Задание 3 Классификация хозяйственных организаций
Классифицируйте хозяйственные организации по: формам собственности; отношению к прибыли; правовому положению; размерам.
1.3.3 Контрольные вопросы для самопроверки
1 В чем заключаются особенности социальных систем?
2 Назовите основные компоненты социальных систем.
3 Дайте понятие организации как социальной системы?
4 Какова классификация социальных организаций по правовому статусу?
5 Назовите основные виды социальных организаций. Каковы их цели?
6 Что такое формальные и неформальные организации?
7 Что такое унитарное предприятие? Каковы их виды?
8 Приведите основную классификацию хозяйственных организаций.
9 С какой целью создаются хозяйственные организации?
10 Дайте общую характеристику организациям с ограниченной ответственностью.
11 Каковы особенности обществ с полной ответственностью?
12 Перечислите основные единичные организационные формы организаций.
13 Перечислите основные групповые организационные формы организаций.
Задания для самостоятельной работы студентов (12 часов):
Темы для самостоятельного изучения дисциплины
1 Бюджетные организации, особенности, классификация.
2 Значение образования в развитии российского общества. Типы и формы образовательных учреждений.
3 Направления реформирования муниципальных унитарных предприятий.
4 Основные тенденции совершенствования и развития современных форм социально-экономических организаций.
Задания для подготовки к практическим занятиям
1 Читать 4 и 5 главы учебного пособия Парахиной В.Н. «Теория организации».
2 Подготовить выступления по вопросам для обсуждения, помещенным в пункте 1.3.1.
3 Подготовить презентационный материал в виде схем организационных структур конкретных государственных и муниципальных организаций.
4 Составить логическую схему базы знаний по теме 3.
ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ
Содержание темы
Вопросы для обсуждения:
1 Место и роль организации в управлении.
2 Соотношение понятий «организация» и «управление».
3 Процесс организации: содержание, элементы, субъекты.
4 Понятие «организация управления».
5 Взаимосвязь управления и системы взаимоотношений в организации.
6 Понятия: управление производством, маркетингом, финансами, персоналом.
7 Управление и внешняя среда организации.
8 Механистическая и органическая организационные системы.
9 Процесс осуществления управления организацией.
10 Субъект осуществления управленческой деятельности.
Организация и управление - это процессы той или иной практической деятельности, осуществляемые, как правило, в рамках и по поводу конкретной организации как социальной системы.
Организация как процесс есть проявление общественной деятельности, основанной на общественном разделении труда. Организовать - значит:
- создать систему вновь;
- улучшить состояние функционирующей системы (улучшить ее организационную форму) в соответствии с внутренними и внешними условиями;
- создать условия для эффективного функционирования системы.
Процесс организации - это установление упорядоченности, согласованности частей в соответствии с объективными законами и принципами организации. Организация как форма общественной деятельности всегда конкретна, как и другие виды труда. Конкретность организации обусловлена ее объектом. Для социальных организаций основное значение имеют организация производства, организация труда, организация управления.
Организация реализуется в процессе управления как одна из его основных функций. Назначение этой функции - реализация принципа самоорганизации системы. Самоорганизация также выступает в качестве организационного процесса. В таком виде организация сливается со всеми функциями управления, пронизывает их и весь процесс управления. Вместе с тем процесс организации выступает и как объект управления.
Понятие «организация управления» включает создание, образование системы управления или внесение прогрессивных изменений в построение и порядок функционирования ранее образованной действующей системы управления.
Необходимость выяснения сущности соотношения понятий организации и управления в социально-экономической сфере обусловлено еще и тем, что разработка и применение их сочетания раскрывает целый спектр теоретических и практических конфигураций, определяющих достаточно значимые и самостоятельные области знаний сферы практической деятельности. Их состав и содержание постоянно развиваются и дополняются. Благодаря этому происходит становление самостоятельного научно-практического направления формирования разнообразных вариантов такого сочетания, среди которых уже сегодня можно выделить следующие:
Таблица 4.1 Сферы взаимодействия организации и управления
Область знаний | Сфера деятельности |
Теория организации | Организация деятельности |
Теория управления | Организация системы управления |
Основы менеджмента | Практический менеджмент |
Управление организацией | Управление предприятием |
Организация управления | Организация управления производством |
Организационное поведение | Управление персоналом |
Организационные изменения | Совершенствование управления |
Управление проектом | Организация развития |
Ключевые слова
Управление организацией | Организация управления |
Объекты организации | Субъекты организации |
Процесс организации | Самоорганизация |
Механистический тип управления | Органический тип управления |
Задания и упражнения
Задание 1
Проведите сравнительный анализ понятий «управление организацией» и «организация управления».
Задание 2
Ознакомьтесь со списком работ, которые осуществляются в деятельности предприятия.
