Помощь и взаимопомощь у восточных славян, ее важнейшие виды и формы
Праславяне как часть индоевропейской общности выделились из нее примерно в I тыс. до н.э. По версии известного российского историка XX в. Б.А. Рыбакова, сколоты, упоминаемые греческим историком Геродотом в его сообщении о скифах, являлись праславянами. В первые века нашей эры древние авторы именовали их венедами. В середине I тыс. н.э. эта этническая общность впервые называется славянами. Они занимались охотой, рыболовством, бортничеством, земледелием, скотоводством. Древние славяне, будучи язычниками, обожествляли силы природы. Одним из главных их богов был Род — бог неба и земли. Его окружали женские божества плодородия — Рожаницы, что говорит о приоритетной роли земледелия в жизнедеятельности славян.
Восточные славяне в отличие от своих воинственных соседей (сарматов, гуннов, аваров и др.) были менее злобными, более миролюбивыми и сострадательными. Интересны в этой связи суждения византийского историка Прокопия Кесарийского, который в своем известном труде «История войн Юстиниана» описывал славянские племена. «Они, — отмечал он, — очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый или золотистый... По существу они неплохие и совсем не злобные»'.
0 гостеприимстве, довольно мягком и сочувственном от
ношении древних славян к пленным писал византийский им
ператор Маврикий Стратег. В трактате об искусстве войн
«Стратегикон» он отмечал, что к прибывающим иноземцам
славяне относятся ласково, оказывая им знаки своего рас
положения. При переходе приезжих из одного места в дру
гое они охраняли их в случае надобности. «Находящихся у
них в плену, — продолжал Маврикий Стратег, — они не дер
жат в рабстве, как прочие племена, в течение неограничен
ного времени, но, ограничивая (срок рабства) определенным
временем, предлагают им на выбор: желают ли они за из
вестный выкуп возвратиться восвояси или остаться там (где
они находятся) на положении свободных и друзей»2.'Следо-
1 Материалы по истории социальной работы в России для семинарских и
практических занятий / Под ред. П. Я. Циткилова. Новочеркасск, 1996. С. 15.
2Тамже. С. 16.
вательно, у славян, в отличие от многих других народов, пленные не рабствовали весь век. После определенного срока нахождения в плену они получали свободу и возможность вернуться домой. Да и само рабство у славян имело во многом условный характер. «Раб», действительно, не мог покинуть место своего нахождения, но при этом он питался и одевался практически так же, как и «рабовладелец».
О добролюбии многих восточнославянских народов писал автор древнерусской летописи «Повесть временных лет» Нестор. Например, полян он называл «кроткими и тихими».
Признавая миролюбивый и относительно мягкий характер восточных славян, не следует идеализировать их нравы. Это было суровое время, когда первобытные инстинкты самосохранения, борьба за выживание диктовали свои нормы поведения.
Люди тогда нередко поступали жестоко. Видный российский историк XIX в. Н.М.Карамзин в «Истории государства Российского» описывал такие примеры. Он отмечал, что у древних славян мать имела право умертвить новорожденную дочь, когда семейство было слишком многочисленным. Печальна была и участь стариков, становившихся в тягость для семейства. Однако необходимо иметь в виду, что эти жестокие нравы характерны для ранней истории праславянства. На более позднем этапе общинных отношений у восточных славян стали преобладать иные обычаи и традиции, в основе которых лежали принципы помощи, взаимоподдержки, почитания старших, умудренных жизненным опытом людей.
Большинство исследователей проблем истории социальной работы группируют различные формы помощи и взаимопомощи у восточных славян в три основных вида: общинно-родовая, хозяйственная и обрядово-культовая помощь. Такое разделение, конечно, условно. Но оно все же позволяет несколько упорядочить и систематизировать разнообразие форм помощи у славян.
