Структура механизма российского государства

В справочных изданиях слово «структура» означает совокуп­ность внутренних связей, строение, внутреннее устройство объекта. Иногда в определение понятия «структура» добавляют, что указанные внутренние связи устойчивы и что они обеспечивают целост­ность объекта и его тождественность самому себе1.

Структура государственного механизма — это его внутреннее строение, порядок расположения составляющих звеньев механизма, их соотношение. Структура указывает на то, из чего складывается госу­дарственный механизм, какова иерархия (субординация) его со­ставных частей.

Сложившийся в современной России государственный механизм представляет собой целостную единую общую систему, которая состоит из ряда подсистем государственных органов, однородных по своим функциям, внутреннему строению, непосредственным целям.

Наиболее значительным основанием классификации подсистем государственных органов является характер осуществляемых полно­мочий. В соответствии с ним выделяются следующие подсистемы государственных органов:

-- институт главы государства (президент);

-- органы законодательной (представительной) власти (парла­мент и др.);

-- органы исполнительной власти (правительство, органы исполнительной власти субъектов);

-- судебные органы;

-- надзорно-контрольные органы (прокуратура идр.).Обратим внимание на особенности названныхгосударственных структурных образований.

Глава государства. С принципом разделения властей сообразу­ется то, что по Конституции РФ Президент РФ как глава государ­ства (подобно тому как это закреплено, например, в конституциях Франции, Германии, Италии) не относится непосредственно к какой-либо одной из трех основных ветвей власти.

Согласно Конституции РФ, Президент России является гаран­том Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В уста­новленном Основным Законом порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Россию как внутри страны, так и в международных отношениях.

Президент является Верховным Главнокомандующим Воору­женными силами РФ. В развитие данного конституционного поло­жения Федеральный закон «Об обороне» закрепил, что Президент рф осуществляет руководство Вооруженными Силами РФ.

Некоторые свои полномочия глава государства осуществляет Л совместно с Федеральным Собранием Российской Федерации (например, назначение Председателя Правительства РФ и других высших должностных лиц государства).

% Наряду с Президентом РФ институт президентства существуem u в ряде республик в составе Российской Федерации. При этом правовой статус президента как главы государства либо главы исполни­тельной власти определяется конституцией соответствующей рес­публики.

Органы законодательной (представительной) власти. Законода­тельную власть в Российской Федерации (на федеральном уровне) осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Действующая Конституция РФ закрепляет двухпалат­ную структуру парламента: Федеральное Собрание состоит из Сове­та Федерации и Государственной Думы. Компетенция палат строго разграничена. В Совет Федерации входят по два представителя ф от каждого субъекта Федерации. Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Федеральное Собрание — постоянно действующий м орган. Круг полномочий каждой из палат четко очерчен непосред­ственно в Конституции РФ, и свои полномочия палаты осущест­вляют, как правило, на самостоятельных раздельных заседаниях. Основным их назначением является законодательная деятельность. 9 В то же время Федеральному Собранию присуще единство право­вой природы: законодательным и представительным органом Рос­сийской Федерации является именно Федеральное Собрание (а не Государственная Дума или Совет Федерации).

Существенно и то, что палаты Федерального Собрания назнача­ют на должности ряд высших должностных лиц государства. Например, Совет Федерации назначает судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также Генерального прокурора РФ.

Государственная Дума утверждает кандидатуры на должности Председателя Правительства РФ, Председателя Центрального банка РФ, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Она обладает правом объявления амнистии. Государ-

ственной Думой принимаются федеральные законы, определенные категории которых подлежат обязательному рассмотрению в Сове­те Федерации. Кроме того, обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат федеральные конституционные законы.

Органы законодательной власти России делятся на федеральные и региональные, т. е. субъектов Федерации. Это народные собрания, го­сударственные собрания, верховные советы, законодательные собра­ния республик в составе Российской Федерации; думы, законодатель­ные собрания, областные собрания краев, областей, городов феде­рального значения, автономной области и автономных округов.

