Уголовно-правовое понятие должностного лица
Субъектами преступлений, предусмотренных в главе 30 УК РФ ( кроме ст. 292), являются должностные лица ,состоящие на государственной или муниципальной службе. В 2010 г. в России совершено 43006 преступлений, подпадающих под статьи данной главы, что на 4 % меньше предыдущего года, а в 2011 г. - 26948. В литературе имеется обоснованное предложение распространить понятие должностного лица не только на данную главу, но и на весь Уголовный кодекс – например, на статьи 299, 300, 301, 160 ч. 3 и многие другие ( Н. А. Егорова).
Государственная служба – это профессиональная служебная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов; муниципальная служба - служба в выборных и других органах, наделённых полномочиями по решению местных вопросов и не входящих в систему органов государственной власти. В примечаниях ст. 285 УК РФ указаны следующие разновидности должностных лиц в уголовном праве:
1) лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителей власти.В действующемпостановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля. 2000 г. « О судебной практике по делам о взяточничестве и о коммерческом подкупе»упоминаются варианты специальных полномочий – например, стажёры органов полиции или прокуратуры. Представитель власти, как указано уже в примечании к ст. 318 УК- это должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделённое в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.
Егорьев, являясь должностным лицом, занимающим муниципальную должность категории «Б» (а именно - заведующим жилищным отделом Администрации г. Усолье), получил взятку от Головина как вознаграждение за выполнение им действия по приватизации квартиры, входящие в его служебные полномочия. Усольским городским судом Иркутской обл. он был признан виновным в получении взятки именно как представитель власти, и осужден по ч.1 ст. 290 УК.
Представителями власти считаются,в частности, члены Совета Федерации, депутаты Госдумы, депутаты законодательных органов субъектов РФ, члены Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ, судьи федеральных судов и мировые судьи, наделённые соответствующими полномочиями отдельные работники прокуратуры, налоговых органов, органов МВД и ФСБ, состоящие на государственной службе аудиторы, государственные инспекторы и контролёры, военнослужащие при выполнении ими обязанностей по охране общественного порядка и общественной безопасности.
2) лица, выполняющие:
а) организационно-распорядительные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, госкорпорациях, а также в Вооружённых силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Эти функции включают в себя: приём на работу и увольнение, перемещение подчинённых по службе, поддержание дисциплины, поощрение и наложение взысканий, установление распорядка, определение трудовых функций работников или подразделений (директор средней общеобразовательной школы, ректор государственного вуза, декан факультета, министр здравоохранения области, управляющий региональным отделением фонда социального страхования РФ, и т.д.).
б) административно-хозяйственные функции в тех же организациях. Они связаны с управлением не людьми, а имуществом: распоряжение денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, определение порядка их хранения, принятие решений о начислении зарплаты и премий, контроль за движением материальных ценностей, приобретение имущества для организации и его хранение (заместители руководителей по хозяйственной части, начальники материально-технических отделов, главные бухгалтеры и иные лица, имеющие право подписи финансовых документов).
Нередки случаи, когда должностные лица выполняют одновременно организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции.
Верховным Судом РФ в решениях по конкретным уголовным делам должностными лицами признавались: директор муниципального предприятия жилищного хозяйства посёлка, заведующий бюро занятости населения города и специалист 1-й категории этого же учреждения, , консультант отдела строительства администрации области, начальник медицинского пункта – врач воинской части, преподаватель вуза при приёме им экзаменов, управляющий отделением Пенсионного фонда РФ, начальник поезда, начальника медпункта войсковой части, начальник таможенного поста,
Не признавались должностными лицами: частный нотариус, старший инспектор безопасности акционерного общества, директор муниципального унитарного предприятия, осуществляющий в нём управленческие функции.
В теории уголовного права обоснованно подвергается сомнению ( И. М. Мацкевич) целесообразность существенного изменения в УК РФ 1996 г., который отнёс военнослужащих к должностным лицам «общего» характера и исключил из кодекса составы воинских преступлений, связанные со спецификой должностного положения военнослужащих и выполняемых ими функций.
Функции должностного лица могут выполняться и временно, и по специальному полномочию (народные или присяжные заседатели, общественные контролёры и ревизоры).
Исполнение функций должностного лица временно (на период отпуска, болезни, командировки) оформляется соответствующим приказом, для придания юридической силы такому решению.
