Правовые акты Конгресса
Основными нормативными актами, издаваемыми Конгрессом, являются законыи совместные резолюции.Эти акты входят в силу после принятия их двумя палатами и подписания Президентом. Законы подразделяются на публичные и частные; первые, наиболее значительные, устанавливают общие правила, вторые — регулируют вопросы, связанные с интересами отдельных лиц или корпораций. Совместные резолюции обычно решают относительно второстепенные вопросы: продлевают срок действия законов, исправляют ошибки в текстах законов, выделяют ассигнования на незначительные нужды и др. Но они могут приниматься (и притом без санкции Президента) и по более важным вопросам — например, оформлять при одобрении 2/3 голосов в обеих палатах принятие проекта поправки к Конституции, которая практически сразу же направляется для ратификации штатам.
Не нуждаются в подписи Президента совпадающие и простые резолюции; эти акты обычно выражают позиции Конгресса или одной палаты по конкретным вопросам внутренней и внешней политики, по вопросам, касающимся деятельности палат и др. Выраженное в такой форме мнение Конгресса или одной палаты не носит обязательного характера, а иногда и прямо рассчитано на регулирование только внутриплатных вопросов (например, при создании расследовательских комитетов).
Законодательный процесс
Прохождение законопроекта в каждой палате начинается с его внесения. Правом законодательной инициативы обладают только депутаты (Президент вносит проекты законов через "своих" депутатов, его законопроекты называют "инициативными биллями", и они пользуются правом приоритетного рассмотрения). В среднем в год в Конгресс вносится 10—15 тыс. биллей и резолюций, а принимается 500—1000. Основная масса публичных законопроектов практически инициируется исполнительной властью. Многие билли вносятся в палаты с подачи лоббирующих организаций.
Рассмотрение законопроектов в каждой палате распадается на следующие стадии.
Первое чтение заключается в формальном внесении законопроекта в палату. При этом он регистрируется руководителем аппарата — секретарем Сената или клерком Палаты представителей, после чего Спикером передается в соответствующий комитет.
В комитете билль подвергается детальному обсуждению с вызовом необходимых экспертов, в него вносятся поправки. По результатам обсуждения составляется доклад с рекомендациями палате.
Второе чтение начинается с заслушивания палатой доклада, с которым выступает председатель комитета. На этой стадии происходит обсуждение билля и поправок, предложенных комитетом и депутатами, решается вопрос о принятии или отклонении поправок и о дальнейшем рассмотрении билля. Если удается достичь "единодушного согласия", то обсуждение может быть очень кратким.
Третье чтение состоит в оглашении окончательно подготовленного текста билля, после чего он ставится на голосование. Существует несколько способов голосования.
После одобрения билля палатой он передается в другую палату, где проходит те же стадии. В случае возникновения разногласий между палатами создается согласительный комитет, который вырабатывает общую позицию, представляемую палатам. Но если любая палата не соглашается с проектом, он отклоняется. Билль, одобренный двумя палатами, направляется на подпись Президенту.
Президент вправе подписать закрнопроект, и тогда он становится законом, но вправе в течение 10 дней вернуть его в Конгресс (применить вето). Вето может быть преодолено повторным одобрением в каждой палате двумя третями голосов депутатов каждой палаты. Тогда проект становится законом и без подписи Президента. Если же Президент, получив законопроект, в течение установленного срока (10 дней) не подписывает его, то проект также автоматически становится законом.
Лоббизм
В стенах Конгресса действует несколько тысяч отдельных лиц, а также большое число частных организаций, профессионально оказывающих влияние на депутатов с целью принятия определенных законов. Считается, что такая деятельность не является нарушением независимости Конгресса, а приближает его к практическим потребностям заинтересованных лиц. В то же время известно, что лоббисты осуществляют не просто разъяснительную работу, но нередко и откровенный подкуп депутатов. Специальный закон требует регистрации всех лоббистов и их организаций, а также предоставления полных отчетов об их финансовых операциях. Тем не менее периодически возникают скандальные разоблачения.
35. Правовой статус Президента США; система органов исполнительной власти.
Американская Конституция впервые в истории учредила пост выборного Президента США. В соответствии со ст. II Конституции он является главой правительства, всей системы исполнительной власти и одновременно главой государства. При этом должность премьер-министра не предусмотрена.
Конституционными нормами определен четырехлетний срок президентства. Президентом может быть избран гражданин США по рождению (т. е. уроженец этого государства), достигший 35-летнего возраста и проживающий в стране не менее 14 лет, обладающий избирательным правом. Причем поправка 12 гласит, что Президент и вице-президент, избираемые одновременно, не могут быть жителями одного штата. 22 поправка установила, что одно и то же лицо не может быть президентом более двух сроков подряд.
Выборы главы государства проходят в четко определенный срок — в первый вторник после первого понедельника ноября високосного года (в первый вторник ноября, кроме 1 ноября). При этом досрочные выборы Конституцией не предусмотрены. В случае досрочного прекращения главой государства своих полномочий его функции выполняет вице-президент в течение всего оставшегося до выборов срока. Вступление в должность вновь избранного Президента определено на 20 января следующего года.
