Третьеиюньская монархия
Послереволюционный период русской истории связан, прежде всего, с именем П.А.Столыпина, который еще в 1906 г. был назначен министром внутренних дел, а затем и председателем Совета министров. Свою деятельность он начал с беспощадной борьбы против революционного движения. Однако Столыпин хорошо понимал, что это движение порождено объективными причинами, устранить которые можно только путем реформ.
С одной стороны, он стремился обеспечить максимум полномочий правящей бюрократии, с другой — считал необходимым сохранить выборную Думу. Поддерживая всеми силами поместное дворянство, он в то же время пытался расширить социальную опору государственного строя за счет крупной буржуазии и зажиточного крестьянства. Подобная политика, проявлявшаяся в постоянном лавировании власти между различными политическими силами и социальными слоями, получила название бонапартизма (сходную политику проводил в 1850-1860-х гг. во Франции Наполеон III Бонапарт).
Государственная Дума
Именно Столыпин отладил тот своеобразный режим, который получил название третьеиюньской монархии. Он решительно противостоял нажиму черносотенцев, которые призывали вообще разогнать Думу и восстановить самодержавие. С его точки зрения, подобная мера могла лишь революционизировать страну. В то же время Столыпину нужна была послушная Дума, которая не мешала бы ему действовать в избранном направлении.
Такая Дума и была создана, благодаря новому положению о выборах, принятому 3 июня 1907 г. Теперь 1 голос помещика приравнивался к 4 голосам крупной буржуазии, 68 — городской мелкой буржуазии, 260 — крестьян и 543 — рабочих.
Выборы, проведенные по этому положению, резко изменили и партийный состав Думы. Главное отличие III Думы от I заключалось в том, что силы, оппозиционные правительству, не составляли в ней абсолютного большинства. В III Думе существовало определенное равновесие между правыми — черносотенцами (144 депутата), центром — октябристами (148) и левыми фракциями, из которых наиболее значительной была фракция кадетов (54). Черносотенцы, безоговорочно поддерживавшие карательные меры Столыпина, не одобряли его преобразовательных планов. Либералы пытались противостоять реакции, но склонны были со вниманием отнестись к столыпинским реформам. Однако, ни одна из этих группировок не могла в одиночку обеспечить при голосовании утверждение того или иного законопроекта. Все решала позиция центра — октябристов. Эту партию вполне удовлетворяла политика, проводимая новым главой правительства.
В результате с первых же заседаний III Думы, начавшихся осенью 1907 г., в ней заработал нехитрый, но очень действенный механизм, получивший название октябристского маятника. Когда в Думе принималось решение по законопроекту реакционного характера, октябристы голосовали вместе с черносотенцами, образовывая право-октябристское большинство. Когда же на повестке дня стоял законопроект, связанный с преобразованиями, октябристы меняли своих временных союзников, образовывая лево-октябристское большинство. Таким образом, не имея в Думе постоянного большинства, Столыпин тем не менее сумел развязать себе руки и проводить ту политику, которую считал необходимой.
Столыпинская реакция
Борьбу с революционным движением Столыпин вел еще более беспощадно, чем его предшественники. Самыми изощренными методами действовали органы политического сыска (не случайно в 1906 г. разгорелся скандал, связанный с разоблачением Евно Азефа, главы Боевой организации эсеров, оказавшегося платным агентом охранки). Массовый характер приобрела ссылка в Сибирь и в северные губернии на каторжные работы; десятки тысяч человек отбывали тюремное заключение. При этом в тюрьмах и на каторге для политических заключенных был установлен небывалый по жестокости режим: постоянные избиения, заключение в карцер, где сознательно создавались самые невыносимые условия, натравливание уголовников — эти и подобные методы стали обычными в практике тюремной и тюремно-каторжной администрации. Наконец, обыденным, "бытовым", по выражению писателя В.Г.Короленко, явлением стала при Столыпине смертная казнь: за три года (1907-1909) по приговорам военных судов было казнено более 3,5 тысяч человек.
Столыпинские реформы
И все же главным в политике Столыпина были не карательные меры, а реформы. Столыпин –планировал провести целый ряд преобразований: реформировать местное управление, ввести всеобщее начальное образование, наладить государственное страхование рабочих и пр. Но по мере того, как революция уходила в прошлое и в верхах ослабевал страх перед нею, Столыпин сталкивался со все более упорным сопротивлением царя и окружавших его черносотенцев. В результате единственной реформой, которую ему удалось более или менее последовательно провести в жизнь, была аграрная.
Столыпин стремился создать в русской деревне мощный слой зажиточного крестьянства, которое, по его мнению, должно было бы стать новой надежной опорой государственной власти. При этом он решительно отвергал любые попытки удовлетворить крестьянские нужды за счет помещиков. При таком подходе укрепить зажиточных хозяев можно было только за счет других слоев крестьянского населения. По этому пути и пошел Столыпин, положив в основу своей реформы разрушение общины.
Указ, положивший начало этому процессу, был принят правительством еще в 1906 г. В соответствии с ним выход из общины для всех желающих был максимально облегчен. Выходя из общины, каждый крестьянин мог требовать укрепления в личную собственность причитающейся ему части общинной земли. Более того — по желанию такого "укреплен-ца" эта земля, как правило, разделенная на разрозненные полоски, должна была быть сведена к одному месту.
К 1916 г. из общины выделилось 2,5 миллиона крестьян (22% всех крестьянских хозайств), причем более половины из них продали свою землю. Эта земля, как правило, скупалась все теми же "крепкими хозяевами", которые таким образом еще более улучшали свое положение.
На укрепление слоя зажиточных крестьян была направлена и деятельность Крестьянского банка. Этот банк был учрежден еще в 1882 г., однако, при Столыпине его деятельность значительно активизировалась. Он служил посредником между помещиками, желавшими продать свои земли, и крестьянами, желавшими их купить.
Если первые два направления аграрной политики Столыпина — разрушение общины и деятельность Крестьянского банка — должны были способствовать укреплению сельской буржуазии, то проблемы, связанные с сельской беднотой, Столыпин надеялся решить с помощью массового переселения. За счет этого процесса он рассчитывал, с одной стороны, ослабить земельный голод в центральных губерниях, с другой — переместить наиболее ожесточенную часть населения на окраины России, подальше от помещичьих имений.
Основная масса переселенцев отправлялась в Сибирь. Однако сам по себе процесс переселения и землеустройства был плохо организован.
Из трех с лишним миллионов переселенцев более пятисот тысяч (около 16%) предпочли вернуться в родные края. Откровенное пренебрежение власти к "слабым и голодным", проявленное в этом важном деле, еще больше ожесточили бедноту.
Не удалось Столыпину выполнить и свою главную задачу: расширить социальную опору власти за счет зажиточных хозяев. По мере того, как сельская буржуазия росла и крепла, росли и крепли ее аппетиты: удовлетворить их нищей общинной землей было невозможно. Кулаки мечтали прибрать к рукам землю своих главных конкурентов — помещиков и готовы были использовать с этой целью любые, в том числе и революционные, события, что и произошло в 1917 г. Найти компромиссное решение этой проблемы, которое, сохранив для государственной власти поддержку помещиков, привлекло бы к ней симпатии сельской буржуазии, Столыпину не удалось. Очевидно, это вообще была неразрешимая задача.