Исполнение функций должностного лица по специальному полномочию также оформляется приказом, при этом лицо такую должность не занимает (начальник геологоразведочной партии, капитан дальнего плавания – когда они обретают статус руководителя органа дознания по признакам совершённых в месте их нахождения преступлений). Однако такое исполнение может иметь место и без издания приказа, просто в силу закона. Например, военнослужащие при охране общественного порядка или общественной безопасности могут получать свою задачу по документу «Боевое распоряжение», в соответствии с ФЗ РФ « О внутренних войсках». Пленум Верховного Суда РФ ,к сожалению, не сделал акцента на главном в определении этого понятия – на том, что полномочия выполняются в разовом порядке, без замещения должности – на что резонно обращает внимание Н. А. Егорова).
Если полномочия возложены не в установленном законом порядке – лицо не считается должностным.
В 1984 г. в Москве В. Алябин принял обязанности директора магазина от своего сына по его устному распоряжению. К обязанностям относился халатно, не смотрел за подчинёнными, которые этим пользовались и совершали хищения имущества. Алябин не был привлечён к уголовной отвественности именно потому, что приказ о замещении им обязанностей директора не издавался.
В случае самовольного присвоения полномочий должностного лица ответственность наступает по ст. 288 УК РФ и по совокупности с другими преступлениями.
Беляков, работая на лодочной станции в. г. Сочи, выдавал себя за заведующего, вымогал деньги с граждан за предоставление места для моторных лодок. Был осуждён по совокупности статей 288 и 159 УК РФ.
Пленум Верховного Суда РФ разъяснил,что не являются должностными лица, выполняющие сугубо профессиональные или технические обязанности ( врачи, педагоги, адвокаты и т.д.). Но если они одновременно выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции,то признаются субъектом должностных преступлений ( если врач, зав. отделением,. помещает за деньги больного в стационар, или выдаёт больничный лист).
В последнее время А. Н. Шнитенков отстаивает оригинальную концепцию, не совпадающую с мнением высшей судебной инстанции, согласно которой преподаватель вуза может считаться должностным лицом только в случае принятия им экзаменов в составе ГАК – ведь только тогда он принимает решения , напрямую создающие юридические последствия для студента. При получении неудовлетворительной оценки на госэкзамене или защите диплома студент признаётся не закончившим вуз именно по решению ГАК, на которое уже никто повлиять не может. Если же преподаватель выставил оценку «неудовлетворительно» на курсовом экзамене, то студент имеет право ещё на пересдачи, а в конечном счёте его судьбу решает декан или ректор вуза.
3) иностранные должностные лица и должностные лица публичной международной организации. Согласно примечанию № 2 к ст. 290 УК РФ, под ними понимаются любое назначенное или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в т.ч. для публичного ведомства или публичного предприятия. - международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от её имени. Ранее упомянутые лица могли привлекаться к уголовной ответственности только при наличии международных договоров России с другими странами, поэтому существовали реальные проблемы борьбы с некоторыми видами коррупции. В этой связи Г. И. Богуш верно отмечал, что существовавшее тогда примечание № 5 к ст. 285, введённое в порядке имплементации международных конвенций, на практике совсем не применялось. Он даже предлагал вообще поэтому отказаться от термина «должностное лицо», признав субъектом преступления любого публичного служащего, независимо от его категории. Да и термин « должностное лицо публичной международной организации» был размыт, детализация его отдавалась на откуп национальному законодателю. Существовал парадокс: если российский предприниматель для получения преимушества в своей деятельности подкупал такое лицо, то предпринимателя практически нельзя было судить по УК РФ, хотя для нас он гораздо доступнее, чем само это должностное лицо. Отметим, что понятие должностного лица, ранее понимавшееся в разных отраслях отечественного права по-разному, становится более универсальным. В частности, с 25 декабря 2008 г. в статье 19.28 КоАП РФ оно идентично рассмотренному выше уголовно-правовому понятию, что облегчает проблемы оценки незаконных действий чиновников по нормам административного и уголовного права.
