Консервация политического режима
Усиление позиций партийно-государственной номенклатуры.Со смещением Н. С. Хрущева и приходом к власти Л. И. Брежнева для партийно-государственного аппарата наступил своеобразный «золотой век». Начатая Хрущевым политика десталинизации и относительная демократизация превратили аппарат из орудия лидеров страны в самостоятельный субъект политики. Аппарат в качестве главного своего лозунга выдвинул идею «стабильности кадров», что нередко означало пожизненность номенклатурных постов, вело к безнаказанности руководителей, расцвету коррупции, разрыву между словом и делом. Объективно эта «стабильность» вела и к консервации политических и государственных структур.
Уже первые решения нового руководства означали возврат к прежним, привычным для аппарата структурам управления. Были упразднены совнархозы и восстановлены отраслевые министерства, причем количество их с каждым годом росло и к середине 80-х гг. было более 100 министерств и ведомств союзного уровня (в 1924 г. их было 10, в 1936 г. — 20) и 500 республиканского. Только за 1976 — 1983 гг. численность управленческого аппарата выросла на 3 млн. и достигала 18 млн. человек. К этому времени на каждые 6 — 7 человек в стране приходилось по одному «управляющему». На их содержание ежегодно затрачивалось до 40 млрд рублей. «Стабильность» обернулась и старением кадров. К 1982 г. средний возраст высшего руководства перешагнул 70-летний рубеж.
Значительно усилился контроль со стороны партийного аппарата над всеми сторонами жизни общества. Уже на XXIII съезде КПСС (1966) были отменены все новации в партийной жизни, принятые при Хрущеве. Делегаты съезда проголосовали за ….. отмену партийного руководства. В Уставе КПСС, принятом на XXIV съезде партии (1971), было закреплено право контроля деятельности администрации в НИИ, учебных заведениях, учреждениях культуры и здравоохранения (в промышленности и сельском хозяйстве оно существовало и раньше) со стороны партийных органов. Усиливался партийный контроль за деятельностью аппарата государственных органов. Конституция СССР 1977 г. закрепила руководящую и направляющую роль КПСС в обществе, определив ее в качестве «ядра политической системы». Поскольку же вся реальная власть в самой КПСС принадлежала партийному аппарату, то именно его и следовало считать главной политической силой в стране.
Брежнев, как и его предшественники, широко использовал чисто аппаратные приемы в своей деятельности, например важнейшие для страны решения принимались узким кругом лиц. Под лозунгом «борьбы за единство партии» глушилась любая точка зрения, не совпадавшая с «генеральной линией», свертывались критика и самокритика. По личному указанию Брежнева во время его выступлений перед большими аудиториями зал должен был в нужных местах речи вставать и аплодировать. При проведении работы съездов партии и общественных организаций в Кремлевском дворце съездов рассаживали группы скандирующих, обеспечивавших необходимые «шумовые эффекты» в зале.
Для материальною обеспечения аппарата была еще более усовершенствована и без того отлаженная система льгот и привилегий. Бесконтрольность вела к разложению части партийно-государственного аппарата. Началось сращивание его отдельных коррумпированных групп с «теневой экономикой».
С конца 60-х гг. начинается и усиливается кампания по возвеличиванию самого Брежнева. Укрепление его позиций в руководстве сопровождалось безмерным восхвалением его личности в официальных органах массовой пропаганды, вызывая ответную негативную реакцию населения.
Неосталинизм.Обеспечив себе восстановление господствующих позиций, партаппарат отказался от критики «культа личности». Уже через несколько месяцев после отстранения Хрущева, во время празднования 20-летия Победы, в докладе Брежнева впервые за последние годы прозвучала под аплодисменты зала высокая оценка вклада Сталина в Победу.
С тех пор все чаще не только имя Сталина, но и образ начинают присутствовать в художественных произведениях, кинофильмах, периодике. В них Сталин представал скромным, немногословным, неизменно мудрым, пекущимся о народном благе лидером. Линия XX съезда на развенчание Сталина не только не сохранилась на практике, но о ней перестали упоминать и в партийных документах.
К началу 80-х гг. в руководстве КПСС усилились нападки на предыдущую критику Сталина и сталинизма, прозвучали призывы о переименовании Волгограда в Сталинград в связи с 40-летием Победы.
Укрепление роли армии и органов безопасности.С устранением Хрущева возросла роль армейского руководства и органов безопасности. С приходом к власти Брежнева увеличилось финансирование оборонных программ. С 1967 г. началась массовая установка в подземных шахтах межконтинентальных баллистических ракет — залог будущего военно-стратегического паритета с США. Была создана высокоэффективная система ПВО (в том числе ПРО). Значительно выросли численность и боевая мощь авиации и флота. С 1976 г. в Восточной Европе началась установка ядерных ракет средней дальности. Все это укрепляло обороноспособность страны, но и вело к усилению позиций военного руководства.
В условиях нарастания диссидентского движения в стране, проявления социальной напряженности власти заботились и об укреплении органов госбезопасности. С приходом к руководству КГБ секретаря ЦК КПСС Ю. В. Андропова (1967) борьбе с инакомыслием стали уделять еще больше внимания. По его предложению создается Пятое управление КГБ (по борьбе с диссидентством), сотрудники которого были внедрены почти во все учреждения, общественные организации и движения (включая молодежные, религиозные, научные и др.). Они вели скрытые и открытые наблюдения не только за правозащитниками, но и за их потенциальными союзниками, прослушивали телефоны.
Широкое использование получила практика заключения в специализированные психиатрические лечебницы, находившиеся на балансе МВД и КГБ. Даже в научных дискуссиях, как и при Сталине, направленность споров контролировали офицеры госбезопасности.
Таким образом, несмотря на то что массовый террор ушел в прошлое, политические преследования не только не прекратились, но и приобрели более изощренный характер.
Конституция СССР 1977 г.Принятая 7 октября 1977 г. Конституция стала четвертым за 60 лет советской власти Основным Законом.
В преамбуле Конституции говорилось, что в СССР построено развитое социалистическое общество, характеризовались его основные черты. Главный акцент делался на идее достижения социальной и национальной однородности общества (впервые в качестве социальной базы советской власти наряду с рабочим классом и колхозным крестьянством была названа также народная интеллигенция; говорилось о «новой социальной и интернациональной общности» — советском народе, о едином народнохозяйственном комплексе СССР и др.).
В статье 6 было официально закреплено особое руководящее положение КПСС в советском обществе. Конституция утверждала усилившуюся экономическую и политическую роль союзного центра в ущерб правам республик.
Наконец, как и прежде, видное место в Основном Законе занял блок социально-экономических прав граждан, к числу которых (в сравнении с Конституцией 1936 г.) добавились и новые: на труд, бесплатное образование, медицинскую помощь, отдых, пенсионное обеспечение, жилище. Вслед за принятием Конституции были разработаны и приняты законы, регламентирующие реализацию этих прав.
В Конституции были закреплены и положения, предусматривавшие расширение прав общественных организаций (на законодательную инициативу, выдвижение кандидатов в депутаты и т. д.).
Конституция 1977 г. в целом носила демократический характер. Он подчеркивался еще и тем, что впервые в Основной Закон были внесены международные обязательства СССР (десять положений Хельсинкского акта о принципах межгосударственных отношений). Однако имевший место в обществе разрыв между словом и делом, безусловно, наложил отпечаток и на то, что многие зафиксированные в Конституции права и свободы либо так и остались на бумаге (например, право на свободу демонстраций), либо нарушались.
ДОКУМЕНТЫ