Методические указания к курсовому проектированию по дисциплине «конфликтология»
Введение
Методические указания к курсовому проектированию разработаны на основе программы учебной дисциплины «Конфликтология». В методических указаниях отражены цель курсового проекта, его основное содержание, правила оформления, порядок подготовки и защиты, приводится тематика курсового проектирования, краткое содержание важнейших тем.
Курсовой проект по дисциплине «Конфликтология» является индивидуальной, самостоятельно выполненной работой студента. Методические указания должны помочь студенту выбрать тему, определить направленность и сущность подхода к разработке курсового проекта.
Курсовой проект выполняется с целью:
• расширения знаний по определенному разделу или направлению дисциплины «Конфликтология»;
• систематизации знаний во взаимной увязке с такими смежными дисциплинами, как «Основы управления персоналом», «Организационное поведение», «Социология и психология
управления», «Психология личности», «Экономика и социология труда», «Этика деловых отношений», «Организационная культура», «Мотивация трудовой деятельности» и т.д.;
• выработки у студентов навыков научно-исследовательской работы;
• обучения студентов методам аналитической и проектной работы в области управления конфликтами.
В процессе курсового проектирования студент должен приобрести и закрепить навыки:
• работы со специальной литературой фундаментального и прикладного характера, посвященной проблемам конфликтного взаимодействия;
• сбора, систематизации, обобщения и анализа фактического материала по проблемам диагностики конфликтов;
• точного и полного диагностирования причин конфликта, его объекта, целей, мотивов, интересов и ценностей конфликтующих сторон
• определения и оценки очевидных и скрытых последствий конфликта, выявления факторов, влияющих на конфликтующие стороны;
• обоснования и практического применения оптимальной стратегии поведения в ходе конфликтного взаимодействия;
• обоснования и практического применения функции посредника на переговорах конфликтующих сторон;
• использования методов психологической защиты и психологического воздействия на противостоящие стороны;
• обоснования выводов и предложений по совершенствованию технологий управления конфликтами.
Выполнение курсового проекта предполагает консультационную помощь со стороны преподавателя и творческое развитие студентом тематики и разделов курсового проекта.
Общие требования к курсовому проекту Задания на проектирование Входе курсового проектирования должны быть подготовлены следующие материалы: а) изложение основ теории и методологии управления конфликтами в организации; б) описание конфликтной ситуации или происшедшего конфликта в конкретной организации с указанием участников, причин возникновения, динамики развития, методов предупреждения или преодоления, позитивных результатов и негативных последствий, оказавших определенное влияние на отдельных лиц, группы сотрудников и персонал организации в целом; |
в) социально-экономический анализ соответствующих фактических данных, образцов документов, рисунки, таблицы и другой иллюстративный материал
г) обоснование возможных вариантов предупреждения возникновения описанного конфликта или его урегулирования, проектные предложения по использованию положительных результатов и сведению к минимуму отрицательных последствий происшедшего конфликтного столкновения.
Предлагаемая далее тематика не исключает возможности выполнения проекта по проблемам, предложенным студентом. При этом тема должна быть согласована с руководителем проекта. При
выборе темы необходимо учитывать, в какой мере разрабатываемые вопросы обеспечены исходными данными, литературными источниками, соответствуют индивидуальным способностям и интересам студента.
Тема 1. Выявление и ослабление источника противоречий,вызывающих эскалацию социально-психологической напряженности между участниками совместной деятельности
Цель курсового проектирования — разработка рекомендаций, обеспечивающих снижение социальной напряженности между участниками совместной деятельности.
Достижение цели проектирования предполагает решение следующих задач:
• изучение сущности, форм проявления и последствий социально-психологической напряженности при осуществлении совместной деятельности;
• обобщение объективных и субъективных факторов, вызывающих эскалацию социально-психологической напряженности;
• анализ существующих методических подходов к оценке уровня и выявлению источников социально-психологической напряженности;
• оценка уровня социально-психологической напряженности в конкретной организации;
• выявление источников противоречий, вызывающих эскалацию социально-психологической напряженности в конкретной организации;
• оценка явных и скрытых последствий эскалации социально-психологической напряженности в конкретной организации;
• разработка комплекса мероприятий, обеспечивающих ослабление источников противоречий (или их локализацию), и условий их реализации в конкретной организации
обоснование системы индикаторов и организационной процедуры для осуществления мониторинга социально-психологической напряженности в организации.