В главе 23 впервые в УК даётся понятие иного субъекта преступления, не совпадающего с должностным лицом - «Лицо,выполяющее управленческие функции в коммерческой или иной оранизации» - оно занимает промежуточное положение между ДЛ и частным лицом.( если принимать во внимание санкции за совершаемые ими преступления). Эти организации, как правило, называются уже не учреждениями, а предприятиями (например, унитарными), независимо от формы собственности, т.к. они осуществляют коммерческую деятельность.
В примечании № 1 к ст. 201 УК РФ такими субъектами признаются лица, выполняющие функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лица, постоянно,временно либо по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях.
Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями( в ред. 7 декабря 2011 г.)
Непосредственный объект преступления– общественные отношения, составляющие содержание отдельных видов нормальной и законной деятельности государственных органов и органов местного самоуправления(Б. М.Леонтьев, Б. В. Волженкин).
Дополнительный объект – общественные отношения, обеспечивающие права и законные интересы граждан. В теории уголовного права имеются и иные концепции объекта посягательства, иногда отождествляющие непосредственный и родовой объекты преступлений. указанных в главе 30 УК РФ ( А. Б. Сахаров, Б. В. Здравомыслов), а подчас считающие объектом «неотъемлемое качество государственного аппарата» ( А.Я. Светлов),или общественные отношения,обязывающие должностных лиц выполнять свои полномочия только в интересах службы ( Н. И. Коржанский)..
Субъект преступления специальный – должностное лицо (признаки его рассмотрены ранее).
Объективная сторона преступления – использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства.
Преступное поведение выражается чаще всего в действии, иногда – в бездействии.
В 2011 г. в Архангельской обл. судебный пристав-исполнитель Головнева, не желая работать по находящимся в ее производстве исполнительным делам, составляла фиктивные документы о невозможности взысканий и прекращала исполнительные производства; а после производства действия по взысканию задолженностей, оначасть денег на депозитный счет службы не переводила,.
Возможны и другие вариантв преступного деяния - например, должностное лицо, отвечающее за регистрацию претендентов на участие в аукционе,под разными предлогами отказывается это делать в отношении конкретного человека,чтобы он не успел в срок оформить все документы, а к участию в тендере без помех и без конкуренции.был бы допущен его родственник. Главный признак,характеризующий деяние -это то, что оно производится вопреки служебным обязанностям субъекта ( т. е. делается «во зло» - отсюда и сам термин «злоупотребление».
В 2011 г. старший лейтенант милиции Овсиенко в г. Челябинске, вопреки требованиям должностных инструкций, по просьбе своего знакомого вернула водительское удостоверение правонарушителя Тихонова, изъятое за отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения. В результате водитель, лишенный по решению суда права управления транспортными средствами на срок 1 год 6 месяцев, получил возможность управления автомашиной.
Если упомянутые выше последствия не наступили, содеянное расценивается как должностной проступок и влечёт применение мер дисциплинарного взыскания ( В.И.Зубкова). «Существенное нарушение прав и законныхинтересов граждан » - это оценочный признак, который толкуется в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» так: следует учитывать характер и размер материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть морального, физического или имущественного вреда и т. п. «Существенное нарушение охраняемых законом интересов общества или государства » - это признак, который толкуется с учётом степени отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу организации, характер и размер материального ущерба и т. д. В частности ,таковым нарушением можно считать укрывательство преступлений от учета сотрудниками полиции, или иные деяния,приносящие в т.ч. материальный вред ( но не заключающийся в безвозмездном присвоении субъектом имущества.)
