В чем сущность антропологического подхода к пониманию преступности?
1.в использовании хирургических методов изучения причин и условий совершения преступления конкретным человеком
2.в изучении только социально-психологических детерминантов преступного поведения
3.преступность рассматривается как функция антропологии
4.преступность анализируется как результат вырождения, дегенерации общества людей
6. Из предложенных преступлений выберите преступление с самым низким уровнем латентности (до 10%):
1.получение взятки
2.побег из места заключения или из-под стражи
3.кража
4.изнасилование
7. Преступность это:
1.объект криминологии
2.предмет криминологии
3.то и другое верно
4.то и другое неверно
8. Что обозначают компоненты в следующей формуле: С = u : U 100%
1. u – количество зарегистрированных преступлений данного вида, типа, рода, а U – показатель уровня всей преступности за данный период времени
2. u – показатель преступности на обособленной административной территории, а U - показатель преступности на территории, в состав которой входит обособленная административная территория
3. u – показатель уровня преступности на определённой территории за определённый период времени, а U – предшествующее значение такого показателя
4. u – показатель тяжких и особо тяжких преступлений, а U – показатель уровня всей преступности за данный период времени
9.Латентная преступность:
1.численно превышает раскрытые преступления
2.численно ниже раскрытых преступлений
3.это вообще трудно подсчитать
4. такой преступности не существует
10. Что такое латентная преступность?
1. Группа наиболее опасных преступлений
2. Данные о числе заявлений о преступлениях
3. Совокупность нераскрытых преступлений
4. Совокупность сведений о преступности и судимости
5. Незарегистрированная преступность
Базовый учебник:
1. Криминология: учебник / Под редакцией В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. – 3-е издание, переработанное и дополненное. М.:Юристъ, 2006. -734 с.
Основная литература к варианту:
1. Криминология: учебник для вузов / под ред. А.И. Долговой. – М.: Норма, 2007. – 912 с.
2. Криминология: курс лекций /под ред. В.Г, Гриба. – М.: Маркет ДС, 2010. – 352с. (Университетская версия)
3. Криминология: учебник для вузов / под редакцией Г.А. Авенсова. 3-е издание, перераб. и доп. – М.: ЮНИТИДАНА, 2007. – 495с.
4. Криминология : учебник /под редакцией В.Н. Бурлакова, Н.М. Кропачева. – СПб.:Издательский дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2005.- 520 с.
5. Криминология : учебник для вузов / под редакцией В.Д. Малкова. – 3-е издание, перераб., и доп. – М.: ЗАО «Юстицинформ», 2008. – 528 с.
6. Криминология: учебное пособие /под ред. Г.И. Богуш – М.: Издательство Проспект, 2007. – 328с.
7. Криминология: учебное пособие для студентов вузов /под редакцией С.Я. Лебедева, М.Я. Кочубей. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 519 с.
8. Криминология: учебное пособие / под ред. С.И. Курганова. – М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2009. – 183 с.
Дополнительная литература
1. Долгова А.И. Методологические проблемы изучения преступности и ее причины. М.: МГУ, 1969.
2.Кондрашков Н.Н. Количественные методы в криминологии. М.,1971.
3.Инмосков С.М. Принципы изучения латентной преступности /С.М. Инмосков// Вестник Рос.Правовой Академии – 2010 № 1 с.43-47.
Вариант № 2.
Причины и условия преступности.
План
1.Категория причинности и условий преступности.
2.Классификация причин и условий преступности.
3.Причины и условия преступности в нашем обществе в современный период.
4.Особенности причин и условий преступлений, совершаемых лицами, осужденными к лишению свободы.
Задача
Тестовые задания
Методические указания.
При подготовке ответа на первый вопрос следует уяснить содержание таких понятий, как «детерминизм», «причинность», «причины», «условия» и показать их соотношение.
При ответе на второй вопрос надо сформулировать понятие причин преступности, указать, по каким основаниям строятся различные классификации причин преступности, а также как эти основания соотносятся друг с другом.
При ответе на третий вопрос следует помнить, что не существует единой концепции причин преступности для всех социально-экономических формаций. Остановиться на особенностях социально- экономических отношений в нашей стране в современный период. Уделить внимание конкретно-историческим условиям, в которых происходит развитие нашего общества, и отметить объективные причины сохранения в нем преступности.
При ответе на четвертый вопрос следует использовать в качестве примера задачу о Воронкове, в которой отмечены поведение данного лица в период отбытия им наказания в исправительных колониях.
Задача.