К числу наиболее распространенных проявлений общинно-родовой помощи можно отнести: отвод престарелым и бедным людям земельных участков для заготовки сена; кормление за счет общины немощных стариков, убогих и больных сородичей; взаимный дарообмен — потлач; защиту по-
терпевшего сородича всем родом и др. По мере развития у восточных славян общинно-родовых отношений формировались и закреплялись традиции заботы о слабых, немощных. Выражением этого стал культ «мудрой старости», предполагающий обязательное почитание и поддержку стариков. Им община могла специально отвести удобный участок земли, позволяющий заготавливать сено и получать другую необходимую для жизни продукцию. Если же старики по своему здоровью и физическим возможностям были не в состоянии себя содержать, то их кормила община. Подобная форма милостыни сохранилась в крестьянской общине в период Киевской и удельной Руси.
Принцип дарообмена, характерный для первобытнообщинного строя, был широко распространен и у восточных славян. Причем устройство такого дарообмена со временем становилось не столько добровольным, сколько обязательным делом. У славян накопленные богатства, включая излишки продуктов, считались личной собственностью только в процессе собирания, длившегося порой несколько лет. Но после завершения накопления все собранные излишки приобретали своеобразную форму коллективной собственности, т. е. они должны были быть переданы сородичам в виде дара. И чем больше передавалось накопленных излишков, тем выше был престиж, общественное признание дарителя. Наряду с длительным по времени накоплением излишков и передачей их большому числу сородичей практиковался более скромный потлач, когда один сородич передавал в дар вещи другому сородичу, например, приходя в гости. Такой дарообмен обязательно предполагал отдар. Поводом для устройства потлача мог быть день завершения уборки урожая, хороший улов рыбы или рождение ребенка, новоселье, поминки и др.
В случае нанесения обиды сородичу со стороны лиц другого рода или другой общины практиковалась защита потерпевшего всем родом. В таком случае здоровые мужчины отправлялись к обидчику для «выяснения отношений». За нанесенное телесное повреждение наносилось такое же. В существовавших условиях такой обычай играл в определенном смысле позитивную роль, сдерживая людей от насильственных и оскорбитель-
ный действий. Помощь всем родом не позволяла оставить безнаказанным подобные поступки.
Общинно-родовой характер жизнедеятельности у восточных славян сказывался и на хозяйственных отношениях, на формах хозяйственной помощи. Среди них следует назвать: взаимопомощь сородичей в проведении сельскохозяйственных, строительных и иных работ (помочь); обычай принимать в семью сироту как помощника в ведении хозяйства; временная помощь заболевшим сородичам в деле управления хозяйством и др.
Помочью, толокой (или талакой) у восточных славян считался обычай спешной помощи сородичам, соседям, односельчанам в проведении различных хозяйственных работ. Помочан часто собирали для быстрой уборки хлеба, покоса трав, молотьбы зерна и других сельскохозяйственных работ. Приглашали их и для строительства жилья, сооружения насыпей, различных укреплений от набегов воинственных кочевников. О том, что славянам приходилось создавать укрепления — крепости, сообщают многие древние авторы. Так, Гардизи писал, что у славян есть обычай строить укрепления, небольшие крепости, которые защищают их от нападения неприятелей (мадьяр и др.).
У восточных славян помощь не ограничивалась совместной трудовой деятельностью во время сельскохозяйственных и строительных работ. Случалась, что она была обусловлена и экстремальными ситуациями (пожар, наводнение, массовый падеж скота). Помочанам за их труд плату не предлагали. Зато по окончании работ хорошо угощали. В их честь устраивали игры, танцы.
Часто у славян пожилые люди, не имевшие наследников, принимали в семью сироту: ведь им становилось трудно справляться с хозяйством и нужен был помощник. Принятый в семью сирота должен был почитать своих новых родителей, помогать им вести хозяйство, а после смерти похоронить их. В данном случае он находил родительскую заботу, необходимое жилье, а пожилые люди — помощника и наследника.
Не оставались без внимания сородичей и заболевшие люди. Община назначала им временных помощников, которые смотрели за малолетними детьми, кормили домашних
животных, при необходимости растапливали печь и делали другую хозяйственную работу. Данная форма хозяйственной поддержки одновременно являлась и разновидностью общинно-родовой помощи.