Перечень работ, систематически выполняемых в процессе
деятельности обувного магазина
1. Открывать магазин вовремя.
2. Следить за тем, чтобы магазин был чистым и привлекательным.
3. Следить за тем, чтобы персонал хорошо выглядел.
4. Поддерживать высокий моральный дух в коллективе.
5. Отвечать на телефонные звонки.
6. Разбираться с жалобами покупателей.
7. Определять рабочее время сотрудников.
8. Проверять соответствие сданной выручки кассовым ведомостям.
9. Сдавать деньги в банк.
10. Руководить помощником менеджера.
11. Держать под контролем оформление витрин.
12. Осуществлять надзор над ремонтными и профилактическими работами.
13. Вырабатывать идеи по усовершенствованию.
14. Принимать решения о приеме на работу и увольнении сотрудников.
15. Делать заказы на пополнение заказов.
16. Принимать решения о количестве и фасонах заказываемой обуви.
17. Читать корреспонденцию.
18. Отвечать на корреспонденцию и выполнять содержащиеся ней указания.
19. Изучать ежедневный отчет о прибылях.
20. Предпринимать что-нибудь, если отчет о прибылях показывает неблагоприятное состояние дел.
Выполните следующие задания.
1 Выделите работы, относящиеся исключительно к компетенции менеджера; попадающие под категорию: «не хочется, но надо»; «не обязан, но нравится»; работы, которые могут выполняться другими работниками.
2 Составьте аналогичный перечень работ для муниципального предприятия, учреждения.
Задание 3
Ознакомьтесь с ситуацией.
Объявления о приглашении на работу менеджеров
1.Управляющий директор:...умение общаться с высокой эффективностью... способность максимально использовать ограниченные ресурсы... стратегическое мышление в сочетании с энергичностью и энтузиазмом.
2. Помощник главного менеджера:...способность управлять различными отделами главного офиса при необходимости заменять главного менеджера. Важнейшими элементами данной работы являются производственные отношения и обмен информацией внутри компании.
3. Менеджер по исследованиям и разработкам:...требуется осуществлять руководство успешно действующим отделением по исследованиям и разработкам и укрупнить его до большого отдела из примерно 20 ученых, выполняющих задачи по осуществлению проектов в мировом масштабе. Должен быть талантливым руководителем с навыками предпринимателя.
4. Менеджер по планированию производства:...требуется составление программ текущего производства и управление ими с помощью компьютеров для контроля и регистрации производственной деятельности. Должен также консультировать директора по производству в отношении средств расширения производственных мощностей в будущем.
5. Менеджер по маркетингу:...планировать всю деятельность по маркетингу, осуществлять взаимоотношения с родственными зарубежными компаниями, планировать ввод новой продукции на рынок, собирать информацию по состоянию рынка, управлять всей деятельностью по продвижению товара на рынок, оказывать помощь в разработке планов компании.
6. Менеджер по маркетингу:...отвечать за все аспекты развития бизнеса от составления планов по маркетингу и рекламе до мотивации и контроля в отношении дистрибьюторов в данной области.
7. Менеджер по дистрибьюторской деятельности:...отвечать за общий контроль над складированием и дистрибьюторской деятельностью в пределах России, а также руководить использованием ресурсов с целью обеспечить эффективную поставку продукции на склады и к пунктам розничной торговли.
8. Менеджер по кадрам:...отвечать за всю кадровую работу с особым упором на производственные отношения. Особенное значение имеют навыки ведения переговоров и способность быстро реагировать на изменение обстановки.
9. Менеджер по контролю над производством:...широкая зона ответственности, включающая составление ежемесячных планов производства и согласование регулярных проверок объема запасов, а также поддержание первоклассного взаимодействия между производственным сектором и сектором сбыта.
Ответьте на следующие вопросы.
1 У скольких из указанных выше менеджеров есть подчиненные?
2 Сколько из этих менеджеров обязаны принимать решения?
3 Сколько из перечисленных менеджеров должны проводить значительную часть своего времени за составлением планов?
4 Кто из указанных менеджеров будет относиться к организаторам производства, а кто - к организаторам управления?
1.4.3 Контрольные вопросы для самопроверки
1 В чем заключается сущность организации как функции управления?
2 В чем специфика трактовки организации как процесса и явления?
3 Укажите элементы процесса организации.
4 Из каких процессов состоит жизнедеятельность организации?
5 Какую роль играет управление внутри организации?
6 Сформулируйте суть организаторской деятельности в управлении.
7 Что включает в себя организация исполнительной деятельности?
8 Кто является субъектами организации в социальных системах?
9 Какие выделяют организации в зависимости от того, как строится взаимодействие организации с внешним окружением?
10 Раскройте процесс осуществления управления организацией?
Задания для самостоятельной работы студентов (10 часов):