В 2010 г. в Архангельской обл. главный врач муниципального учреждения здравоохранения Есипов составил фиктивные документы, незаконно приписав в паспорта участков находящиеся там дошкольные учреждения и образовательные школы, чем значительно увеличил на педиатрических участках количество лиц до 17-ти лет и что дало право ежемесячного получения педиатрами и медицинскими сестрами на участках доплат в размерах по 10 и 5 тысяч рублей соответственно, ежемесячно подавал документы содержащие недостоверные сведения о количестве обслуживаемых несовершеннолетних в Архангельский областной фонд обязательного медицинского страхования, на основании которых 14-ти педиатрам и медсестрам данной поликлиники из Архангельского областного фонда обязательного медицинского страхования было незаконно перечислено и выплачено более 1 млн. рублей;
Довольно сложна проблема разграничения злоупотребления должностными полномочиями, повлекшего материальный ущерб, и хищения путём присвоения либо растраты, совершенного лицом с использованием своего служебного положения ( ч. 3 ст. 160 УК РФ). При совершении хищения материальный ущерб выступает в виде недостачи, т.е. прямого реального материального вреда, а при должностном злоупотреблении, наоборот, путём упущенной выгоды ( например, директор предприятия использует труд подчинённых ему рабочих на строительстве собственной дачи, не оплачивая необходимую сумму в кассу предприятия). Кроме того, хищение совершается с корыстной целью, а злоупотребление – из корыстной или иной личной заинтересованности. Поскольку термин «злоупотребление» семантически означает, что субъект употребляет вверенные ему государством или муниципальным образованием полномочия во зло интересам службы, надо отметить особо, что при этом субъект не выходит за пределы своих полномочий. В этом отношении недостаточн чётко разъяснение Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г: в его п. 15, посвящённом толкованию «использования служебного положения вопреки интересам службы», деяние не обязательно должно быть противоправным – хотя конкретные приведённые примеры с эти не могласуются: выдача водительского удостоверения лицам, не прошедшим экзамен; приём на работу лиц, которые её потом фактически не выполняют. Следует согласиться с Н. А. Егоровой и А. Э. Жалинским, что нарушение должностным лицом норм других отраслей права всё-таки обязательно для состава ст. 285 УК РФ.
Субъективная сторона преступления – прямой умысел,а также мотивы - корыстной заинтересованности; иной личной заинтересованности.
Наказывается данное преступлениештрафом в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до 6 месяцев, либо лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до 5 лет ,либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 4 лет.
Часть 2– то же деяние, совершённое лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления. В примечаниях 2 и 3 к данной статье эти лица прямо называются: - лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Перечень государственных должностей,в частности, предусматривается в ст. 1 ФЗ РФ от 27 июля 2004 г. « О государственной гражданской службе Российской Федерации», перечень государственных должностей субъектов Российской Федерации предусматривается в Уставах субъектов, а также в Реестрах должностей, принимаемых законодательными собраниями субъектов Федерации.
«глава органа местного самоуправления» - это глава муниципального образования и глава местной администрации ( И. А. Клепицкий, И. А. Резанов, Б, В. Волженкин). П. В. Никонов относит к данному понятию ещё и некоторых должностных лиц, возглавляющих любой орган местного самоуправления (а не только руководителя муниципального образования).
Часть 3– деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия.. Под таковыми понимаются: - крупная авария, длительная остановка транспорта или производственного процесса, дезорганизация работы организации, нанесение государству материального ущерба в крупных размерах, причинение смерти или тяжкого вреда здоровью хотя бы одного человека (при неосторожной форме вины).Если же отношение к смерти умышленное, то дополнительно вменяется ст. 105 УК РФ, поскольку иное решение означало бы ослабление ответственности должностных лиц по сравнению с обычными гражданами, убивающими других людей.
Максимальное наказание за злоупотребление должностными полномочиями по ч. 3 ст. 285 – лишение свободы на срок до 10 лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до 3 лет.
Статья 286. Превышение должностных полномочий( в ред. 4 мая 2011 г.)
Непосредственный объект посягательства – общественные отношения, обеспечивающие интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления, а также порядок и пределы осуществления полномочий должностного лица ( В. Н. Шиханов). Дополнительныйнепосредственный объект – общественные отношения, обеспечивающие законные интересы общества и государства, граждан и организаций.В частности,к ним могут относиться свобода,здоровье,конституционные права граждан и т.д. ( Б. В. Волженкин).
Объективная сторона сконструирована по принципу «материального» состава преступления – совершение действий, явно выходящих за пределы полномочий должностного лица и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
Во многом данные понятия толкуются так же, как и в ст. 285 УК РФ.Однако,в отличие,от состава упомянутого преступления, превышение должностных полномочий совершается только активными действиями,и действия эти явно выходят за пределы служебных полномочий субъекта. Возможны такие разновидности превышения:
1) совершение действий,которые не относятся к полномочиям субъекта а входят в полномочия другного должностного лица ( обычно – вышестоящего).Например – предъявление официального обвинения в преступлении человеку оперативным работником,а не следователем,как того требует УПК РФ.
В 2003 г. в г. Москве осуждён к 5 годам лишения свободы генерал-полковник В. Олейник – за то, что он перевёл в Украину деньги из бюджета Министерства обороны РФ, хотя делать это мог только министр обороны.