Основная особенность органов законодательной власти состоит в том, что они избираются непосредственно народом и никаким другим путем формироваться не могут. В своей совокупности они составля­ют систему представительных органов государственной власти Рос­сийской Федерации.

Кроме разработки, дополнения и изменения законов законода­тельные органы Российской Федерации, как отмечалось выше, решают и иные вопросы (утверждение Председателя Правительст­ва РФ, утверждение запросов в суд, принятие политических заявле­ний и др.).

Отметим и то, что законодательные органы не имеют соподчиненности. Это отличает их нынешнее положение от положения соот­ветствующих органов периода советской власти. Тогда решение нижестоящего Совета могло быть отменено вышестоящим Советом.

В целом отметим: являясь законодательными органами, пред­ставительные органы государственной власти выражают государ­ственную волю многонационального народа Российской Федера­ции и придают ей общеобязательный характер.

Органы исполнительной власти. Исполнительную власть в Рос­сийской Федерации осуществляет Правительство РФ, состоящее из Председателя Правительства РФ, его заместителей, федеральных министров и др. Правительство РФ разрабатывает федеральный бюджет, осуществляет управление федеральной собственностью, обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной, денежной политики, а также единой политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии. Правительство РФ издает постановления и распоряжения.

К органам исполнительной власти относятся также министер­ства, государственные комитеты и ведомства при Правительстве рф. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структу­ре федеральных органов исполнительной власти» закрепляет три вида федеральных органов исполнительной власти: министерство (орган, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в определенной сфере деятельности); федеральную службу (орган, осуществляющий функции по контролю и надзору в определенной сфере деятель­ности), федеральное агентство (орган, осуществляющий в опреде­ленной сфере деятельности специальные функции, например, по управлению государственным имуществом). Эти управленческие структуры принимают участие в выработке государственных реше­ний, в правительственном нормотворчестве, в руководстве государ­ственными организациями, находящимися в их ведении, издают подзаконные акты.

Правительство РФ осуществляет общее руководство федераль­ными органами исполнительной власти, за исключением органов, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, ино­странных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций, руковод­ство деятельностью которых осуществляет Президент РФ.

Федеральные органы исполнительной власти издают свои (ве­домственные) акты нормативного и ненормативного содержания.

В каждом регионе России существует определенная система органов исполнительно-распорядительной власти, возглавляемая его руководителем. Наименование высшего должностного лица устанавливается конституцией (уставом) региона. Например, в Та­тарстане, Башкортостане, Бурятии, Ингушетии, Кабардино-Балка­рии, Калмыкии — президент.

В краях, областях, автономных округах высшим должностным лицом региона является глава администрации (губернатор, в Мос­кве — мэр). Он формирует администрацию (правительство) региона и руководит всеми региональными органами исполнительно-рас­порядительной власти.

Республиканские правительства с входящими в них министер­ствами и ведомствами, а также правительства (администрации) краев, областей, федеральных городов и автономных округов выполняют наиболее существенные управленческие, исполнитель­но-распорядительные функции.

По характеру полномочий органы исполнительной власти подразделяются на органы общей компетенции и органы специальной компетенции, ведающие отдельными отраслями или сферами исполнительной деятельности. К первым из них относятся например, Правительство РФ и правительства субъектов Федера­ции, ко вторым — министерства и иные ведомства Российской Федерации и ее субъектов.

Часть 2 ст. 77 Конституции РФ содержит положение о том, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполни­тельной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Система органов исполнительной власти России в целом осу­ществляет исполнительную и распорядительную деятельность. Исполнительная деятельность этих органов проявляется в непо­средственном исполнении требований законов и вышестоящих органов исполнительной власти. Распорядительная деятельность названных структур выражается в издании своих собственных актов, распоряжений, принятии организационных мер для реализа­ции определенных задач и функций.

Органы судебной власти. Существенным элементом структуры механизма государства являются судебные органы. Судебные орга­ны осуществляют от имени государства судебную власть и судебные функции путем отправления правосудия. В Российской Федерации единая судебная система включает три разновидности органов судебной власти: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ и поднадзорные ему нижестоящие суды общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ и поднадзорные ему нижестоящие арбитраж­ные суды, а также суды субъектов Российской Федерации.

