Чешские земли в новое время

ЧЕШСКОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ Сущность чешского национального Возрождения

Чешское национальное Возрождение — длительный процесс, который пришелся на период развития в Чехии капитализма, формирования в ней нации Нового времени. В складывающихся общественных отношениях с расширением знаний и прогрессом науки меняются и мировоззрение людей и их нравственные постулаты. Зарождение и становление новой культуры отвечало запросам общества. При этом в изменившихся исторических условиях использовались традиции и позитивные компоненты культуры прошлого.

Подобный процесс пережили многие народы Европы, но чешское национальное Возрождение развивалось в условиях специфических и отличается рядом особенностей. На протяжении длительного времени чехи проживали в составе многонационального австрийского государства, где власть принадлежала представителям немецкой национальности. В социальной структуре чешской народности не было некоторых элементов, типичных для общества периода позднего феодализма, да и самобытное культурное и языковое развитие было серьезно нарушено в предшествующие столетия. В побелогорский период постепенно ликвидировалась чешская государственность, шляхта германизировалась, десятки тысяч некатоликов ушли в эмиграцию, а в страну прибыло множество немцев, что привело к германизации многих городов. По некоторым сведениям и позднейшим подсчетам, в Чехии начала XIX в. жило более 60% чехов и менее 40% немцев, в Моравии — соответственно 70 и 30%, в Силезии немцев более 40%, поляков около 35%, чехов более 20%.

В чешских землях имелось больше благоприятных предпосылок, чем в других регионах Центральной Европы, для перерастания феодального общества в капиталистическое, чтобы конституировалась чешская нация. Важнейшим фактором было наличие густой сети городов на территории с чешским населением, широкое распространение начальных школ с обучением на чешском языке. Хотя в средних и высших школах языком преподавания был

латинский и немецкий, эти учебные заведения также способствовали возникновению в Чехии патриотической интеллигенции. Кроме того, здесь существовали богатые культурные традиции. По этим причинам и процесс формирования чешской нации проходил в форме Возрождения, т.е. обновления культуры в широком понимании в новых условиях.

Критериями для выделения периодов формирования чешской нации являются социальные факторы: развитие национального самосознания и активность участия слоев чешского общества в национальном движении. Первый период национального Возрождения у чехов был связан с научным исследованием языка, этнических особенностей, культуры и истории народа. Он имел два этапа — просвещенческий и предромантический и продолжался до конца первого десятилетия XIXв. Со второго десятилетия, особенно с 1815 г., начался второй период, который характеризуется ростом национального движения и расширением национальной агитации среди масс. Буржуазная революция 1848-1849 гг. явилась исходным рубежом третьего периода, когда возникло массовое национальное движение чехов. Вершина его приходится на 60-е гг. — в движение вступили широкие слои чешских крестьян и рабочих.

Земский патриотизм

Каждый из перечисленных периодов имел свое идеологическое обоснование. В конце XVIII в. такой идеологией был земский, т.е. территориальный, патриотизм. Его возникновение и рост определялись интеллектуальным состоянием узкого слоя общества, убежденного в самобытности развития чешских земель. Знание истории давало основание заявлять о равных, естественных правах чехов на участие в прогрессе человечества. Формированию национальной идеи способствовал и ряд других факторов, в первую очередь таких, как реформы конца XVIIIв.

Просвещенческая идеология, провозглашавшая конец феодального партикуляризма в борьбе за единое централизованное государство, предпочитала немецкий язык и стала объективным препятствием для реализации прав чешских сословий. Поэтому представители шляхты Чехии, Моравии и Силезии, разделявшие идеологию земского патриотизма, стремились создать благоприятные условия для развития чешского языка, чешских ученых обществ, библиотек, музеев и т.д. В основе этих стремлений лежала защита шляхтой своего экономического, общественного и правового положения от централизаторских тенденций Габсбургов.

При этом идеология земского патриотизма предполагала отнюдь не самостоятельность, а лишь особое положение Чехии в рамках монархии Габсбургов. Шляхта и в побелогорский период активно участвовала в управлении Чехией и потому боролась против реформ XVIIIв., существенно ограничивавших влияние сословных органов на политическую жизнь страны. В чешском и моравском земском патриотизме следует видеть кроме шляхетского также патриотизм городской (мещанский, бюргерский, буржуазный), носителями которого прежде всего были чешские ученые и чиновники. Часто «будители», как называют их историки, происходили не только из чешских, но и из немецких семей. В своем большинстве они активно поддерживали иозе-финские реформы.

Наши рекомендации