Принципы, выраженные в Конституции РФ
1) Народовластие - это принцип, в соответствии с которым население страны прямо или через своих представителей принимает участие в организации и деятельности государственного аппарата.
Конституционно-правовое выражение этого принципа содержится в ст. 3 Конституции Российской Федерации: «1) Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. 2) Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. 3) Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы». Формами народовластия являются прямая (непосредственная) и представительная демократия (народовластие).
При прямой демократии население страны, её части непосредственно решает вопросы государственного управления, которые за тем не требуют никакого одобрения со стороны государственных органов. Основными каналами прямой демократии в России являются прямые выборы, референдумы различных уровней, сходы граждан, на уровне местного самоуправления.
При представительной демократии от имени народа управление государственными делами осуществляют избранные населением представители. В качестве примера, в первую очередь, следует назвать деятельность представительных учреждений различных уровней (Государственная Дума Российской Федерации, законодательные органы субъектов Российской Федерации, представительные органы на уровне местного самоуправления).
2) Разделение властей - принцип организации и деятельности государственного аппарата, в соответствии с которым государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Каждая ветвь власти осуществляется отдельной группой государственных органов. Каждая группа органов самостоятельна и независима от других, что обеспечивается собственным источником формирования и наличием своего предмета ведения.
В то же время, каждая из ветвей власти, осуществляя собственные полномочия, имеет возможность ограничивать действия органов других ветвей, в случае их выхода за пределы предоставленных полномочий. Это осуществляется, например, путем закрепления за парламентом права требовать отставки правительства, права главы государства распустить парламент, права судебных органов объявить недействительными акты, противоречащие конституции или законам и другими способами.
3) Принцип федерализма выражается, с одной стороны, в наличии единой системы государственных органов, а с другой, - в наличии собственной компетенции не только у федеральных органов, но и у органов власти субъектов федерации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации Российское государство является федеративным государством. Кроме того, федерализм предполагает разграничение предметов ведения государственной власти на предметы исключительного ведения Российской Федерации и предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов; Согласно принципу федерализма, механизм государства формируется и функционирует в соответствии с Конституцией РФ, Федеративным договором о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации и другими договорами компетенцией государственных органов. Соответственно этому федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
4) Гуманизм — в соответствии с Конституцией Российской Федерации Российское государство является социальным государством, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение благосостояния человека, гражданина и общества в целом. Конституция РФ в ст. 2 впервые в ряду основ конституционного строя провозгласила: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства”. Это конституционное требование обращено ко всем без исключения органам государства, к каждому государственному служащему Данное положение знаменует принципиальный поворот во взаимоотношениях гражданина и государства. Конечно же, он не может произойти в одночасье, но важно, что новая Конституция гарантирует его в качестве магистрального пути развития России.
5) Принцип законности - означает обязательность соблюдения всеми органами государства, государственными служащими, гражданами Конституции, законов и подзаконных актов;
Законность — данный принцип подразумевает обязанность всех без исключения государственных органов, их должностных лиц, органов местного самоуправления, граждан и их объединений соблюдать Конституцию Российской Федерации и иное законодательство. Кроме того, законность означает верховенство закона и прав, свобод человека и гражданина на территории Российского государства;
Принципы организации и деятельности государственного аппарата, которые закреплены в федеральных конституционных и федеральных законах. Рассмотренные общие конституционные принципы организации и деятельности механизма Российского государства получают подкрепление, развитие и конкретизацию в принципах, закрепляемых в федеральных законах. Наиболее общее комплексное выражение эта группа принципов получила в федеральном Законе “Об основах государственной службы Российской Федерации”. Наряду с подтверждением конституционного принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной власти, в этом нормативно- правовом акте сформулированы следующие принципы:
• верховенство Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативно-правовыми актами и должностными инструкциями. Данный принцип предполагает приоритетное значение конституционных норм при исполнении государственными служащими своих обязанностей и обеспечении их прав;
• приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие при осуществлении государственной власти — данный принцип подразумевает обязанность государственных служащих признавать, соблюдать, гарантировать и защищать права и свободы человека и гражданина;
• равный доступ граждан к государственной службе в соответствии с имеющимися знаниями, способностями и профессиональной подготовкой;
• обязательность для государственных служащих решений, которые приняты вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и на основе законодательства Российского государства;
• профессионализм и компетентность государственных служащих. Профессионализм означает необходимость использования в деятельности государственных органов образованных, подготовленных для соответствующей деятельности кадров. Обеспечивается с помощью ответственной кадровой деятельности, наличия необходимой системы профессионального образования и переподготовки кадров.
• гласность в осуществлении государственной службы;
• ответственность государственных служащих за принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
• внепартийность государственной службы;
• отделение религиозных объединений от государственных;
• сочетание в государственной службе единоначалия и коллегиальности; Принцип сочетание единоначалия и коллегиальностизаключается в обеспечении оптимального соотношения в процессе формирования и деятельности государственных органов соответствующих начал.
• экономичность государственной службы (рентабельность).
Также некоторые авторы выделяют следующие принципы:
Принцип демократизма - выражается прежде всего в широком участии граждан в формировании и организации деятельности государственных органов, в учете в политике государства разнообразных интересов большинства населения;
Принцип верховенства права применительно к государственному аппарату означает, что организация и вся деятельность последнего строиться на основе и во исполнение права. В первую очередь, это воплощается в верховенстве закона. Закон являются нормативным актом высшей юридической силы, принимаемым высшим представительным органом - парламентом. Наиболее важные общественные отношения, касающиеся формирования и функционирования государственного аппарата должны регулироваться законами. Подзаконные нормативные акты должны приниматься на основе и во исполнение законов, не противоречить им. Кроме того, принцип верховенства права содержит в себе требование о том, чтобы законодательство не просто соблюдалось, но само выражало идею господства права, то есть оно должно отвечать правовым принципам равенства и справедливости, должно соответствовать интересам и потребностям общества.
Таким образом, принцип верховенства права шире принципа верховенство закона и выражается в:
- верховенстве закона
- выражении идеи господства права, равенства и справедливости
Принцип сочетания выборности и назначаемости - выражает оптимальное соотношение децентрализации и централизации в государственном управлении;
Принцип иерархичности - заключается в том, что органы государства занимают в государственном аппарате разные уровни (одни органы подчинены другим, решения вышестоящих органов обязательны для нижестоящих)