Структура механизма российского государства
В справочных изданиях слово «структура» означает совокупность внутренних связей, строение, внутреннее устройство объекта. Иногда в определение понятия «структура» добавляют, что указанные внутренние связи устойчивы и что они обеспечивают целостность объекта и его тождественность самому себе1.
Структура государственного механизма — это его внутреннее строение, порядок расположения составляющих звеньев механизма, их соотношение. Структура указывает на то, из чего складывается государственный механизм, какова иерархия (субординация) его составных частей.
Сложившийся в современной России государственный механизм представляет собой целостную единую общую систему, которая состоит из ряда подсистем государственных органов, однородных по своим функциям, внутреннему строению, непосредственным целям.
Наиболее значительным основанием классификации подсистем государственных органов является характер осуществляемых полномочий. В соответствии с ним выделяются следующие подсистемы государственных органов:
-- институт главы государства (президент);
-- органы законодательной (представительной) власти (парламент и др.);
-- органы исполнительной власти (правительство, органы исполнительной власти субъектов);
-- судебные органы;
-- надзорно-контрольные органы (прокуратура идр.).Обратим внимание на особенности названныхгосударственных структурных образований.
Глава государства. С принципом разделения властей сообразуется то, что по Конституции РФ Президент РФ как глава государства (подобно тому как это закреплено, например, в конституциях Франции, Германии, Италии) не относится непосредственно к какой-либо одной из трех основных ветвей власти.
Согласно Конституции РФ, Президент России является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Основным Законом порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Россию как внутри страны, так и в международных отношениях.
Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами РФ. В развитие данного конституционного положения Федеральный закон «Об обороне» закрепил, что Президент рф осуществляет руководство Вооруженными Силами РФ.
Некоторые свои полномочия глава государства осуществляет Л совместно с Федеральным Собранием Российской Федерации (например, назначение Председателя Правительства РФ и других высших должностных лиц государства).
% Наряду с Президентом РФ институт президентства существуem u в ряде республик в составе Российской Федерации. При этом правовой статус президента как главы государства либо главы исполнительной власти определяется конституцией соответствующей республики.
Органы законодательной (представительной) власти. Законодательную власть в Российской Федерации (на федеральном уровне) осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Действующая Конституция РФ закрепляет двухпалатную структуру парламента: Федеральное Собрание состоит из Совета Федерации и Государственной Думы. Компетенция палат строго разграничена. В Совет Федерации входят по два представителя ф от каждого субъекта Федерации. Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Федеральное Собрание — постоянно действующий м орган. Круг полномочий каждой из палат четко очерчен непосредственно в Конституции РФ, и свои полномочия палаты осуществляют, как правило, на самостоятельных раздельных заседаниях. Основным их назначением является законодательная деятельность. 9 В то же время Федеральному Собранию присуще единство правовой природы: законодательным и представительным органом Российской Федерации является именно Федеральное Собрание (а не Государственная Дума или Совет Федерации).
Существенно и то, что палаты Федерального Собрания назначают на должности ряд высших должностных лиц государства. Например, Совет Федерации назначает судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также Генерального прокурора РФ.
Государственная Дума утверждает кандидатуры на должности Председателя Правительства РФ, Председателя Центрального банка РФ, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Она обладает правом объявления амнистии. Государ-
ственной Думой принимаются федеральные законы, определенные категории которых подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Кроме того, обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат федеральные конституционные законы.
Органы законодательной власти России делятся на федеральные и региональные, т. е. субъектов Федерации. Это народные собрания, государственные собрания, верховные советы, законодательные собрания республик в составе Российской Федерации; думы, законодательные собрания, областные собрания краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.
Основная особенность органов законодательной власти состоит в том, что они избираются непосредственно народом и никаким другим путем формироваться не могут. В своей совокупности они составляют систему представительных органов государственной власти Российской Федерации.
Кроме разработки, дополнения и изменения законов законодательные органы Российской Федерации, как отмечалось выше, решают и иные вопросы (утверждение Председателя Правительства РФ, утверждение запросов в суд, принятие политических заявлений и др.).
Отметим и то, что законодательные органы не имеют соподчиненности. Это отличает их нынешнее положение от положения соответствующих органов периода советской власти. Тогда решение нижестоящего Совета могло быть отменено вышестоящим Советом.
В целом отметим: являясь законодательными органами, представительные органы государственной власти выражают государственную волю многонационального народа Российской Федерации и придают ей общеобязательный характер.
Органы исполнительной власти. Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ, состоящее из Председателя Правительства РФ, его заместителей, федеральных министров и др. Правительство РФ разрабатывает федеральный бюджет, осуществляет управление федеральной собственностью, обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной, денежной политики, а также единой политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии. Правительство РФ издает постановления и распоряжения.
К органам исполнительной власти относятся также министерства, государственные комитеты и ведомства при Правительстве рф. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» закрепляет три вида федеральных органов исполнительной власти: министерство (орган, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в определенной сфере деятельности); федеральную службу (орган, осуществляющий функции по контролю и надзору в определенной сфере деятельности), федеральное агентство (орган, осуществляющий в определенной сфере деятельности специальные функции, например, по управлению государственным имуществом). Эти управленческие структуры принимают участие в выработке государственных решений, в правительственном нормотворчестве, в руководстве государственными организациями, находящимися в их ведении, издают подзаконные акты.
