Общие гарантии прав и свобод человека и гражданина
К общим гарантиям относятся: защита прав и свобод – обязанность государства; самозащита прав и свобод; судебная защита; международная защита; возмещение вреда; неотменяемость прав и свобод.
Защита прав и свобод – обязанность государства. Ч. 1 ст. 45 Конституции гарантирует государственную защиту прав и свобод человека. Это важное конституционное обязательство, которое берет на себя государство. Люди платят налоги, содержат государство и его органы (в том числе и правоохранительные). Если государство отказывается защищать права человека или делает это выборочно по своему усмотрению, то зачем тогда содержать такое государство? Для того, чтобы не растерять народную поддержку государственная власть вынуждена употреблять монопольное право применения силы на благо, а именно на поддержание общественного порядка и обуздания насилия. Конституционное закрепление этого обязательства на бытовом уровне выражается в том, что любой человек, чье право нарушено может требовать от государственной власти защиты, а, к примеру, сотрудник полиции обязан предпринять меры для восстановления нарушенного права (у него нет выбора, хочет он помогать человеку или нет – он обязан помочь).
Самозащита прав и свобод. Согласно ч. 2 ст. 45 Конституции каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Способы самозащиты многообразны: обращение в СМИ, использование правозащитных организаций, профессиональных союзов, приостановка работы – в случае невыплаты заработной платы, оказание сопротивления напавшим хулиганам (в том числе с помощью оружия), если не превышены пределы необходимой обороны и пр.
Норма ч. 2 ст. 45 Конституции является важнейшим компонентом системы гарантирования конституционных прав и свобод. Какой бы эффективной не была система государственной защиты, возможность каждого самостоятельно защищать свои права сама по себе указывает на то, что человек является, прежде всего, самостоятельной личностью, защищаемой, но не опекаемой государством.
Судебная защита (ст. 46 Конституции). Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ч. 1 ст. 46). Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ч. 2 ст. 46). Такая форма защиты наиболее эффективна и доступна, а потому наиболее распространена. Независимый суд выступает арбитром в споре не только граждан, но и, прежде всего, в споре человека и государственных органов. Таким образом, гарантированная возможность обращения в суд (а, следовательно, обязанность суда принять и рассмотреть жалобу) призвана защищать гражданина от произвола самих органов государственной власти.
Международная защита – гарантирована ч. 3 ст. 46 Конституции, согласно которой каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
Это важный механизм сдерживания уже судебной власти от принятия неправосудных решений. Ведь вынесенное решение, ущемляющее права человека, закрепленные в ратифицированных Россией международных актах, может быть обжаловано в межгосударственные органы по защите прав человека. Среди таких органов следует выделить Комитеты ООН и Европейский Суд по правам человека.
Комитеты ООН. Существует девять основных международных договоров по правам человека, в соответствии с каждым из которых был учрежден «договорный орган» (комитет), состоящий из экспертов, которые осуществляют мониторинг выполнения положений договоров государствами-участниками. Среди них можно назвать Комитет против пыток, Комитет по правам инвалидов, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет по правам человека и др.
Каждый Комитет рассматривает жалобы на нарушение прав, закрепленных только «своим» международным договором (в соответствие с которым он был создан). В частности Комитет по правам человека (созданный в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах) может рассматривать индивидуальные сообщения о предполагаемых нарушениях прав, закрепленных Международным пактом о гражданских и политических правах.
Процедура защиты нарушенного права состоит в том, что жалоба доводится до сведения государства-участника данного международного акта, а государство дает объяснения или заявления по данному вопросу. Комитет не вправе выносить обязательные решения, но публикует ежегодные отчеты о рассмотрении жалоб.
В силу отсутствия у Комитетов ООН возможности выносить обязательные решения в отношении государств-участников, такая форма защиты малоэффективна.
Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ) – международный судебный орган, созданный в 1959 г. в соответствие с Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, для рассмотрения жалоб о нарушениях этой Конвенции. Юрисдикция ЕСПЧ распространяется на дела, связанные с толкованием и применением Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод и лишь в отношении тех государств, которые признали ее для себя обязательной. Решения ЕСПЧ обязательны для России с 1998 года.
Судьи Европейского суда по правам человека избираются Парламентской ассамблеей Совета Европы по списку лиц, выдвинутых государствами-членами (в состав ЕСПЧ входит судья и от России). Конвенция изначально заложила как основное правило, что судьи ЕСПЧ избираются сроком на девять лет и могут быть переизбраны (этот срок впоследствии был сокращен в соответствии с Протоколом № 11, до шести лет, а затем, согласно Протоколу № 14 снова стал составлять 9 лет, но без права переизбрания). Примечательно, что отсутствие требования об обязательном гражданстве судьи того государства-участника от которого он избирается, позволило гражданину Канады быть судьей от Лихтенштейна с 1980 по 1998 годы.
Жалоба граждан в ЕСПЧ может быть признана приемлемой, только если исчерпаны все внутригосударственные средства защиты права, и прежде всего судебные средства такой защиты. Жалобы, направляемые в ЕСПЧ, должны касаться событий, за которые несет ответственность государство, то есть жалобы против частных лиц не принимаются.
Суд окончательный, а его решения, которые сводятся к «справедливому удовлетворению претензий» в виде финансовой компенсации жертве, обязательны для государств-участников. При этом ЕСПЧ не является высшей инстанцией по отношению к судебной системе государств-участниц, он не может отменить решение, вынесенное органом государственной власти или судом, не дает указаний законодателю, не осуществляет абстрактный контроль национального законодательства или судебной практики. Суд рассматривает только конкретные жалобы с тем, чтобы установить, действительно ли были допущены нарушения требований Конвенции и в случае нарушения обязывает выплатить жертве компенсацию.
Возмещение вреда. Незаконные действия органов государственной власти часто сопровождаются причинением вреда человеку. Поэтому ст. 53 Конституции устанавливает, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Возмещению подлежит вред, причиненный незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным осуждением, заключением под стражу, задержанием в качестве подозреваемого (независимо от вины правоохранительных органов) и др.
Материальную ответственность в этом случае несет государство, которое потом в порядке регресса может взыскать уплаченную сумму с должностного лица, непосредственно причинившего ущерб.
Неотменяемость прав и свобод. Ч. 2 ст. 55 Конституции устанавливает, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Даная норма гарантирует незыблемость прав и свобод, обеспечивает правовую стабильность и уверенность человека в устойчивости своих прав и свобод, независимо от усмотрений законодателя.