2) совершение действий, которые могли быть совершены субъектом только при наличии особых обстоятельств или условий, указанных в законе или подзаконном акте. Например, это проведение обыска или выемки в помещении на основании постановления следователя, без соответствующего судебного решения, или применение оружия постовым полицейским в ситуации, когда это не вызывалось необходимостью. Сюда же можно отнести совершение субъектом единолично действий, которые по установленному порядку могут совершаться только коллегиально( хотя в литературе они иногда считаются самостоятельной разновидностью данного преступления – А. В. Наумов, А. В. Галахова, Н. И. Трофимов)..
3) совершение действий, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать. Например, это избиение полицейским прохожего,не совершающего на него нападения.
Если интересы общества или государства не затронуты глубоко и серъёзно,то состава ст. 286 не будет из-за отсутствия последствия, а содеянное должностным лицом расценивается как служебный проступок..
В 2002 г. в Республике Ингушетия дежурный по изолятору временного содержания РОВД А. Костоев в нарушение требований приказа МВД РФ незаконно вывел из камеры изолятора Саутнева,задержанного по подозрению а самоуправстве и угоне автомобиля без цели хищения,и отпустил его на ночь домой. Прекращая уголовное дело в отношении Костоева, судебная коллегия Верховного Суда РФ подчеркнула,что его деяние не могло повлечь существенного нарушения интересов государства.,поскольку уголовное дело в отношении Саутнева прекращено по реабилитирующим основаниям.
Субъектпреступления – должностное лицо. Субъективная сторона преступления – прямой или косвенный умысел (в отличие от ст. 285, здесь не обязательно наличие какого-то специального мотива, хотя на деле они бывают иногда низменными – месть, карьеризм,корысть, ложно понимаемые «интересы дела» и т.д.).
Наказывается это преступление штрафом в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до 6 месяцев, либо лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до 5 лет ,либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 4 лет.
Часть 2 – то же деяние, совершённое лицом, занимающим государственнующей части ст. 290 УК РФ. Передача же вознаграждения подпадает под признаки ст. 291 УК РФ, и взяткодателем будет должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления. Диспозиция и санкция данной части статьи практически идентичны ч. 2 ст. 286 УК РФ.
Часть 3 – деяния, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, если они совершены:
а) с применением насилия или с угрозой его применения. Физическое насилие может выражаться в нанесении потерпевшему побоев,причинения вреда здоровью любой тяжести, лишении его жизни,истязании, незаконном лишении свободы.
В г. Озёрске в 2009 г. старшина милиции Павленко, унижая честь и достоинство Гридиной, с целью принуждения подписания ею документа нанес ей один удар правой ногой, обутой в ботинок, по левой стороне лица. От полученного удара Гридина упала спиной на землю. Затем он много раз ударил её ногами, обутыми в ботинки, по различным частям дела и голове, которые по заключению судебно-медицинской экспертизы повлекли за собой легкий вред ее здоровью.,
Все эти деяния, кроме лишения жизни и причинения тяжкого вреда здоровью, охватываются п. «а» ч. 3 ст. 286. А вот преступление, предусмотренное ч.3 и ч. 4 ст. 111 УК РФ, квалифицируется по совокупности ( А. И. Каплунов, С. Ф. Милюков, В. В. Сверчков).
Именно так, по совокупности ч. 3 ст. 286 и ч. 4 ст. 111 были квалифицированы действия сотрудников полиции вследующем примере.
В 2012 г. в отдел полиции «Дальний» г. Казани был доставлен из кафе С. Назаров как якобы не оплативший счёт. Во время допроса полицеские А.. Ибатуллин, А. Василов избили и изнасиловали его, и через сутки от полученных травм Назаров скончался.