Правительство РФ осуществляет общее руководство федеральными органами исполнительной власти, за исключением органов, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ.
Федеральные органы исполнительной власти издают свои (ведомственные) акты нормативного и ненормативного содержания.
В каждом регионе России существует определенная система органов исполнительно-распорядительной власти, возглавляемая его руководителем. Наименование высшего должностного лица устанавливается конституцией (уставом) региона. Например, в Татарстане, Башкортостане, Бурятии, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Калмыкии — президент.
В краях, областях, автономных округах высшим должностным лицом региона является глава администрации (губернатор, в Москве — мэр). Он формирует администрацию (правительство) региона и руководит всеми региональными органами исполнительно-распорядительной власти.
Республиканские правительства с входящими в них министерствами и ведомствами, а также правительства (администрации) краев, областей, федеральных городов и автономных округов выполняют наиболее существенные управленческие, исполнительно-распорядительные функции.
По характеру полномочий органы исполнительной власти подразделяются на органы общей компетенции и органы специальной компетенции, ведающие отдельными отраслями или сферами исполнительной деятельности. К первым из них относятся например, Правительство РФ и правительства субъектов Федерации, ко вторым — министерства и иные ведомства Российской Федерации и ее субъектов.
Часть 2 ст. 77 Конституции РФ содержит положение о том, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Система органов исполнительной власти России в целом осуществляет исполнительную и распорядительную деятельность. Исполнительная деятельность этих органов проявляется в непосредственном исполнении требований законов и вышестоящих органов исполнительной власти. Распорядительная деятельность названных структур выражается в издании своих собственных актов, распоряжений, принятии организационных мер для реализации определенных задач и функций.
Органы судебной власти. Существенным элементом структуры механизма государства являются судебные органы. Судебные органы осуществляют от имени государства судебную власть и судебные функции путем отправления правосудия. В Российской Федерации единая судебная система включает три разновидности органов судебной власти: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ и поднадзорные ему нижестоящие суды общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ и поднадзорные ему нижестоящие арбитражные суды, а также суды субъектов Российской Федерации.
Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля. Он осуществляет правовую защиту Конституции РФ, основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, разрешает споры о компетенции между органами федеральной государственной власти и субъектов Российской Федерации, дает толкование Конституции РФ и др.
Верховный Суд РФ, являясь высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. ' "
Высший Арбитражный Суд РФ — высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.
Проводимая в стране судебная реформа призвана решить задачу создания сильного и авторитетного правосудия, отвечающего требованиям правового государства, способного обеспечить действенную защиту прав граждан. Прокуратура Российской Федерации. Особую группу государственных органов, не относящихся ни к одному из перечисленных | видов государственной власти, составляют органы прокуратуры, к Прокуратура РФ, как определено в Конституции РФ, составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.
Принятая в соответствии с Конституцией РФ новая редакция Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» подтвердила статус прокуратуры как важнейшего независимого органа правоохраны. Основной видовой особенностью органов прокуратуры является осуществление ими надзора за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых этими органами $ правовых актов. К тому же на прокуратуру возложена такая функция, как координация деятельности органов Внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности, федеральных органов налоговой полиции, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
В систему государственных органов Российской Федерации входят также и другие, например, осуществляющие различные вспомогательные функции, определяемые органами государственной власти, при которых они состоят. К числу таких органов относятся, например, Администрация Президента Российской Федерации, обеспечивающая деятельность Президента России, Совет безопасности Российской Федерации, обеспечивающий условия для реализации Президентом РФ конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности.
Значительную роль в государственном механизме современной России играют органы Внутренних дел РФ, Вооруженные силы и другие воинские формирования. Функциональное назначение и специфика названных государственных структур позволяют выделить их в отдельную подсистему (группу) органов в структуре государственного механизма.
В юридической литературе к структурным элементам механизма, понимаемого в широком смысле, относят также организации, не обладающие властными полномочиями, в число которых входят государственные учреждения и государственные предприятия.
Государственные учреждения — это такие подразделения государственного механизма, деятельность которых направлена на управление конкретной сферой жизни общества и выполнение определенных задач государства в этой области (например, в системе образования, в сфере здравоохранения, науки, в экономической области). К государственным учреждениям относятся школы, вузы, больницы, научно-исследовательские институты, библиотеки, театры и т. д. Они не обладают властными полномочиями (за исключением их администрации) и осуществляют социально-культурные функции в названных выше сферах (наука, образование, здравоохранение и др.).
Государственные предприятия представляют собой организации, создаваемые для осуществления хозяйственно-экономической деятельности, направленной на обеспечение производства определенной продукции (товаров), оказание многочисленных услуг в целях удовлетворения потребностей общества, частных лиц и др. Администрация государственных предприятий для реализации своих задач использует не только материальные и организационные ресурсы, но и определенные властные полномочия, например, реализуя дисциплинарные санкции в отношении нарушителей трудовой, служебной дисциплины.
Итак, в Российской Федерации существует разнообразная система структурно обособленных государственных органов и их образований.
Механизм государства и его структура не остаются неизменными. На них оказывают влияние как внутренние предпосылки (соотношение политических сил, культурно-исторические, национальные традиции и пр.), так и внешнеполитические факторы: своеобразие международной обстановки, особенности межгосударственных отношений конкретных стран и др.