхого Завета, начиная с древнейших патриархов, служит выражением той идеи, что жизнь избранного народа направлялась к определенной цели единым властителем и управителем Богом (Иеговой).
История Израиля есть история теократии – боговластия. Основное направление этой истории определилось печальным фактом грехопадения первых людей. Нарушение прародителями заповеди Божией внесло дисгармонию во взаимные отношения между Богом и людьми. Здесь человек первый раз отверг власть Божию, чтобы дать место собственной воле. Печальные последствия этого отвержения боговластия обнаружились в семействе самих прародителей: старший сын Адама Каин становится братоубийцей. Через 10 поколений в человеческом роде обнаруживается такой нравственный упадок, что прекратить его можно было только путем уничтожения всего развращенного человечества в водах всемирного потопа. Спасся только один патриарх с семьей – Ной. Он и сделался родоначальником нового поколения людей. Но, люди опять продолжали грешить, и Бог смог сосредоточить свой завет с людьми единственно только в избранном роде отца верующих Авраама. Место рождения Авраама – город Ур в Халдее, на Южном берегу Евфрата, недалеко от Персидского залива. В своем лице Авраам оказал исключительный пример полного подчинения божественной воле: по слову Господа он покидает родную землю, порывает связь с домом своего отца, переселяется в невиданную, чуждую страну и, в конце концов, изъявляет готовность принести в жертву Богу своего единственного сына от Сары – Исаака. Нерушимым остается завет Бога с потомством Авраама при его сыне и внуке. Затем, в семействе Иакова едва ли не совершается братоубийство. Неприязнь сыновей Иакова к их брату Иосифу приводит к тому, что они продают его в рабство, а затем само семейство Иакова из-за голода примерно в 1700 г. до Р.Х. покинули Ханаан и переселились в Египет. Согласно Книге Бытие, евреи переселились в Египет вслед за Иосифом, сделавшегося первым министром египетского фараона и фактическим правителем Египта, оставив фараону только высшие символы власти. Иосиф помог своему отцу Иакову со всей семьёй (67 человек) переселиться в Египет и поселиться в земле Гесем (Гошен).
Переселение евреев в Египет произошло в то время, когда там правила династия гиксосов, или «царей-пастухов» (с XVII в. до н.э), которая принадлежала чужеземной народности, насильственно вторгшейся в Египет и захватившей престол фараонов. Воспользовавшись слабостью правительства, кочевники завоевали Египет, и первое время их владычества ознаменовалось всевозможными проявлениями дикого варварства, которое, однако, скоро подчинилось египетской цивилизации, так что через несколько поколений двор гикских царей ничем не отличался от двора туземных фараонов. При одном из представителей этой династии, по всей вероятности, и правил Египтом Иосиф, так как только при фараоне пастушеской династии мыслимо было, чтобы ничтожный раб, вышедший из презиравшихся природными египтянами пастухов, мог быть назначен на пост верховного правителя страны. Имя этому фараону Апапи II. С целью упрочения своего положения гиксы покровительствовали инородцам и раздавали им лучшие земли, чтобы найти в них верных союзников в случае нужды. Такой политикой можно объяснить и то, что Апапи II отдал вновь прибывшим поселенцам — евреям один из богатейших округов страны.
Поселённое на богатой почве, окружённое всеми влияниями высокоразвитой культуры, используя выгодное положение племени (родство к первому министру и благодетелю страны), еврейское население стало быстро расти. Между тем в жизни Египта совершилась важная перемена. Из Фив вышло освободительное движение, которое ниспровергло гикскую династию и гиксы были изгнаны из Египта (около 1550 г до н. э.).
