Из «Хрестоматии немецкой молодежи» 1938

«В своей крови мы несем священное наследство своих отцов и пред­ков... Именно поэтому наша кровь священна... Отрицать свою кровь - зна­чит отрицать самого себя... Быть расой - значит уметь мыслить определен­ным образом. Тот, кто обладает мужеством, верой и честью во всем, что ха­рактерно для истинного немца, принадлежит к расе, которая должна господствовать... Любой, кто смешивается с чуждыми низшими расами, уничтожает кровь и душу, которые даны ему для передачи детям. Его дети становятся нечистыми, и он совершает самое тяжкое преступление с точки зрения национал-социализма».

Источник: Категории политической науки. М., 2002. С. 572-573.

Для достижения своих целей, как во внешней, так и во внут­ренней политике фашистские идеологи и вожди считали при­емлемыми любые средства и потому основную ставку делали на насилие. Гитлер откровенно заявлял, что мир будет управ­ляться согласно естественным законам силы. Чего нельзя полу­чить добром, говорил он, то следует брать силою кулака.

Осуществление внешнеполитических замыслов фашисты связывали с созданием сильной армии, способной обеспечить уничтожение любого противника и колонизацию захваченных земель. В решении внутренних проблем они использовали то­тальный террор. В период правления фашистов — как в Герма­нии, так и в Италии — произошла полная милитаризация обще­ственной жизни. В Германии даже официальное приветствие сопровождалось взмахом вперед правой руки и произнесением лозунга «Хайль Гитлер!». Тотальный контроль над личностью и обществом осуществлялся не только с помощью институтов го­сударства, но и партийных структур, так называемых «профсо­юзов», военизированных формирований (штурмовые и эсэсов­ские части в Германии и отряды «скуадре» в Италии»). В этих условиях не могло быть и речи о сохранении каких-либо демок­ратических свобод и институтов.

Логическим завершением приведенных идейных постулатов явились мифы об установлении тысячелетнего рейха в Германии и о возрождении величия Рима в Италии. Ими оправдывалась по­литика завоевательных войн, покорения все новых и новых наро­дов, установления мирового господства. К чему привела такого рода политика хорошо известно—лагеря смерти, душегубки, пла­номерное уничтожение «низших рас» и «недочеловеков» (евреев, цыган, славян), рабская эксплуатация народов оккупированных стран во имя процветания и благополучия «высшей расы».

И итальянская, и немецкая разновидности фашизма из де­магогических соображений включали в свою идеологию попу­лярные в первой трети XX в. идеи социализма, давая им специ­фическую трактовку. Муссолини рассматривал социализм как единую корпорацию, в которой профсоюзы и предпринимате­ли решают свои проблемы к взаимной выгоде под эгидой ин­ститутов государства. Итальянские фашисты на практике реа­лизовали идею корпоративного государства, которое через со­зданные им учреждения распространило свое влияние на все сферы национальной жизни. Гитлер понимал социализм как полное единство целей нации и каждого ее представителя. Тер­мин «социализм», говорил он, есть дополнительное определе­ние понятия «национализм». Он означает ответственность об­щественной структуры за индивидуума, тогда как «национа­лизм» означает, что индивидуум всего себя отдает этому цело­му; в национал-социализме же объединяются оба эти элемента |23]. Отсюда следует и название немецких фашистов — нацио­нал-социалисты.

Разгром гитлеровской Германии, фашистской Италии и их союзников во Второй мировой войне привел к ликвидации фа­шизма классического образца и запрету этой идеологии. Одна­ко фашизм время от времени вновь дает о себе знать в виде нео­фашистских партий и групп в различных странах. Его появле­ние провоцируется экономическими трудностями, межэтни­ческими противоречиями и тому подобными явлениями. Нео­фашистские группировки пытаются заручиться поддержкой социально ущемленных слоев населения. Для них характерно применение так называемой стратегии напряженности, при­званной создать впечатление о неспособности законно избран­ных правительств обеспечить общественный порядок и при­влечь тем самым часть избирателей на свою сторону. Препят­ствием росту неофашистских тенденций является всемерное развитие принципов и институтов демократии.