В 2012 г. нижегородец Крутов поссорился с женой, и родственники жены вызвали полицию. Прибывшие правоохранители доставили Дмитрия в отдел полиции №5, и там доставившие Крутова полицейские Тимин и Варнаков сбили его с ног и жестоко избили, после чего мужчина был помещен в камеру. После того,как его отпустили домой, Крутову стало плохо, его срочно прооперировали,он потерял много кроми и перенёс клиническую смерть
Если же сотрудник полиции, превышая полномочия при задержании совершившего преступление лица или при необходимой обороне, причиняет потерпевшему смерть или тяжкий вред здоровью, содеянное подлежит оценке только по с. 108 или ст. 114 УК РФ. Психическое насилие включает в себя угрозу применения упомянутого выше физического насилия,а также угрозу убийством ( ст. 119 УК РФ)
б) с применением оружия или специальных средств. К таковым относятся наручники, резиновые палки,слезоточивый газ с различной конструктивной реализацией методов его применения ( аэрозольные баллоны,гранаты, ранцы),водомёты и бронемашины,средства разрушения преград, светошумовые гранаты,служебные собаки и т.д., состоящие на вооружении спецслужб. Преступным считается их применение с нарушением положений ФЗ РФ «О полиции» от и некоторых других нормативных актов.
В 2012 г. в одном из иркутских кафе на бульваре Постышева подрались две компании. Среди участников конфликта были сотрудник отделения полиции №7 К.Крестич и его стажер С. Пашкевич.
На место происшествия прибыл экипаж патрульно-постовой службы, который забрал от кафе двух мужчин - участников конфликта и доставил их в отдел полиции №7, а Крестич и Пашкевич проследовали с ними. В отделе полиции они стали избивать задержанных руками, ногами, спецсредствами, в том числе дубинкой. После чего потерпевших без оформления в дежурной части выпустили на улицу.
Если оружие оказалось неисправным, то одеянное квалифицируется как покушение – ч. 3 ст. 30 и п. «б» ч. 3 ст. 286 УК РФ ( В. Н. Шиханов).
в) с причинением тяжких последствий.Этот оценочный признак охватывает собой: крупные аварии, сбои в деятельности транспорта или связи, перебои в снабжении электроэнергией,материальный ущерб в особо крупном размере, обострение социальной обстановки на территории,причинение смерти одному или более людям. Форма вины может быть и умышленной, и неосторожной,но при умысле требуется дополнительная квалификация содеянного ещё и как убийства.
Наказывается это преступление лишение свободы на срок до 10 лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до 3 лет. Нам представляется, что санкция здесь должна быть демонстративно строже,нежели в ч. 3 ст. 285,поскольку последствия деяния заметно более тяжкие.
Статья 290. Получение взятки( в ред. 21 ноября 2011 г.)
Взяточничество как основной вид коррупционных преступлений получило широчайшее распространение именно в постсоветский период, и уровень его не удалось снизить даже в процессе объявленной в стране антикоррупционной кампании. В 2010 г. в России было зарегистрировано 11676 уголовных дел о взяточничестве ( в широком смысле,т.е. Дача и получение взятки),что на 8 % меньше предыдущего года, а в 2011 г. - 10952 дела. Несмотря на меры, содержащиеся в утверждённом Президентом РФ 1 августа 2008 г. национальном плане противодействия коррупции, средний размер взятки в России неуклонно растёт. По данным криминологов и социологов, в 2009 г. он составлял 27 тыс. рублей, а в 2010 г. – уже 47 тыс. рублей. Если же говорить о взятках, выплачиваемых компаниями, то средний их размер вырос за последние 4 года в 13 раз, т.е. до 136 тыс. долларов, а общий размер взяток достиг 316 млрд. долларов, т.е. увеличился в десять раз. В то же время львиная доля мздоимцев отделывается условным наказанием, а на скамью подсудимых наиболее часто попадают чиновники низового звена, рядовые милиционеры, которых ловят за руку, подчас взявшую несколько тысяч рублей.В 2010 г. по статье 290 УК РФ – «получение взятки» в стране было осуждено 1817 чел. ( для сравнения: в 2008 г. – 1576, в 2009 г. - 1827 ), из них реальное лишении свободы получили всего 336 чел. ( в т.ч. 105 преступников – на срок от 3 до 5 лет), 1220 взяточников были осуждены условно.В Иркутской области в 2007 г. осуждено 9 чел., в 2008 г. – 19 чел.
Почти как сенсацию расценили приговор Иркутского областного суда, которым в 2009 г., впервые за много лет, осуждён к 5 годам реального лишения свободы бывший руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам в Восточно-Сибирском регионе В. Щенников, вымогавший взятку в 300 тысяч рублей за ускорение процесса регистрации эмиссии акций ЗАО «Иркутский завод розлива минеральных вин».