Для евреев этот политический переворот имел роковое значение. На престоле фараонов воцарилась новая, туземная XVII-я династия. Она не только не имела склонности сохранить прежние привилегии и вольности еврейских переселенцев, а напротив, вследствие их известной связи с гиксосами начала относиться к ним подозрительно и враждебно. Так как они уже успели значительно возрасти в числе и представляли собой немаловажную политическую силу, то по отношению к ним началась система угнетения, которая становилась все сильнее с каждым новым царствованием. Начались труднейшие крепостные пограничные работы, и на них употреблён был даровой труд евреев. Условия жизни израильтян в годы, предшествующие Исходу, становятся невыносимыми. Когда фараон увидел, что принятые им меры не в состоянии задержать роста молодого народа, им было издано жестокое повеление, сначала тайно, а потом и открыто, убивать родившихся мальчиков из племени израильтян. Моисей, чудом спасённый от кровожадной ярости фараонова деспотизма, был воспитан при царском дворе и в качестве усыновленного сына дочери фараона (Хатасу, самостоятельно правившей страной в качестве регентши и опекунши своего младшего брата, впоследствии знаменитого фараона — воителя Тотмеса III) был посвящён египетскими жрецами во «всю мудрость египетскую». Среди своих соплеменников Моисей вблизи увидел их страдания и однажды в порыве негодования убил египетского надсмотрщика, который жестоко наказывал раба-израильтянина. Моисей зарыл египтянина в песке, стараясь скрыть следы своего невольного человекоубийства, однако молва об этом успела распространиться, и ему грозила смертная казнь. Вследствие этого он вынужден был бежать из Египта на гористый, малодоступный Синайский полуостров, в Мидьян, где он в течение 40 лет вёл тихую пастушескую жизнь. Выпасая скот у горы Хорив (Синай), он из неопалимой купины (Неопали́мая купина́ — в Пятикнижии горящий, но не сгорающий терновый куст, в котором Бог явился Моисею, пасшему овец в пустыне близ горы Синай. Когда Моисей подошёл к кусту, чтобы посмотреть, «отчего куст горит огнём, но не сгорает», Бог воззвал к нему из горящего куста, призвав вывести народ Израиля из Египта в Обетованную землю) получил призыв Бога, открывшего ему своё Имя (Яхве или Иегова(ивр. יהוה), «Аз есмь сущий») к освобождению своего народа. Сначала Моисей не поверил случившемуся и грядущей своей высокой миссии, но Бог превратил посох, бывший в руках Моисея, в змея и змея снова обратил в посох; затем Моисей положил руку свою к себе в пазуху, и рука побелела от проказы как снег; по новому повелению снова положил руку в пазуху, вынул её, и она была здорова.
Возвратившись на берега Нила, вместе с братом Аароном (которого Бог выбрал ему в помощники служить «его устами», так как Моисей пытался сослаться на своё косноязычие), ходатайствовал перед фараоном об освобождении сынов Израилевых из Египта, причём сначала они от имени Яхве просили его отпустить евреев из Египта на три дня для принесения жертв в пустыне — «Отпусти народ мой!».
Упорство фараона подвергло страну ужасам «Десяти казней египетских»: превращению вод Нила в кровь; нашествию жаб; нашествию мошек; нашествию песьих мух; мору скота; болезни на людях и скоте, выразившейся в воспалениях с нарывами; граду и огню между градом; нашествию саранчи; тьме; смерти первенцев в семьях египетских и всего первородного из скота. Наконец, фараон разрешил им отлучиться на три дня, и евреи, взяв скот и кости Иосифа Прекрасного и некоторых других патриархов, начали Исход.
Всего через неделю после Исхода армия фараона настигла евреев у Чермного, или Красного, моря, где совершается ещё одно чудо: воды моря расступились перед израильтянами и сомкнулись над войском фараона.
Странствуя по пустыне вслед за огненным столпом, израильтяне, спустя семь недель после Исхода подошли к горе Синай. У подошвы этой горы (отождествляемой большинством исследователей с горой Сас-Сафсафех, а другими с Сербалом) при грозных явлениях природы заключён был окончательный Завет (договор), между Богом и евреями как избранным народом. Основу Завета составили знаменитые Десять заповедей (Десятисловие), высеченные Моисеем на двух Скрижалях Завета после сорокадневного уединения на горе Синай. Традиция уверяет, что именно они были названы впоследствии Торой. На русском языке (Синодальный перевод)
Текст десяти заповедей по Синодальному переводу Библии.
1. Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.
5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
Там же произошла религиозная и общественная организация народа: была сооружена Скиния (походный Храм), по воле Всевышнего колено Левия (левиты) было выделено для её обслуживания, а из самого колена были выделены коэны — потомки Аарона, брата Моисея, для священнослужения.
После годичной стоянки у священной горы народ, насчитывавший более 600 000 человек, способных носить оружие (что для всего народа составит более 2 000 000 душ), двинулся в дальнейший путь к Земле Обетованной, то есть к Ханаану.
Несмотря на то, что цель странствий — земля Ханаан, была установлена ещё при выходе из Египта, народ проводит в пути 40 лет в наказание за то, что, посланные в Ханаан 12 разведчиков не рекомендовали евреям туда входить. Путь израильтян по пустыне сопровождался как трудностями и бедствиями, так и божественными чудесами: дарованием манны небесной, появлением воды из скалы и многими другими. Движение было медленным, лишь через 40 лет странствования уже новое поколение подошло к границам Ханаана к северу от Мёртвого моря, где сделало последнюю остановку на берегу Иордана. Там Моисей, сделав нужные распоряжения и назначив своим преемником мужественного и испытанного воина Иисуса Навина, скончался так и не вступив в Землю Обетованную.
Библеисты обычно датируют Исход XV—XIII вв. до Р.Х., в основном связывая с фараонами XVIII и XIX династий: Эхнатоном, Рамсесом II, Мернептахом.