Обрядово-культовую направленность несли такие формы помощи, как обращение к силам природы, сопровождаемое угощением нуждающихся, «зажинки» и «дожинки», завершаемые подаянием бедствующим, поминальная раздача продуктов и вещей бедным сородичам и др.
Славяне обожествляли силы природы, полагая, что боги могут услышать их молитвы и послать на землю, например, долгожданные дожди. А будет достаточно влаги, будет и хороший урожай. Моление о дожде, которое часто сопровождалось угощениями бедных, проходило в четыре разных срока в течение года. Они свидетельствовали о верных агротехнических наблюдениях славян. Как отмечал академик Б.А.Ры-баков, указанные в ритуальном славянском календаре четыре срока дождей считаются оптимальными для Киевщины.
Наряду с молитвами о дожде славяне практиковали и такой обряд, как закликание весны. Он проводился обычно в первой половине марта. Восточным славянам казалось, что весна может пройти мимо их поселений, если ее не пригласить. По сложившемуся обычаю женщины и девушки взбирались на возвышенные места или на крыши домов и пели песни. Во время припева они поднимали вверх руки и обращали молитвенные взоры к небу. Иногда на поле, где собирались сеять хлеб, разводили костер и вокруг него на бороне возили наиболее красивую и трудолюбивую девушку. Этот обряд сопровождался трапезами и угощениями бедных.
Особыми формами обрядово-культовой помощи у восточных славян были «зажинки» и «дожинки». С началом жатвы был связан обряд зажинок. Он заключался в том, что первый сноп нового урожая сжинался местным служителем языческого религиозного культа или другим уважаемым и почитаемым лицом. Этот обряд сопровождался обращениями к Богу с просьбой о помощи, особыми песнями, трапезой и угощениями бедных. Дожинками отмечался конец жатвы, и все внимание теперь обращалось к последнему снопу колосьев, который торжественно привозился в славянское поселе-
ние или оставался в поле до следующего года. Обряд включал в себя песни, танцы, трапезу и угощение лиц, нуждающихся в помощи. При этом считалось, что от количества подаяния в зажиночные и дожиночные дни будет зависеть урожай текущего и будущего года.
Филантропическое начало зажиночной и дожиночной традиции сохранилось у народов нашей страны на многие века. В северных деревнях России даже в XIX в. при начале и после окончания земледельческих работ бесплатно кормили бедных, нищих и странствующих. У крестьян сохранялась вера в то, что степенью их бескорыстия будет определяться размер урожая.
Поминальная помощь у восточных славян осуществлялась в двух основных формах. С одной стороны, она включала в себя передачу семье умершего от сородичей необходимых продуктов для поминального обеда, именовавшегося стравой. Тризной у них являлась особая чисть погребального ритуала, заключавшаяся в боевых играх, состязаниях, посвященных умершему, что демонстрировало силу живых и, как им казалось, отгоняло этим от них смерть. Позже страва и тризна стали пониматься как один обряд, основой которого стала поминальная трапеза.
Судя по описаниям древних авторов, для поминального обряда в славянских поселениях требовалось большое количество продуктов. В одном из документов, например, говорилось о двадцати бочонках меда, которые были использованы для этого. Без помощи сородичей и соплеменников семья умершего не в состоянии была устроить такой поминальный обед.
Другой стороной поминальной помощи являлась раздача родными умершего продуктов и вещей бедным сородичам. Такие поминальные раздачи периодически осуществлялись в течение 40 дней после смерти. Этот обычай также сохранился на века. Документальные источники свидетельствуют, что во многих российских селах в XIX — начале XX в. состоятельные крестьяне приносили поминания бедным соседям в виде продуктов, отрезов ткани, платков, полотенец и др. В определенной мере такая традиция сохраняется у народов нашей страны по сей день.
Анализ форм помощи и взаимопомощи, существовавших у восточных славян, свидетельствует о наличии у них определенной практики поддержки бедных, престарелых, немощных, больных, осиротевших сородичей и односельчан. В основе ее лежали общинные отношения, нормы и традиции. Некоторые из них сохраняют свою значимость и сегодня.