Успехи и противоречия процесса глобализации на рубеже XX – XXI вв.: экономические, социокультурные, политические аспекты
Рекомендации Пономарева (курсивом мои уточнения и добавления. Таблицы тоже мои)
По учебной программе кафедры Новой и Новейшей истории зарубежных стран проблематика вопроса «Успехи и противоречия процесса глобализации на рубеже XX – XXI вв.: экономические, социокультурные, политические аспекты» изучается в 9 и 10 семестрах (первый и второй семестры V курса; лекционные курсы Пономарева М.В.). Раскрытие вопроса предполагает использование четырех блоков теоретического материала: 1) сущность и исторические этапы процесса глобализации; 2) экономические и технологические аспекты глобализации; 3) международно-правовые и геостратегические аспекты процесса глобализации; 4) социокультурные и идеологические аспекты процесса глобализации.
Анализируя разные подходы к определению сущности глобализации, обратите внимание на их внутреннее единство – понимание глобализма в качестве некоей парадигмы единого всемирно-исторического процесса. В зависимости от трактовки этой парадигмальной основы указываются и хронологические рамки процесса глобализации – от зарождения христианской культуры, от Великих географических открытий, от создания колониальных империй, от зарождения «метаполитических идеологий» XIX в., от эпохи мировых войн, от создания международно-правовой системы, от развертывания научно-технической революции и т.п. Обратите внимание на возникающее при таком подходе противоречие: рассматривая все эти вехи в качестве исторических этапов процесса глобализации, мы тем самым опровергаем возможность определения сущности глобализации в контексте какой-либо единой парадигмы – христианской, геополитической, коммунистической, либеральной, модернизационной, информационно-коммуникативистской или иной. В итоге, глобализация не воспринимается как преемственный процесс «закрытия ойкумены», то есть реального преодоления многосубъектности всемирно-исторического процесса. Она рассматривается как периодически возникающие «вызовы», усиливающие динамику мирового развития, но сопровождающиеся нарастанием межцивилизационных, межконфессиональных, этнонациональных, идейно-политических, геостратегических и иных противоречий. Соотнесите этот вывод со своими знаниями по курсу всеобщей истории Средних веков, Нового и Новейшего времени. Проанализируйте дополнительные материалы из состава учебного CDRW (папка «Глобализация»; файлы «Концептуальные истоки идеи глобализации (Жвитиашвили А.Ш.)», «Концептуальные основы глобализации (Шумилов)», «Проблемы глобализации (дисс)», «Глобализация (Косолапов)», «Глобализация (Федорова)», «Глобализация (Фурс)», «Глобализация, политика и международное право (Косолапов)» и др.).
Иными словами, при ответе следует отталкиваться не на трактовки начала развертывания глобализации, а на взгляды на проблему сущности этого процесса. Например, Робертсон за базовую сущность процесса глобализации берет религиозно- идеологический аспект, поэтому отправной точкой он называет появление первых мировых религий.
Рассматривая специфику современного процесса глобализации акцентируйте внимание на особой роли его экономических и технологических аспектов – формирование мирового хозяйства на протяжении ХХ века и, в особенности, складывание планетарного инфомационно-коммуникативного пространства на рубеже XX-XXI вв., едва ли не впервые позволяет говорить о глобализации в качестве объективного интеграционного процесса, а не очередного геополитического или мировоззренческого «вызова».
Здесь следует упомянуть об информационном обществе, виртуализации экономики, роли информации в современном мире, технических новшествах (компьютер, Интернет). Лучше всего открыть лекции за прошлый семестр.
Однако в действительности выбор стратегии глобального экономического развития порождает не менее острые противоречия. Обратите внимание в этом плане на специфику стратегии «Вашингтонского консенсуса» и интеграционной стратегии Европейского Союза. Материал по этом вопросам изучался в 9 семестре (лекция «Успехи и противоречия в развитии экономики в эпоху глобализации»; учебник: Пономарев М.В. История стран Европы и Америки в Новейшее время - М., Проспект, 2006, глава 4), а также в 10 семестре (семинарская тема «Европейская интеграция; учебник: Пономарев М.В. История стран Европы и Америки в Новейшее время - М., Проспект, 2006, глава 15). На учебном CDRW – файлы «Запад в ХХ в. Экономика», «Международные отношения в Новейшее время», «Международные отношения. Евроинтеграция», а также дополнительные материалы из папок «14 Глобализация» и «12 Евроинтеграция».
