Профсоюзные организации в идеологических процессах
Важнейшим элементом политической системы являются общественные организации и движения, т. е. социальные инструменты, позволяющие группам граждан влиять на принимаемые в государстве решения, отстаивать свои права. Общественной организацией являются и профсоюзы, объединяющие граждан по трудовому, профессиональному принципу. Первейшая функция профсоюзов - обеспечение соблюдения интересов своих членов и оказание помощи государству в осуществлении его функций: регулировании социальных отношений, экономической и хозяйственной деятельности, культурно-воспитательной работы.
Место профсоюзов в политической системе государства определяется не только массовым характером движения в целом (это самое крупное общественное объединение в нашей стране), но и признанием их со стороны государства и объединений нанимателей как равноправных партнеров.
Преобразования в конституционно-правовом и социально-экономическом устройстве Республики Беларусь обозначили новые ориентиры для государства, общества, политических партий, общественных объединений. Права и свободы человека, гарантии их реализации конституционно признаны высшей ценностью общества и государства, а государство провозглашено демократическим социально-правовым. К числу основных прав и свобод Конституция Республики Беларусь относит право граждан на объединение в профессиональные союзы. Наделяя граждан правом объединяться в профсоюзы для защиты своих экономических и социальных интересов, Основной Закон Республики Беларусь тем самым создает базу для их профессионально-общественного самоопределения.
Защита экономических и трудовых прав работников - ключевое направление деятельности профсоюзов. Они призваны содействовать реализации каждым работником конституционного права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, получать справедливую долю вознаграждения за труд, иметь достойный уровень жизни.
Федерация профсоюзов Беларуси, действуя в рамках Конституции Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь "О профессиональных союзах", других актов законодательства Республики Беларусь, выступает за:
- последовательное построение демократического социального правового государства;
- неуклонное повышение жизненного уровня населения страны;
- строгое соблюдение прав и гарантий трудящихся и профессиональных союзов;
Вопрос№ 25
– Религиозные идеи (мировые религии). Содержащиеся в священных писаниях, а также в примерах исторических фигур как образцов жизгненного пути и идеалов жизни (Иисус, Магомет, Конфуций, Будда, Кришна), проповеди любви к ближнему и других добродетелей человеческой жизни, основанных на вере в Бога.
На государстве лежит обязанность обеспечить, прежде всего, правовой статус личности по отношению к религии, т.е. обеспечить право личности на свободный выбор вероисповедания и свободное отправление религиозного культа. Отношение государственных органов к человеку не должно быть дифференцированным в зависимости от того, является ли он атеистом или верующим, принадлежит ли он к православным, католикам или мусульманам.
Сложнее дело обстоит с религиозной организацией. Конечно, как и в случае с отдельной личностью, на государстве лежит обязанность обеспечить право религиозной организации на свободное (в рамках закона) отправление культа, пропаганду и т.п.
Равенство религий может и должно быть только в юридическом смысле, но не в культурно-историческом. И государство должно неукоснительно обеспечить это юридическое равенство религий и религиозных организаций перед законом. Это прямая обязанность государства. Но у государства, кроме обязанностей, есть и права, в частности, право выбирать себе партнеров для сотрудничества среди религиозных организаций с учетом их роли в формировании культуры страны. Право на особые отношения с культурообразующей религией конкретной страны - законное право любого государства.
Гсударство не обязано оказывать поддержку всем безбора конфесиям.Оно имеет право делать это по своему усмотрению. Нарушение принципа равенства религий в юридическом смысле было бы в том случае, если бы государство нарушило права религиозных организаций, например, отобрало бы построенное на пожертвования граждан молитвенное здание и передало его, скажем, другой конфессии.
Все конфессии должны ощущать, что на республиканском уровне есть орган, призванный компетентно согласовывать интересы государства и религиозных организаций, находить взаимоприемлемые решения. Орган, куда можно обратиться, встретившись с нарушением своих законных прав и интересов.
В обозримом будущем актуальность проводимой в стране конфессиональной политики сохранится. Основной проблемой было и остается поддержание сложного баланса межконфессиональных отношений и разнородных политических сил во имя сохранения внутренней стабильности и достижения устойчивого экономического роста. Только такой подход обеспечит приоритет гражданских прав личности в сложном комплексе государственно-конфессиональных отношений, а также в деятельности религиозных организаций.
Очевидно, что политика государства должна быть направлена на безусловное обеспечение конституционного права граждан Беларуси на свободу совести. Главный смысл этой политики заключается не только в пресечении любых попыток дискриминации по религиозным мотивам, но и в отстаивании свободного самоопределения человека в мировоззрении и духовных интересах.
В Республике Беларусь созданы необходимые условия для удовлетворения религиозных потребностей верующих, функционирования религиозных организаций. По всем основным вопросам жизнедеятельности религиозных организаций приняты соответствующие законы, заложившие новую демократическую, партнерскую фазу взаимоотношений государства и религиозных организаций. Определены приоритетные направления государственной политики в сфере государственно-религиозных отношений:
- обеспечение конституционного положения об отделении религиозных организаций от государства и школы, равноправие всех действующих конфессий и право граждан на свободу совести;
- содействие религиозным организациям в реализации их уставных задач, участии религиозных организаций в служении, имеющем социальное значение.
В целом в Республике Беларусь созданы конституционно правовые предпосылки полноценного осуществления каждой личностью свободы совести и религиозного вероисповедания, а также деятельности религиозных организаций. Разумеется, проблемы существуют, и их разрешение есть и останется на многие годы важнейшей задачей государства и общества. Но достаточно очевидно, что создание условий для полного выражения каждым человеком своей духовной свободы -важный фактор идеологии белорусского государства.
Вопрос №26