Соотношение типа и формы государства
Тип государства - это совокупность основных черт, свойственных государствам определенной общественно-экономической формации.
Форма государства - это структурный, территориальный и политический способ организации государства, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим. Эти два понятия взаимосвязаны, соотносятся между собой как содержание и форма, где определяющую роль играет содержание, т.е. тип государства. Однако и форма государства оказывает немалое влияние на существование и развитие типа государства, на процесс замены одного исторического типа государства другим.
Историческим типам служит общественно-экономическая формация, т.е. исторический тип общества (типичные черты и признаки), основанный на способе производства, а значит, и базис исторического типа общества
От типа государства зависит характер формы правления. В государствах, не связанных экономическими узами обмена и вынужденных объединяться посредством сильной централизованной власти, естественной формой правления является монархия; для обществ, основанных на рыночных отношениях между свободными, политически равными собственниками, характерна республиканская форма правления.
Вместе с тем, государства каждого исторического типа могут облекаться во множество форм, которые зависят от следующих факторов:
- уровня экономического развития общества;
- соотношения классовых сил;
- международной обстановки;
- национальных и культурных традиций;
- географических, климатических и иных условий существования того или иного государства.
Так, история свидетельствует, что основными формами правления рабовладельческого государства были монархии и республики.
Монархии подразделялись на следующие виды:
- деспотические (древние Вавилон, Египет, Индия), основанные на азиатском способе производства, обусловливающем практически неограниченную власть монарха и его обожествление;
- античные (древнеримская империя I в. до н.э. - V в. н.э.), на первых стадиях, которых наряду с монархическими существовали республиканские институты, а на более поздних стадиях монарх опирался на военную бюрократию.
Рабовладельческими республиками были:
- аристократическая республика (Римская республика VI - I вв. до н.э.), в которой органами государственной власти формально считались народные собрания, однако они не обладали правом законодательной инициативы, а могли лишь принимать или отклонять предложения особых должностных лиц, именуемых магистратами; кроме того, решения народных собраний должны были утверждаться Сенатом, избираемым недемократическим путем;
- демократическая республика (Афинское государство), высшим органом государственной власти, было Народное собрание, принимавшее законы, решавшее вопросы войны и мира, выступавшее в качестве судебной инстанции. Высший орган управления - Совет пятисот избирался демократическим путем на один год. Вместе с тем из общественно-политической жизни исключались женщины, лица, не достигшие двадцатилетнего возраста и вольноотпущенники.
Характерными формами правления в феодальных государствах были монархии и городские республики.
Феодальные монархии подразделялись на следующие виды:
- раннефеодальные, отличавшиеся слабостью центральной государственной власти и существованием множества самостоятельных княжеств;
- сословно-представительные, в которых власть монарха была ограничена тем или иным сословно-территориальным представительством (во Франции - Генеральными штатами, в Англии - парламентом, в России - земскими соборами);
- абсолютные, которые характеризовались ослаблением или полной утратой роли сословно-представительных органов, усилением власти монарха, который сосредоточивает в своих руках всю полноту законодательной, исполнительной и судебной власти.
Своеобразной формой феодального государства были городские республики (Венеция, Генуя, Великий Новгород, Псков), высшими органами власти в которых были городские советы, состоящие в основном из городской знати. В некоторых республиках существовали вече - собрания всех свободных горожан, на которых решались многие вопросы внутренней жизни города-республики. Однако решающая роль принадлежала все-таки Советам феодальной аристократии.
Буржуазному государству свойственны две основные формы правления: конституционная монархия и республика (парламентская, президентская и смешанная).
Формами правления социалистических государств являются такие виды республик, как Парижская Коммуна, советская республика и республика народной демократии.
Таким образом, конкретная форма государства определяется историческим типом государства. Необходимо также отметить, что разнообразие форм правления и политических режимов не беспредельно и имеет свои логические и исторические границы. Так, цивилизованному государству присущ лишь демократический режим и для него неприемлемы фашистский, тоталитарный или авторитарный режимы. Точно также в демократическом государстве не может быть такой формы правления, как абсолютная монархия с ее произволом и беззаконием.