Исходя из этого, арбитражный суд удовлетворил иск к ответчику, обязав его снять с реализации часы с товарным знаком истца
В другом случае организация осуществляла хранение продукции с товарным знаком, используемым без разрешения его владельца. Изготовитель заменителя сахара обратился в арбитражный суд с иском о нарушении прав на товарный знак к товариществу с ограниченной ответственностью, поскольку на складе ответчика хранится аналогичная продукция, маркированная товарным знаком, зарегистрированным на имя истца для товаров данного класса.
Ответчик сослался на то, что он не является производителем товара, а только предоставил склады для его хранения.
При разрешении спора было установлено, что ответчик направил нескольким магазинам розничной торговли проекты договоров купли-продажи данного заменителя сахара.
Удовлетворяя иск, арбитражный суд указал на цель хранения товара: его последующую реализацию, в связи с чем усмотрел в действиях ответчика признаки правонарушения.
В качестве еще одного нарушения судебной практикой отмечено несанкционированное использование охраняемого элемента товарного знака без элемента, не подлежащего правовой охране.
Общество с ограниченной ответственностью обратилось в арбитражный суд с иском к издательству о защите прав на товарный знак путем удаления его с печатной продукции. В качестве товарного знака зарегистрировано обозначение из двух слов, одно из которых является охраняемым элементом.
Арбитражный суд отказал в удовлетворении исковых требований, поскольку в качестве товарного знака зарегистрировано обозначение из двух слов, одно из которых является охраняемым элементом. Ответчик использует только охраняемую часть товарного знака.
Отменяя решение, апелляционная инстанция указала, что нарушением прав на товарный знак является как использование товарного знака в целом, так и только одного охраняемого элемента.
Не является нарушением исключительных прав на товарный знак использование этого товарного знака другими лицами в отношении товаров, которые были введены в хозяйственный оборот непосредственно владельцем товарного знака или с его согласия, например, в отношении товаров, которые выпускает правообладатель и маркирует их зарегистрированным товарным знаком. Такой принцип носит название исчерпание прав, основанных на регистрации товарного знака. Следующий пример показывает, каким образом на практике реализуется данный принцип. ТОО «Милафарм» обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к ЗАО «Производственное объединение «ТОС» о нарушении прав на товарный знак. ТОО «Милафарм» является владельцем товарных знаков «Аурон», «Соматон», «Витаон», обозначающих косметические средства ухода за кожей и медицинские бальзамы. Право использования товарных знаков возникло у товарищества на основании договоров уступке товарного знака, заключенных с первоначальным владельцем - Фондом имени В.В.Караваева и зарегистрированных 09.02.95 г. в Роспатенте.
ЗАО «Производственное объединение «ТОС» выпускает в хозяйственный оборот товары того же класса, используя названные товарные знаки, и считает свои действия правомерными, основанными на договорах, заключенных с Фондом имени В.В.Караваева 18.08.92 г. В соответствии с указанными договорами ответчику были переданы функции по введению в хозяйственный оборот только в отношении определенного количества товаров, поэтому указанное обстоятельство не могло служить препятствием для совершения договора по уступке товарных знаков. Таким образом, Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ принял решение о направлении дела на новое рассмотрение с целью проверки о том, какие товары продавались акционерным обществом: введенные в хозяйственный оборот с согласия правообладателя или нет. Если были использованы товары, которые введены в гражданский оборот с согласия правообладателя, то в соответствии с принципом исчерпания прав нарушение исключительных прав не имело места и в иске следует отказать.
Особенностью осуществления прав на товарный знак является обязательность его использования. Правообладатель может не использовать товарный знак в своей хозяйственной деятельности, а предоставить его использование третьим лицам по договору. Использованием может быть признано применение товарного знака в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, проводимых в Российской Федерации, при наличии уважительных причин неприменения товарного знака на товарах и (или) их упаковке.
Если товарный знак не используется, то его действие может быть прекращено досрочно полностью или частично в зависимости от того, на какие товары он зарегистрирован и в отношении каких товаров он не используется. Основанием для досрочного прекращения является решение Палаты по патентным спорам, принятое по заявлению любого лица, в связи с неиспользованием товарного знака непрерывно в течение трех лет до даты подачи такого заявления.
Основанием для освобождения от подобной ответственности могут быть уважительные причины неиспользование товарного знака по независящим от правообладателя обстоятельствам. Например, права на использование товарного знака было передано по лицензионному договору, однако лицензиат не использовал его в своей деятельности. Доказательства использования товарного знака должны быть предоставлены правообладателем.