Роль Моисея в формировании иудаизма как религиозной системы столь велика, что многие исследователи заменяют понятие «иудаизм» на «мозаизм». Избавление Израиля от египетского рабства при Моисее было едва ли не величайшим событием во всей истории еврейского народа. С этого момента Бог становится Богом, выведшим народ из Египта.
После завоевания Ханаана. древние иудеи создают Израильское царство. До этого момента, по Моисееву законодательству, единым и неограниченным владыкой теократического царства, сосредотачивающий в своих руках царскую власть и высшее право законодательства, суда, войны и мира, был Иегова (Бог). В 1055 году, под влиянием других народов, евреи пожелали иметь царя. Это было нарушением теократического принципа и Яхве устами пророка Самуила сказал: «Я вывел Израиля из Египта и избавил вас от руки египтян и от руки всех царств, угнетавших вас. А вы теперь отвергли Бога вашего и сказали Ему: и царя поставь над нами». (1 Цар. 10, 18-19).
Желание Израиля было удовлетворено. На личность царя Саула тоже указал Бог через пророка Самуила. Он был самый красивый и высокий, из простой семьи. Второго царя Давида (пастух) тоже помазал пророк Самуил. Царская власть в значительной мере способствовала национальному объединению. Третьим царем был Соломон – сын Давида. Центром становится Иерусалим ( Ерушалим). При Соломоне построен храм Яхве на горе Синай, ставший центром иудаизма.
После смерти Соломона единое государство распадается на два царства (Иудейское и Израильское) 953 г. до Р.Х.и начинается период тяжелых испытаний.
722 г.до Р.Х. – нашествие ассирийцев. Захватывают Израиль. Уводят в плен 10 колен племен израилевых, которые бесследно исчезают (есть предположение, что они смешались с другими народами).
586 г. до Р.Х. –Вавилонский царь Навуходоносор 2 захватывает Иудею. Иерусалимский храм уничтожается, а евреев уводят в плен.
С переходом Иудеи под власть персов несколько десятков тысяч иудеев (50 тыс.) возвратилось по указу персидского царя Кира на родину. Город Иерусалим и храм были восстановлены (515 г. до Р.Х.). Восстановление иерусалимского храма станет символом возрождения всего народа. Храм и обряды приобретают особое значение как способ сохранения национальной самобытности.
Испытания еврейского народа на этом не закончились.
322 год до Р.Х. – Александр Македонский завоевывает Ближний Восток. На два столетия евреи попадают под влияние эллинистических правителей и греческой культуры. Но, еврейский монотеизм смог противостоять ассимиляторской политике греков, которая особенно усилилась во времена правления Антиоха Епифана, когда начались гонения на иудейский закон, в Иерусалиме была открыта языческая школа, пропагандировался отказ от обрезания и вступали в браки с язычниками. Антиох IV Епифан, греко-сирийский царь Селевкидской державы, который проводил жесткую политику эллинизации (распространения греческого языка и культуры) еврейского населения Иудеи. Ключевым элементом такой политики было стремление побудить или заставить евреев отказаться от особенностей своей веры и ввести в Иудее греческую культуру и религию. В 167 г. до Р.Х. Антиох превратил Иерусалимский храм в святилище Зевса Олимпийского. Апогеем гонений на иудаизм стали языческие жертвоприношения в главной еврейской святыне — Иерусалимском храме. Проводя политику эллинизации евреев Антиох Епифан спровоцировал восстание 167 года до Р.Х. Восстание возглавил Иегуда Маккавей. Он сумел взять под контроль всю территорию проживания евреев, возродил, зачастую насильственно обряд обрезания, уничтожил алтари греческих богов.
63 год до Р.Х. после короткого периода независимости еврейское государство было захвачено римским полководцем Помпеем, который положил начало римскому господству. Отношения между римлянами и евреями изначально были враждебными, восстания следовали одно за другим. В 70 году храм был опять разрушен. На его месте было сооружено святилище Юпитеру. Наиболее трагичным стало восстание 132-135 годов, восставшие евреи овладели Иерусалимом и воздвигли новый временный Храм. После подавления восстания римляне превратили и Иерусалим, и храм в руины. На руинах отстроили новый город Элия Капитолина, вход в который евреям разрешался лишь в годовщину разрушения храма.
Уничтожение храма имело серьезные последствия для иудаизма. Священники, чья функция заключалась в отправлении культа в стенах храма, фактически потеряли свое значение.
Вот уже 2 тысячелетия иудаизм существует при отсутствии храмового богослужения, жертвоприношения и наследственного храмового священства. Потомки священников сейчас обладают почетным статусом и обладают рядом привилегий, но фактически отстранены от руководства религиозной жизнью. Эта жизнь переместилась в синагогу, где главной фигурой стал раввин.
В истории иудаизма есть еще несколько периодов.
2-6 в.в. назван историками – талмудический период.В это время формируется Талмуд. Происходит детализация и нормативная ритуализация культа. Талмуд охватывает все аспекты жизни верующих.