Пацифизм

Термином «пацифизм» (от лат.— умиротворяющий) принято обозначать принципиальное отрицание войны и всех форм насилия, а так­же общественное движение, участники которого выступают против всяких войн вне зависимости от их характера и целей. Сторонники пацифизма стоят на позициях морального осужде­ния любой вооруженной борьбы, влекущей за собой человече­ские жертвы, в том числе и справедливой освободительной вой­ны. В основе пацифистской установки лежат гуманистические идеи о всеобщем братстве людей, о неотъемлемом праве каждо­го человека на жизнь.

Пацифизм как идейная установка и общественное движе­ние возник в XIX в. и получил свое развитие в ХХ-ХХ1 вв. В различные периоды его видными представителями были пи­сатели Берта фон Зутнер (1843—1914, Австрия), Лев Толстой (1828-1910, Россия), Анри Барбюс (1873-1935, Франция), по­литики Махатма Ганди (1869—1948, Индия), Мартин Лютер Кинг (1929 -1968, США) и др.

Основной формой борьбы пацифистов за ненасильствен­ный мир — убеждение и личный пример. Участники пацифист­ского движения ведут пропаганду, убеждают власти решать конфликтные вопросы путем переговоров, отказываются участвовать в любых насильственных актах, организуют массовые выступления, направленные на мирное урегулирование международных конфликтов.

Пацифистские умонастроения относительно широкое рас­пространение получили среди различных слоев населения пре­имущественно в странах Западной Европы и Северной Амери­ки: интеллигенции, религиозных кругов, молодежи и др. Одна­ко люди с пацифистскими убеждениями имеются практически во всех странах. Первые пацифистские организации возникли в США (1815) и Великобритании (1816), как реакция на напо­леоновские и англо-американскую войны. В 1848 г. состоялся первый международный конгресс пацифистов в Брюсселе. Наибольшего развития пацифистское движение в XIX в. полу­чили в 1880—1890 гг. Многочисленные международные конфе­ренции, проводимые в то время пацифистами, призывали пра­вительства всех стран к запрещению войн к всеобщему разору­жению и урегулированию международных конфликтов путем принудительных третейских судов. Попыткой осуществить не­которые пацифистские идеи явилось создание и деятельность Лиги Наций (1919-1946).

После Второй мировой войны формой пацифизма, по сути, становится движение сторонников мира, а затем — антивоенное движение. Важными вехами их развертывания стали Конгресс деятелей культуры в защиту мира (Вроцлав, 1948), I Всемир­ный конгресс сторонников мира (Париж — Прага, 1949), II Всемирный конгресс (Варшава, 1950). Последний учредил руководящий орган сторонников мира — Всемирный Совет Мира. Его важнейшей акцией стала организация кампании по подписанию Стокгольмского воззвания (1950), под которым поставили свои подписи около 500 млн. человек. В данном до­кументе атомная война квалифицируется как преступление против человечества. Эта акция положила начало антиядерно­го пацифизма. Во второй половине XX в. пацифисты вместе с участниками движения организуют кампании против войн за­падных стран со своими колониями. Особый размах в начале 1970-х гг. получили акции против войны США во Вьетнаме.

Основной результат деятельности пацифистского и анти­военного движений, достигнутый к началу XXI в., состоит в том, что идея мирного решения политических проблем заняла прочные позиции среди мировой общественности. Паци­физм внес существенный вклад в развертывание современно­го движения людей на всех континентах за выживание челове­чества и сохранение биосферы, за безъядерный, ненасиль­ственный и безопасный мир.

Феминизм

Феминизм (от лат. — женщина) — теоретическая уста­новка, лежащая в основе общественного движения, ставящего своей целью уравнение в правах женщин с мужчинами, повы­шение роли женщин в обществе и, в конечном счете, достиже­ние равенства полов. В более широком смысле термином «фе­минизм» обозначаются течения философской, политической и правовой мысли, занимающиеся женской проблематикой.

Возникновение феминизма связано с эмансипационными процессами, т.е. освобождением людей от зависимости и угне­тения, стимулированными Французской революцией 1789 г.