Президент избирается путем сложной системы косвенных выборов, при которой избиратели голосуют за коллегию выборщиков, которая затем избирает главу государства. В коллегию входит число выборщиков, равное количеству конгрессменов и сенаторов. Соответственно, каждый штат избирает столько выборщиков, сколько от штата в сумме избирается сенаторов и конгрессменов. От округа Колумбия избирается
три выборщика. Всего должно быть избрано 538 выборщиков. Все выборщики от штата представляют одну партию, поскольку каждая политическая партия выдвигает в штате полный список своих кандидатов, за который и голосуют избиратели. На этом этапе победитель определяется на основе системы относительного большинства. При голосовании выборщиков для победы кандидата на пост президента требуется абсолютное большинство голосов выборщиков. В случае, если ни один из кандидатов не набрал абсолютного большинства выборщиков, прези
дента избирает Палата представителей американского Конгресса из трех кандидатов, получивших относительное большинство голосов выборщиков.
В последних президентских выборах (ноябрь 2000 г.) участвовало 51,2% избирателей. За Дж. Буша (нынешнего Президента) высказались 47,88%, за его основного соперника (кандидата от демократической партии) — 48,3% голосовавших. Однако из- за особенностей (а также некоторой архаичности) избирательной системы большинство голосов выборщиков получил представитель республиканцев Дж. Буш. Его преимущество над кандидатом от демократов заключалась в том, что республиканцы победили в наиболее густонаселенных штатах.
Глава государства неприкосновенен: его нельзя арестовать и подвергнуть уголовному преследованию до тех пор, пока он не будет отстранен в соответствии с процедурой импичмента.
При анализе конституционного статуса Президента США необходимо учитывать, что в основу федеральной государственной власти был положен принцип разделения властей и механизм сдержек и противовесов, целью которого было создание самостоятельных, но вместе с тем эффективно контролирующих друг друга конституционных федеральных органов.
Вопросы организации исполнительной власти в Конституции получили лишь схематичное отражение. Правовой статус Президента и правительства (администрации) определен в Своде законов США.
В соответствии с Конституцией Президент обладает широким кругом полномочий: исполнение законов, назначение и смещение министров, определение полномочий всех должностных лиц на федеральном уровне, представительство государства во внешних отношениях, руководство внешней и внутренней политикой, издание указов и исполнительных приказов. Он, будучи Верховным главнокомандующим, принимает решение об использовании вооруженных сил, назначает членов Верховного суда с последующим утверждением Сенатом, обращается с посланиями к стране, осуществляет помилование. В сфере законотворческой деятельности серьезным инструментом давления Президента на Конгресс является право вето, которое может быть преодолено двумя третями голосов депутатов каждой из палат парламента.
В соответствии с 25 поправкой к Конституции США Президент досрочно прекращает свои полномочия в случае отстранения от должности, смерти, отставки и неспособности осуществлять полномочия и обязанности по своей должности. Отстранение от должности возможно только через процедуру импичмента. Основаниями являются государственная измена, коррупция или иное тяжкое преступление или проступок.
В американской конституционной практике было всего три реальных случая применения этой сложной процедуры отреше- ния Президента от должности, но ни одна из них не была доведена до конца (последний раз — в 1998—1999 гг. в отношении Б. Клинтона). В 1974 г. Р. Никсон сам добровольно ушел в отставку, не дожидаясь импичмента.
Кабинет состоит из министров (глав департаментов), которые назначаются Президентом, согласно Конституции, «по совету и с согласия» Сената. Сенат должен одобрить назначения Президента на высшие государственные должности большинством в две трети голосов. Однако такой контроль со стороны Сената не носит политического характера (проверяются лишь компетентность и моральный облик кандидатов) и не зависит от исхода выборов. Как показывает политическая практика США, отказы в одобрении со стороны Сената бывают чрезвычайно редко, даже в том случае, когда правительство формируется одной партией, а большинство в парламенте принадлежит другой.
Четкой структуры Кабинет не имеет. При Кабинете функционирует несколько советов: национальной безопасности, по экономическим делам, по природным ресурсам и проблемам окружающей среды, по внутренней и внешней торговле, по людским ресурсам. Председателем этих советов является Президент. Однако в каждом из них есть свой временный председатель, назначенный Президентом, который и руководит работой. Советы разрабатывают основные направления политики и консультируют Президента.
В США большинство руководителей правительственных ведомств именуются секретарями. В этой стране название «государственный секретарь» служит для обозначения должности министра иностранных дел, а само ведомство внешних сношений именуется государственным департаментом. В конце 2001 г. после трагических событий 11 сентября введена ответственная должность члена правительства — руководителя Департамента внутренней безопасности.
36. Праймериз на выборах Президента США.
В США - институт проходящих на уровне штатов партийных выборов, по результатам которых направляются делегаты на общенациональную партийную конвенцию, где должен быть определен единый партийный кандидат в президенты. Более распространенная форма выбора делегатов, нежели традиционные кокусы. В общем смысле - совокупность всех первичных выборных мероприятий перед президентскими выборами (включая и собственно праймериз, и кокусы).