Конституционный Суд РФ является судебным органом консти­туционного контроля. Он осуществляет правовую защиту Консти­туции РФ, основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, разрешает споры о компетенции между органами федеральной государственной власти и субъектов Рос­сийской Федерации, дает толкование Конституции РФ и др.

Верховный Суд РФ, являясь высшим судебным органом по граж­данским, уголовным, административным и иным делам, подсуд­ным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной прак­тики. ' "

Высший Арбитражный Суд РФ — высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за дея­тельностью арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Судьи независимы и подчиняются только Кон­ституции РФ и федеральному закону.

Проводимая в стране судебная реформа призвана решить задачу создания сильного и авторитетного правосудия, отвечающего тре­бованиям правового государства, способного обеспечить действен­ную защиту прав граждан. Прокуратура Российской Федерации. Особую группу государ­ственных органов, не относящихся ни к одному из перечисленных | видов государственной власти, составляют органы прокуратуры, к Прокуратура РФ, как определено в Конституции РФ, составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

Принятая в соответствии с Конституцией РФ новая редакция Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» под­твердила статус прокуратуры как важнейшего независимого органа правоохраны. Основной видовой особенностью органов прокурату­ры является осуществление ими надзора за исполнением законов феде­ральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Рос­сийской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лица­ми, а также за соответствием законам издаваемых этими органами $ правовых актов. К тому же на прокуратуру возложена такая функ­ция, как координация деятельности органов Внутренних дел Рос­сийской Федерации, Федеральной службы безопасности, федераль­ных органов налоговой полиции, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с пре­ступностью.

В систему государственных органов Российской Федерации входят также и другие, например, осуществляющие различные вспомогательные функции, определяемые органами государствен­ной власти, при которых они состоят. К числу таких органов отно­сятся, например, Администрация Президента Российской Федера­ции, обеспечивающая деятельность Президента России, Совет безопасности Российской Федерации, обеспечивающий условия для реализации Президентом РФ конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной це­лостности.

Значительную роль в государственном механизме современной России играют органы Внутренних дел РФ, Вооруженные силы и другие воинские формирования. Функциональное назначение и спе­цифика названных государственных структур позволяют выделить их в отдельную подсистему (группу) органов в структуре государ­ственного механизма.

В юридической литературе к структурным элементам механиз­ма, понимаемого в широком смысле, относят также организации, не обладающие властными полномочиями, в число которых входят госу­дарственные учреждения и государственные предприятия.

Государственные учреждения — это такие подразделения госу­дарственного механизма, деятельность которых направлена на управление конкретной сферой жизни общества и выполнение определенных задач государства в этой области (например, в систе­ме образования, в сфере здравоохранения, науки, в экономической области). К государственным учреждениям относятся школы, вузы, больницы, научно-исследовательские институты, библиотеки, теат­ры и т. д. Они не обладают властными полномочиями (за исключе­нием их администрации) и осуществляют социально-культурные функции в названных выше сферах (наука, образование, здраво­охранение и др.).

Государственные предприятия представляют собой организации, создаваемые для осуществления хозяйственно-экономической дея­тельности, направленной на обеспечение производства определен­ной продукции (товаров), оказание многочисленных услуг в целях удовлетворения потребностей общества, частных лиц и др. Админи­страция государственных предприятий для реализации своих задач использует не только материальные и организационные ресурсы, но и определенные властные полномочия, например, реализуя дис­циплинарные санкции в отношении нарушителей трудовой, слу­жебной дисциплины.

Итак, в Российской Федерации существует разнообразная си­стема структурно обособленных государственных органов и их образований.

Механизм государства и его структура не остаются неизменными. На них оказывают влияние как внутренние предпосылки (соот­ношение политических сил, культурно-исторические, национальные традиции и пр.), так и внешнеполитические факторы: своеоб­разие международной обстановки, особенности межгосударствен­ных отношений конкретных стран и др.

Наши рекомендации