При анализе международно-правовых и геостратегических аспектов процесса глобализации обратите внимание на либеральную основу современной международно-правовой системы и противоречие между концепцией императивного международного права (в основе – доктрина естественных прав как основы суверенитета личности) и принципом национально-государственного суверенитета. Это противоречие, изначально заложенное в доктрине и уставных документах ООН, оказалось особенно очевидным после окончания «холодной войны». Рассмотрите с этой точки зрения становление современной стратегии глобального лидерства США, а также определите факторы сохранения многополярности мирового порядка. Эта проблематика изучалась на семинарских занятиях в 10 семестре (учебник: Пономарев М.В. История стран Европы и Америки в Новейшее время - М., Проспект, 2006, главы 11, 16; на учебном CDRW – файл «Международные отношения в Новейшее время», а также дополнительные материалы из папок «13 Международные отношения» и «14 Глобализация».
На одном из семинарских занятий в последнем семестре Пономарев давал общую схему системы международного права на примере ЕС. Про это здесь и речь. Также обратите внимание, что он требует раскрыть проблему гегемонии США не в геостратегическом аспекте, а в правовом. Нужно объяснить, почему вмешательство НАТО во внутренние дела суверенного государства можно считать легитимным. Необходимо объяснить здесь, что субъектом международного права может быть конкретный человек, чьи естественные права могут нарушаться государством. Это последние несколько семинаров в последнем семестре.
Рассматривая социокультурные и идеологические аспекты процесса глобализации используйте материал о специфике современных социальных процессов и «кризисе идентичности», подготовленный для экзаменационного вопроса «Становление информационного общества в странах Запада на рубеже XX-XXI вв.». Обратите внимание на то, что критика глобализма со стороны политиков, философов, социологов, экономистов в значительной степени связана с осмыслением «кризиса идентичности» и попытками найти ответ на этот новый «глобальный вызов» (см. на учебном CDRW в папке «14 Глобализация» файлы «Глобализация (Уткин)», «Противоречия глобализации (Шведков)», «Проблемы глобализации (дисс)»). Обратите также внимание на показательный факт – участие в дискуссии по проблемам социокультурных и идеологических аспектов процесса глобализации стало ключевым для публичной карьеры современных «знаковых» аналитиков на Западе – Ф. Фукуямы, С. Хантигтона, П. Бьюкенена, И. Валлерстайна, У. Бека (см. материалы из учебного CDRW – папка «15 Постмодерн и информ общество»).
Здесь, на мой взгляд, много говорить не надо. Про этот аспект глобализации лучше вспомнить при составлении урока (вторая часть билета)
4. При изучении данной темы можно использовать широкий круг источников, отражающих самые различные аспекты современной общественной жизни. С учетом специфики межпредметных связей школьного курса истории особенно значимы источники, с помощью которых можно раскрыть проблему «шока глобализации» – реакции человека на стремительное обновление глобального информационного, политического, экономического пространства (произведения художественной литературы и кинематографа). Отдельные специфические группы источников составляют международно-правовые акты, анализ которых необходим при рассмотрении проблем современной системы международных отношений (Устав ООН, международные конвенции по правам человека, учредительные договоры Европейского Союза и проект Европейской конституции, резолюции Совета Европы), а также публицистические материалы, фрагменты которых можно использовать при рассмотрении дискуссии по проблемам глобализма.
5. Историография проблемы строится вокруг двух основных полюсов: с одной стороны, быстро формирующийся спектр научных школ и направлений, участвующих в современной дискуссии глобалистов и антиглобалистов (см. выше), а с другой – очень широкий круг исследований, связанных с изучением тех исторических процессов и явлений, которые рассматриваются как ранние стадии процесса глобализации или его предпосылки (в том числе в русле теории модернизации, геополитических теорий, исследований в области международного права и истории мировой экономики). Из трудов современных отечественных авторов можно выделить:
o Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление. – М., 2001.
o Практика глобализации: игры и правила новой эпохи / Под ред. М.Г. Делягина. – М., 2000.
o Лукашук И.И. Глобализация, государство, право, XXI век. – М., 2000.
o Глобальное сообщество / Под ред. А.И.Неклесса. – М., 2002.
o Иноземцев В.Л. Расколотая цивилизация. – М., 1999.
o Лебедева М.М. Мировая политика. – М., 2006.
o Сурова Е.Э. Глобальная эпоха: полифония идентичности. – СПб., 2005.
o Восток / Запад. Региональные подсистемы и региональные проблемы международных отношений / Под ред. А.Д. Воскресенского. – М., 2002.
o Федотова В.Г. Модернизация другой Европы. – М., 1997.
o Травкин Д., Маргания О. Европейская модернизация. – СПб., 2004. – Кн. 1-2.
o Мельянцев В.А. Восток и Запад во втором тысячелетии. Экономическая история и современность. – М., 2002.