Воронков, находясь в нетрезвом состоянии, увидел, как милиционер Анисимов пытался задержать Данилова, с которым Воронков не был знаком. Подойдя к группе граждан, пассивно наблюдавших за происходящим. Воронков услышал из толпы: «надо бы помочь» и с криком: «А что? Попробуем», - набросился на Анисимова, сбил милиционера с ног, нанес несколько ударов и, увлекая за собой Данилова, бросился бежать. Однако оба были задержаны.
Воронкову 22 года. Образование среднее, специальности нет, работает грузчиком, холост. Ранее дважды судим за квартирную кражу и разбой. Первое преступление совершил в 18-летнем возрасте после ухода из дома, где происходили постоянные ссоры между родителями. Отец - инвалид, злостный пьяница, мать вела развратный образ жизни. После ухода из дома Воронков попал в компанию воров и, по его собственному признанию, участвовал в совершении не менее 10 краж, однако был осужден только за одну. Характеристика на Воронкова из колонии положительная, легко пошел на контакт с администрацией, не поддерживал отношений с нарушителями режима.
После отбытия наказания он вернулся домой, "хотел жить честно", но там "все было по старому, даже еще хуже". Поселился у приятеля, потом у сожительницы. Имея навыки радиолюбителя, пытался устроиться в радиомастерскую, но его не приняли, так как не было документа о специальности. Поступил на работу грузчиком. На работе его уголовным прошлым никто не упрекал. В свободное время Воронков ходил «болеть» на стадион, посещал ипподром, играл в домино. По телевизору смотрел только спортивные передачи, а также передачу «В мире животных». Спиртными напитками не злоупотреблял, лиц с антиобщественной направленностью поведения сторонился.
Случай свел Воронкова с соучастником по делу о кражах Угримовым: он приобщил Воронкова к употреблению наркотиков.
Вскоре Воронков и Угримов в парке совершили разбойное нападение на пьяного, угрожая ножом, отобрали у него кошелек с 4000 руб., избили.
Отбывая наказание за это преступление, Воронков проявил себя, как злостный нарушитель режима: отказывался работать, не подчинялся требованиям администрации, в отношении которой проявлял озлобленность, употреблял наркотики, играл в карты.
Отбыв наказание, после лечения наркотики употреблять перестал. Пытался возобновить прежнюю жизнь с сожительницей, однако получил отказ. Проживал с матерью, которая продолжала вести антиобщественный образ жизни. К этому времени отец умер. Свободное время Воронков проводил в основном в компании ранее судимых и других лиц, ведущих антиобщественный образ жизни. Злоупотреблял спиртными напитками. Привлекался к административной ответственности за мелкое хулиганство.
Участковым инспектором милиции с Воронковым за 7 месяцев, прошедшие после освобождения из колонии до совершения последнего преступления, были проведены две беседы (одна - при решении вопроса о прописке, вторая - после отбытия адм. ареста за мелкое хулиганство). Других профилактических мероприятий в отношении Воронкова не проводилось.
В беседе с сотрудниками милиции Воронков заявил, что считает себя "пропавшим человеком", что никаких перспектив в жизни он не видит, озлоблен на родителей, сожительницу, работников милиции.
Отвечая на вопрос: было ли страшно идти на первую кражу, и не мучила ли потом совесть, Воронков заявил: "Трудно сказать, какая она была первая. Всегда, с тех пор, как себя помню, тащил все, "что плохо лежало". А тогда, когда связался с ворами, понравилось даже, что стал "работать" не по мелочам, а "по-настоящему".
По последнему делу (сопротивление представителю власти) Воронкову проведена судебно-психиатрическая экспертиза (по предыдущим не проводилась). В заключение эксперта отмечено наличие у Воронкова признаков психопатизации личности (повышенная реактивность, недостаток самообладания, плохая приспосабливаемость к условиям среды), а также констатирована черепно-мозговая травма, полученная в 17-летнем возрасте.
Задание слушателям:
Укажите обстоятельства, обусловившие совершение Воронковым преступлений:
краж, разбойного нападения, сопротивления представителю власти.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ (с одним правильным ответом)
1. Условия преступности – это:
1. явления, сопутствующие преступлению
2. существенные обстоятельства, порождающие преступления
3. закономерности и причины преступности
4.явления, способствующие действию причин преступности
2. В Современном Российском государстве можно выделить следующие группы классификаций причин и условий:
1. экономические, биологические, социальные, воспитательные, нравственные
2. теологические, религиозные, политические, социальные, организационно-управленческие
3. нравственные, экономические, социологические, политические, идеологические, организационно-управленческие
4. экономические, социальные, организационно-управленческие, политические, антропологические
3.Явления, способствующие преступности:
1.криминогенные детерминанты
2.причины преступности
3.совокупность причин и условий преступности
4.условия преступности