Непосредственным толчком к появлению феминистского дви­жения послужил отказ творцов революции признать женщин в качестве полноправных граждан своего отечества. Провозгла­сив в «Декларации прав человека и гражданина» положение о том, что «все люди рождаются свободными и равными в пра­вах», они одновременно специальным декретом запретили жен­щинам участвовать в политических действиях. В такой пози­ции поборников «свободы, равенства и братства» дал о себе знать господствовавший на протяжении тысячелетий подход к пониманию мужчины как полноценного, социально активного субъекта, творца истории, а к женщине — как вторичного су­щества, функцией которого является лишь продолжение рода человеческого.

Конечно, и до Французской революции выдвигались идеи, в которых опровергались устоявшиеся на сей счет представления, однако они оставались малоизвестными и невостребованными. В этой связи прежде всего следует отметить творчество француз­ской поэтессы итальянского происхождения Кристины Пизанской (1364—1416), которую обычно называют первой феминист­кой. Ей принадлежит приоритет в постановке проблемы подчи­ненного положения женщины и необходимости обеспечения ее права на образование. В защиту женщины в это время выступали и мужчины. Например, немецкий философ-гуманист Корнелиус Агриппа (1486—1635) в работе «О благородстве и совершенстве женского пола» приводит ряд аргументов в пользу превосход­ства женщин по сравнению с мужчинами. Еще более решитель­ным феминистом показал себя Пулен де ля Барр, опубликовав­ший в 1673 г. труд «О равенстве обоих полов». В числе первых он объявил о том, что неравное положение мужчины и женщины в обществе есть результат подчинения женщины грубой мужской силе, а не вовсе предписание природы. Из этого следовало, что нет такого «предназначения» женщины, во имя которого ее сле­дует держать в гражданском бесправии.

Однако общественное звучание проблема равноправия жен­щин получает после Французской революции. Первым доку­ментом феминизма явилась вышедшая в 1791 г. из-под пера Олимпии де Гуж (1745—1793) «Декларация прав женщины и гражданки», за которую она, по сути, поплатилась жизнью (в 1793 г. по ложному доносу ее отправили на гильотину). По ее убеждению, «естественным правом» обладает каждый чело­век, в том числе и женщина, и женщина ничуть не менее спо­собна к его отправлению; конституция же не действительна, ес­ли она выработана не большинством всех индивидуумов, из ко­торых состоит нация. Практически в это же время, в 1792 г., по­является работа английского социального философа Мэри Уоллстонкрафт (1759—1797) «В защиту прав женщин» [24]. В ней на основе идеи «неповторимости и уникальности лично­сти» доказывается необходимость предоставления женщинам равных с мужчинами прав, особенно права на образование. По мнению Уоллстонкрафт, образование и свобода позволяет женщине лучше исполнять и свою роль жены и матери. Доку­ментом, вобравшим в себя основные феминистские идеи этого времени, стала принятая на съезде американских женщин «Декларация чувств» (1848). Этот документ был разработан по аналогии с Конституцией США и подписан 68 женщинами и 32 мужчинами. Декларация содержала комплекс конкретных требований по изменению законодательства государства с уче­том интересов обеих полов.

Отмеченные идеи стали теоретической основой так называ­емой «первой волны феминизма», которая разворачивалась с XIX до середины XX в. Она была представлена главным образом возникшим сначала в Великобритании, а затем и в других за­падноевропейских странах движением суфражисток (от англ. — избирательное право), участницы которого требова­ли предоставления женщинам одинаковых с мужчинами изби­рательных прав. Можно сказать, что цели этого движения в ос­новном достигнуты, по крайней мере, в большинстве стран. Впервые женщины получили избирательные права в Новой Зе­ландии (1893) и Финляндии (1906). После Первой мировой войны суфражизм одержал победу в большинстве стран Старо­го и Нового Света. США предоставили избирательные права женщине в 1920, Англия - в 1928, Франция — в 1944, Швейца­рия - в 1971, Лихтенштейн —в 1986.

Появление «второй волны феминизма», или неофеминизма, относится к 1960-м гг. Идейным предтечей современного фе­минизма стала французская писательница и философ Симона де Бовуар (1908—1986). Вышедшая в 1949 г. ее книга «Второй пол» до сих пор считается самым полным историко-философ­ским исследованием всего комплекса проблем, связанных с по­ложением женщины в обществе.

Наши рекомендации