Не удовлетворённый столь скромными результатами борьбы, Президент РФ Д. А. Медведев 4 мая 2011 г. подписал принятый Госдумой РФ по его же инициативе федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции», который реализует новую тенденцию российской уголовной политики - сочетание штрафных санкций и лишения свободы. В каком-то смысле взяточников теперь заставят побывать в шкуре людей, которых они сами до этого обирали. На принятие такого законодательного решения, возможно, повлиял и менталитет российских граждан, каковые зачастую не воспринимают «бытовое» взяточничество как серъёзное преступление, заслуживающее тюремного заключения (что является и одной из главных причин латентности этого преступления). Даже такой последовательный борец с коррупцией, как В. В. Путин, однажды полушутя назвал взятку «статусной рентой чиновника». С давних пор в русском языке наличествует много пословиц, оправдывающих взяточничество – типа «рука руку моет», « того не берут, что в руки не дают». Некоторые исследователи объясняют либеральное отношение народа к слову «взятка» тем, что оно ассоциируется у людей не только с преступным деянием, а и с взяткой в карточной игре, и с «взятком», который собирает с цветов пчела-труженица. После изменения законодательства судебно-следственная практика заметно активизировалась по части выявления и осуждения мздоимцев, и некоторые уголовные дела вызвали большой общественный резонанс.
Непосредственный объект посягательства – общественные отношения, обеспечивающие авторитет, престиж государственного аппарата ( Б. В. Здравомыслов, Н. И. Коржанский, П. В. Никонов) Важнейшее значение для квалификации имеет предмет преступления, каковым и является взятка; и российский уголовный закон совершенствуется по пути его конкретизации. Если в ст. 173 УК РСФСР 1960 г. он именовался как «взятка в каком бы то ни было виде»,то новая редакция ст. 290 УК РФ восприняла формулировку постановления Пленума Верховного Суда РФ № от 10 февраля 2000 г. « О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе». Сейчас предметом взятки выступают деньги, ценные бумаги, иное имущество, незаконное оказание услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав.
Под деньгами понимаются денежные знаки любого государства, находящиеся в обращении. В случае передачи взяткополучателю фальшивых банкнот высокого качества, неотличимых от настоящих, содеянное им, по мнению Н. А. Лопашенко, вследствие фактической ошибки квалифицируется по ч. 3 ст. 30 и ст. 290 УК. Ценные бумаги – это акции, государственные и негосударственные облигации, векселя, чеки ,депозитные и сберегательные сертификаты и другие документы ,упомянутые в статьях 142 и 143 ГК РФ. Иное имущество – любое движимое и недвижимое имущество, исключая деньги и ценные бумаги. Отдельные авторы понимают имущество в более узком смысле, нежели в гражданском законодательстве, и исключают из него некоторые виды недвижимого имущества – те ,что не могут быть в частной собственности: леса, многолетние насаждения, участки недр, воды и др. Но и в отношении недвижимости, которая может в принципе служить предметом взятки( например, квартиры), следует оговорить специфическую форму её передачи должностному лицу – передаётся не сама вещь, а право собственности на неё. Если имущество ограничено в гражданском обороте, то возможна квалификация по совокупности за незаконное приобретение таких предметов по ст. 191 ( золото в виде слитков), 228 ( наркотические средства), 222 ( нарезное охотничье оружие) и т.п.
Незаконное оказание услуг имущественного характера – это, в трактовке упомянутого постановления Пленума: предоставление туристических путёвок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п. ( в случае, когда они предоставляются безвозмездно, но вообще-то подлежат оплате)
Сюда же относятся занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами ( хотя это, строго говоря, не является услугой в гражданско-правовом смысле), исполнение имущественных обязательств вместо должностного лица, бесплатное угощение его в ресторане. При этом размер взятки нужно оценивать исходя из объективной стоимости услуги или работы, удостоверенной экспертами – а не с учётом понесённых взяткодателем затрат. Как считал Б. В. Здравомыслов, такой услугой является и предоставление должностному лицу или его близким работы с более высокой зарплатой. В общем виде, по мнению П. С. Яни, должностное лицо, приобретая услугу, избавляется от тех затрат, которые он с необходимостью бы понёс, если бы получал соо