Отношения в сфере государственного и муниципального кредита, регулируемые нормами финансового права
Проблемы государственного и муниципального кредита на современном этапе.
Рост непроизводительных расходов государства и муниципальных образований.
Так как денежные средства, используемые в качестве кредитных, подлежат обязательному возврату юридическим и физическим лицам (кредиторам), причем с уплатой процентов за пользование кредитом. Уплата же процентов по кредиту, может приводить к росту налогов или инфляции (нужно же где-то брать средства, для обеспечения выплат по долгу).
Опасения.
На чем сказались: негативный осадок после дефолта по госбумагам 1998 года, существующий на данный момент значительный по объему государственный долг, а так же тот факт, что в БК РФ есть слова о гарантиях погашения займа, но нет слов об обязанности эмитента включить в бюджет полную сумму средств на погашение и обслуживание займа. Только добрая воля и порядочность эмитента могут подвигнуть его сделать это. Таким образом, если в бюджет не заложена полная сумма на обслуживание займа, то может случиться, что облигации не будут оплачены.
Нарушение мотивации частных финансовых институтов
Правительство часто прибегает к принудительному размещению государственных займов, что нарушает рыночную мотивацию деятельности частных финансовых институтов.
Угроза инфляции и стабильности экономической системы страны.
Чрезмерный рост государственного долга несет в себе угрозу для экономической безопасности станы и стабильности бюджетной системы, долговые обязательства государства, накапливаясь, формируют внутренний и внешний государственный долг. Его приходится выплачивать с процентами. Поэтому правительства прибегают к новым займам; покрывая старые долги, они делают еще большие новые (практика рефинансирования государственного долга), производят эмиссию денежных средств, что приводит к инфляции.
5. Пятая проблема состоит в том, что практика выпуска государственных ценных бумаг, мобилизуя свободные средства финансового рынка, увеличивает среднюю рыночную ставку процента. Это ведет к удорожанию кредита, снижению инвестиций в частном секторе, падению чистого экспорта и частично — к снижению потребительских расходов. В итоге возникает эффект вытеснения производственных инвестиций финансовыми, который значительно ослабляет стимулирующий эффект фискальной политики.
6. Долговое финансирование бюджетного дефицита нередко рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации дефицита. Однако долговой способ не устраняет угрозы роста инфляции. Он только создает временную отсрочку для этого роста, что характерно для многих переходных экономик, в том числе и для российской, тем более, если учитывать имеющуюся у Центрального банка РФ возможность скупки государственных облигаций на вторичном рынке ценных бумаг.
7. Государственный долг ухудшает распределение доходов, усиливает неравномерность распределения доходов в обществе, свойственную рыночной экономике. Поскольку большая часть долговых обязательств государства концентрируется у наиболее обеспеченных слоев общества. Снижается судьба расходов на оплату труда и социальные потребности в национальном доходе, а судьба расходов на заимообразный капитал растет.
8. Говоря о внешнем долге, его обслуживание требует передачи части выработанного национального продукта к собственности других стран, то есть часть национальных ресурсов должна быть изъята из потребления и накопления и передана кредиторам. Такие процессы сдерживают экономический рост.
Проблема обеспечения муниципального долга.
Российская Федерация не несет ответственности но долговым обязательствам национально-территориальных образований РФ, если они не были гарантированы Правительством РФ. Средства же муниципальных образований существенно ограничены.
Отношения в сфере государственного и муниципального кредита, регулируемые нормами финансового права.
Регулируется Бюджетным кодексом (глава 14)
Финансовые отношения в сфере государственного и муниципального кредита складываются по поводу формирования, функционирования и погашения государственного и муниципального внутреннего долга
Возникают они в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований
Объектомданных правоотношений являются финансовые ресурсы государства и финансовые ресурсы муниципальных образований.
К сфере государственного кредита относятся отношениямежду Правительством РФ и банковскими кредитными организациями, а в некоторых случаях и Центральным банком России по поводу предоставления кредитов; отношения между государством и субъектами РФ и Правительством РФ, в том числе в случаях, предусмотренных законом о федеральном бюджете, по поводу предоставления последним гарантий по долговым обязательствам субъектов Федерации и ряд других, складывающиеся в связи с образованием, распределением и использованием финансовых ресурсов государства и носящих имущественный (денежный) характер. Это как раз и является их отличительной особенностью как разновидности финансовых правоотношений.
В области муниципального кредита соответствующие правоотношения складываются по поводу финансовых ресурсов муниципального образования.
Субъекты
В правоотношениях по государственному кредиту, как и в других финансовых отношениях, одной из сторон всегда выступает государство или уполномоченныйим орган. Второй стороной отношений могут быть любые субъекты, финансовых правоотношений.
Конкретный участник правоотношений по государственному кредиту зависит от вида юридических фактов, лежащих в основе их возникновения. Так, субъектами правоотношений по государственному внутреннему долгу РФ являются: с одной стороны — государство в лице Правительства как получателя средств, на которое возлагается обязанность возврата долга и уплаты процентов по нему; с другой — юридические и физические лица (кредиторы).
В правоотношении по государственному кредиту на уровне субъекта РФучаствует уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ, а при муниципальном кредите — уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с уставом последнего.
Участие представительных и исполнительных органов власти различного уровня, а также финансовых и кредитных органов в правоотношениях по государственному кредиту закреплено законодательно. Например, Конституцией РФ (ст. 75) и Бюджетным кодексом устанавливается распределение компетенции между представительными и исполнительными органами в сфере государственного кредита.
За законодательными органами, в частности Федеральным Собранием РФ, закреплены следующие полномочия: определять политику в отношении государственного внутреннего долга; устанавливать верхний предел государственного внутреннего долга при утверждении бюджета на предстоящий финансовый год; осуществлять контроль за состоянием государственного внутреннего долга
Правительство РФ как исполнительный орган власти осуществляет управление государственным внутренним долгом РФ ч 1 ст. 101 БК